1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9/10 9,00оценок: 9

Щелочные аккумуляторы для автономных систем

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем igr5591, 05.09.10.

Статус темы:
Закрыта.
  1. igr5591
    Регистрация:
    04.05.09
    Сообщения:
    121
    Благодарности:
    100

    igr5591

    Живу здесь

    igr5591

    Живу здесь

    Регистрация:
    04.05.09
    Сообщения:
    121
    Благодарности:
    100
    Адрес:
    Самара
    Как на ваш взгляд щелочные аккумуляторы в плане долговечности?
    Они не бояться КЗ и глубокого разряда.
     
  2. Leo2
    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436

    Leo2

    солнечный энергетик

    Leo2

    солнечный энергетик

    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Хорошая тема, а то все разбросано по разным местам.

    У меня вопрос по использованию щелочных аккумуляторов в автономных системах с одним источником энергии - генератором. Из нашего опыта знаем, что свинцово-кислотные АБ не долго держатся в таких системах - глубокие циклы и хронический недозаряд. Поэтому, думаю имеет смысл посмотреть в сторону щелочных АБ с жидким электролитом. В таких условиях работы можно смириться с такими недостатками щелочных АБ, как невозможность заряда малыми токами (можно от генератора выставить любой, и даже лучше если ток будет большой - быстрее зарядится) и эффект памяти (циклы будут как раз глубокие). Щелочные, как я понимаю, даже лучше недозаряжать - дольше прослужат.

    Собственно, вопросы:
    1. Где взять описание зарядного процесса для щелочных АБ с жидким электролитом? В интернете полно по зарядке герметичных щелочных АБ, в основном мелких.
    2. Какие есть особенности эксплуатации?
    3. Подойдет ли ББП с регулировками заряда, изначально для свинцово-кислотных? Можно обычно регулировать напряжения от 40 до 60В (для 48В системы), вроде этих пределов должно хватить, т.к. заряжать надо начиная с 1-1,1 В/элемент, а заканчивать на 1,75В/элемент, при этом номинал 1,2В/элемент (вроде так, поправьте если не прав). Если брать 40 шт., то пределы должны быть 40-70В. Такого высокого напряжения может и не быть. Можно ли заряжать до меньшего напряжения заряда (60-62В)?
    4. Где их делают в России? Цены?
     
  3. viktor50
    Регистрация:
    26.12.08
    Сообщения:
    14.415
    Благодарности:
    34.581

    viktor50

    Живу здесь

    viktor50

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.12.08
    Сообщения:
    14.415
    Благодарности:
    34.581
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Для информации, щелочным аккумуляторам нужен ток зарядки равный 25% от их ёмкости, они используются в отечественных троллейбусах, выпускаемых в Энгельсе Саратовской области, где производят эти аккумуляторы не знаю. Эти аккумуляторы не убиваемые, служат десятилетиями и почти не теряют ёмкость в резервном питании, токи разряда у них не такие огромные как у стартёрных, но машину холодную летом легко заводят, зимой при морозах в 17-20* не заводят. Раньше их ёмкость была 75А/ч, стояли по два аккумулятора на троллейбусе, там низковольтная сеть 24 вольта.
     
  4. Андрей-АА
    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    20.647
    Благодарности:
    14.788

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    20.647
    Благодарности:
    14.788
    Адрес:
    Новая Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Провел поиск по форуму по фразе "щелочной аккумулятор". Любопытно, что народ отзывается о них как долгоживущих и не убиваемых и потом спрашивает про опыт других, а опыта-то и нет...
    Просто любопытно...


    Вот некое простенькое (и, по-моему, древнее) введение в тему.
    Оттуда:
    Недостатки щелочных аккумуляторов по сравнению со свинцово-кислотными:
    - меньшая э. д. с.; почему это - недостаток? 10 штук по 1,2В=12Вольт...
    - более низкий к. п. д. (52—55%); для автономок - недостаток, а для резервных - нет.
    - более высокая стоимость. надо считать все на круг, а не только цену...
    Подчеркнутым - мои комментарии - Андрей А. А.
    А теперь - достоинства (выписал только важные):
    - при длительном бездействии несут малые потери на саморазряд и не портятся, имеют большой срок службы; у народа - по 40 лет и работают...
    - при работе выделяют меньшее количество вредных газов и испарений; герметичные:)
    - имеют большее внутреннее сопротивление, чем свинцово-кислотные, поэтому не боятся внезапных перегрузок. класс:)
    Навскидку - идеальные источники питания для резервных систем.
    Вопрос только в цене...

    Да, это было из учебника:
    Кузнецов М. И.
    Основы электротехники. Учебное пособие. Изд. 10-е, перераб. «Высшая школа», 1970
     
  5. Leo2
    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436

    Leo2

    солнечный энергетик

    Leo2

    солнечный энергетик

    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Еще одна цитата с нашего сайта:

    Т.е. не для всякой резервной или автономной системы подходят щелочные аккумуляторы. Если есть солнечные батареи или ветроустановки, т.е. источники, которые выдают разные токи, в т.ч. и малые, щелочные аккумуляторы ставить смысла нет - энергия малых токов будет просто теряться без пользы.

    Однако, я затеял эту тему именно для случая автономной системы с топливным генератором в качестве единственного источника энергии. В такой системе свинцовые аккумуляторы долго не живут -максимум год. Здесь много уже писали почему (хронический недозаряд и глубокое циклирование).

    Только для этого случая может оказаться так, что щелочные аккумуляторы с жидким электролитом (не герметичные!) будут экономически эффективны и надежны. Поэтому выделять они все-таки что-то будут, т.к. при заряде довольно сильно бурлят. Но, где-то читал, что выделения не такие взрывоопасные, как у кислотных.

    Прошу всех, кто знает, где взять информацию о таких аккумуляторах, накидать сюда ссылки или цитаты. Если есть опыт реального использования с генераторами в качестве заряда - тоже делитесь.
     
  6. Андрей-АА
    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    20.647
    Благодарности:
    14.788

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    20.647
    Благодарности:
    14.788
    Адрес:
    Новая Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Да, эффект памяти будет мешать использовать их для резервных...
    Не будем торопиться:
    1. Надо сначала узнать "величину" этого эффекта памяти и потом просчитать все на круг. А вдруг?:)]
    2. Для автономок мешает низкий КПД.
    Какой он в современных ЩАКБ? Тоже надо узнать и тоже все просчитать.
    Естественно, сравнить со свинцово-кислотными.
    Посчитал бы я легко, но где взять исходную инфу?
    Разве что совместным поиском.
    Народ, подключайтесь!
    Нужно:
    1. Количественные характеристики эффекта памяти для разных типов ЩАКБ.
    2. КПД тоже разных типов.
    В общем, документация нужна...


    Для начала - условные обозначения.
    В самом низу - международные, выше - наши.
     
  7. alex val
    Регистрация:
    30.01.10
    Сообщения:
    661
    Благодарности:
    263

    alex val

    кустарь одиночка смотором

    alex val

    кустарь одиночка смотором

    Регистрация:
    30.01.10
    Сообщения:
    661
    Благодарности:
    263
    Адрес:
    Воронеж
  8. Leo2
    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436

    Leo2

    солнечный энергетик

    Leo2

    солнечный энергетик

    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Для генераторной системы эффект памяти не важен - мы же разряжаем АБ как можно сильнее, чтобы запускать генератор как можно реже.

    По поводу КПД - если щелочные АБ можно заряжать большим током, то его низкий КПД с лихвой окупится более эффективным режимом работы генератора. Ведь для дозаряда свинцовых АБ требуется долго заряжать их малыми токами, т.е. практически на холостом ходу генератора. А у щелочных единственное ограничение при заряде, как я понял - это температура аккумуляторов.

    Это так, мысли вслух. Действительно, нужны параметры и расчеты.


    Уже кое-что... Смущает необходимость заряда с вывернутыми пробками (кто-ж в автоматическом режиме уследит) и необходимость замены электролита каждые 150 циклов. Радует возможность быстрого заряда за 6 часов.

    Это что, получается для 40 элементов (48В в номинале) нужно подавать зарядное напряжение 80В?
     
  9. Андрей-АА
    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    20.647
    Благодарности:
    14.788

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    20.647
    Благодарности:
    14.788
    Адрес:
    Новая Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Если речь о резервной генераторной, т.е. у которой есть еще и гос. сеть, то там, видимо, часто сеть будет опять включаться еще до запуска генератора - тогда и эффект памяти будет работать.
     
  10. Leo2
    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436

    Leo2

    солнечный энергетик

    Leo2

    солнечный энергетик

    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    нет, я говорю именно об автономной генераторной, где имеют место полные циклы заряд-разряда.
     
  11. PvR
    Регистрация:
    30.10.09
    Сообщения:
    401
    Благодарности:
    188

    PvR

    Живу здесь

    PvR

    Живу здесь

    Регистрация:
    30.10.09
    Сообщения:
    401
    Благодарности:
    188
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Господа!
    А задумайтесь над тем, что мало того, что нужны специальные зарядные устройства, так ещё - и возможно это самое главное - любой инвертор в котором нет возможности применять щелочной аккумулятор - отключит нагрузку при напряжении соответствующем разряду кислотного аккумулятора. И возможность отдавать токи при низком уровне разряда использоваться не будет. Жидкостные щелочные аккумуляторы имеют очень агрессивные пары, раньше на электрокарах использовались такие аккумуляторы, все аккумуляторщики оставались без зубов, за 10-15 лет работы разъедало. Сейчас всё чаще используются кислотные тяговые.
     
  12. Вонг
    Регистрация:
    27.04.10
    Сообщения:
    1.066
    Благодарности:
    355

    Вонг

    Живу здесь

    Вонг

    Живу здесь

    Регистрация:
    27.04.10
    Сообщения:
    1.066
    Благодарности:
    355
    Адрес:
    Москва
  13. Leo2
    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436

    Leo2

    солнечный энергетик

    Leo2

    солнечный энергетик

    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    У почти всех инверторов есть возможность регулировать напряжение отключения. Например у Xtender и Outback это 9,5 — 17В (на 12В АБ). Нам нужно 1-1,1В на банку, т.е. 10-11В, что есть практически во всех инверторах (напомню, "стандарт" защитного отключения у инверторов даже без регулировок - 10,5В. А в Новосибирске делают инверторы-убийцы аккумуляторов с отключением даже на 8,5В :) ) .

    Ток тоже регулируется. Есть режимы equlization, при которых АБ заряжается при 17В. Это почти требуемые 1,75В на банку для щелочных элементов. Важный вопрос при этом - есть ли аккумуляторы, в которых не надо отвинчивать крышки при заряде? Ведь для кислотных тоже рекомендуется отвинчивать крышки, но современные аккумуляторы заряжают и без такой процедуры.

    По поводу зубов - не знаю, может на самом деле и так. А что они зубами делали с аккумуляторами ? Понятное дело, что АБ с жидким электролитом нужно обслуживать и иметь для них специальное вентилируемое помещение. Так это и для кислотных так же.
     
  14. Андрей-АА
    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    20.647
    Благодарности:
    14.788

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Андрей-АА

    Умный дом, резервное питание. См. профиль

    Регистрация:
    25.11.09
    Сообщения:
    20.647
    Благодарности:
    14.788
    Адрес:
    Новая Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Добавлю свои три копейки:
    У МАП ЛСД вроде есть регулировка, а у ТриппЛайт и МеанВелл - вроде нету...
     
  15. Leo2
    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436

    Leo2

    солнечный энергетик

    Leo2

    солнечный энергетик

    Регистрация:
    02.06.08
    Сообщения:
    5.890
    Благодарности:
    3.436
    Адрес:
    Москва
    Разбираемся. Щелочные аккумуляторы для автономных систем

    Узнал насчет цен на аккумуляторы ТНЖ 250А*ч Великолукского аккумуляторного завода - стоят в Москве около 2800 за банку + электролит + перемычки. В этоге сокрее всего получится 30-35 тыр. за аккумулятор на 12В и, соответственно, 120-140 тыр. за 48В емкостью 250А*ч.

    Если учесть, что у свинцово-кислотных AGM такая емкость в номинале стоит в районе 4*15=60 тыр., а с учетом 50% разряда 120 тыр. (для гелевых соответственно 80-160 тыр.), получаем соизмеримые цены. Количество заявленных циклов для 100% разряда отличается раза в 4-5 для AGM (1000/200) и для 2,5-3 для геля (1000/300-400). Вроде так. Экономия на лицо (или на зубы, если верить PvR :)). Даже с учетом замены электролита через каждые 150 циклов.

    Заряжать с закрученными колпачками тоже вроде можно. Остается узнать про режимы заряда - сколько заряжать, когда отключать, предельные соотношения по напряжению/температуре/времени заряда и т.п.
     
Статус темы:
Закрыта.