1. Объявления

    Дорогие форумчане!

    Напоминаем, что самый крутой проект за всю историю FORUMHOUSE - конкурс «ДОМ ЗА ГОД» продолжается! В конкурсе может принять участие семья из любого региона России. Выполнять задания можно в любом порядке до 31.10.2017. Следить за стройкой можно в разделе "Истории".

    Скрыть объявление

Зарядка автомобильного аккумулятора

Тема в разделе "Авто", создана пользователем AT20072007, 14.11.15.

  1. AT20072007
    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14

    AT20072007

    Участник

    AT20072007

    Участник

    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14
    Зарядка автомобильного аккумулятора
    Всем привет. Хотелось бы услышать практические советы по зарядке автомобильного аккумулятора.
    В общем у меня несколько аккумуляторов, с различным режимом эксплуатации и состояния.
    Лодочный используется достаточно редко и получатся почти постоянно отключён (разорван +), зимой используется как подменные на всякий случай. Второй стоит на машине которая почти не эксплуатируется и на зиму снимается. Есть аккумулятор который эксплуатируется постоянно. В основном вопрос не о режиме эксплуатации а о зарядке и плотности электролита.
    Каждый из аккумуляторов ведёт себя по своему, как в плане зарядки так и плотности. Понятно что все аккумуляторы разные (качество и состояние), какой то лучше какой то хуже. Реально у меня из общего количества аккумуляторов за последние годы (их было штук 10 наверное) только один имел плотность 1,27 и в процессе зарядки сам её набирал. При том что это был предыдущий лодочный аккумулятор который проработал 7 лет и начинал и вихря (то есть мотора без генератора). Возраст текущих аккумуляторов от 2 лет.
    Поговорим о процессе заряда.
    У меня зарядное устройство ВЗА-5 с регулируемой силой тока. Также подключаю к клеммам вольтметр, чтобы знать напряжение. Заряжаю обычно током не более 3А, точнее начинаю с 1/10 от емкости аккумулятора условно 6А (также первоначальная сила тока зависит от конкретного аккумулятора, одному и 6 А мало для того чтобы начал заряжаться, другой и с 4 А начинает заряд брать) Когда напряжение на вольтметре выходит на 14-14,5 вольта (как в бортовой сети призарядке) начинаю снижать силу тока, как чтобы показания вольтметра были в районе 14 в и довожу её до 3 и менее ампер (так как типо чем меньше сила тока тем лучше для аккумулятора и наверное это так) Далее жду пока плотность не выйдет на 1,23-1,25 (большего результата ни на одном из моих аккумуляторов не было, кроме одного). Кипеть аккумулятор начинает через какое то время после начала зарядки. Обчитался всего что только можно, также имею какой-то собственный опыт. Хотелось бы получить практические ответы на следующие вопросы.
    1. Можно ли считать что аккумулятор заряжен по факту начала кипения электролита. Именно по этому факту. Думаю что нет.
    2. Если начать зарядку аккумулятора током в 6А и не трогать крутилку силы тока (есть выставил 6А и более ручку не трогаешь) то по идее при завершении заряда сила тока должна упасть до нуля, то есть аккумулятор больше не берет заряд. На практике ни разу такого не было, а сила тока естественно падала по мере зарядки.
    3. Плотность электролита допустим находится на минимуме (1.2 и менее) при разряженном аккумуляторе. В процессе зарядки она должна повышаться и достигать в идеале 1.27 во всех банках.
    На практике в 90% случает этого не происходит, максимум 1.23-1,25.
    В данный момент заряжаю аккумулятор с машины которая стоит. Входные данный 12 вольт и плотность ниже 1.2. Аккумулятор зарядился (при силе тока менее 1А показывает напряжение в районе 14 В, при отключенной зарядке через пару часов показывает 12,8),но плотность не повышается, и находится на уровне ниже минимального.
    Лодочный аккумулятор (до начала зарядки 12,3 в и плотность 1,2) зарядился до 12,6 в в состоянии покоя плотность 1,25. Сколько не гонял ни то ни другое не растёт. Вообще все мои аккумуляторы по большей части после зарядки показываю 12,6 сколько не заряжай.
    Буду признателен за практические советы, так как хочется разьи навсегда разобраться в вопросе.
     
    AT20072007 , 14.11.15
    #1 Цитировать
  2. Рикша
    Регистрация:
    27.02.14
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    182

    Рикша

    Живу здесь

    Рикша

    Живу здесь

    Регистрация:
    27.02.14
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    182
    Адрес:
    Чехов
    А какое напряжение Вы хотите там увидеть?

    Автомобильный Аккумулятор - Википедия:
    upload_2015-11-14_21-19-29.png

    Но вообще, напряжение - плохой индикатор состояния АКБ. Т. к., во-первых, напряжение зависит от температуры. А, во-вторых, оно не показывает реальной ёмкости. Т. е., если в результате деградации АКБ реальная ёмкость сильно ниже номинальной, то напряжение после зарядки будет таким же высоким, как и у нового аккумулятора. Собственно, плотность электролита - такой же плохой критерий.

    Для оценки состояния АКБ нужно использовать нагрузочную вилку (где оценивается падение напряжения при большом токе).
     
    Рикша , 14.11.15
    #2 Цитировать
  3. AT20072007
    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14

    AT20072007

    Участник

    AT20072007

    Участник

    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14
    Исходя из представленной таблицы 12.6 меня устроит, а так 12.8 как заявляют. При установке на технику более 12.6 не показывает.
    Как конкретно оценить падение напряжения с помощью нагрузочной вилки?
    Почему не повышается плотность при зарядке (конкретный случай мертвого аккумулятора)? И вообще как "правильно" она должна рости, как в таблице?
    И по первым двум позициям интересует Ваше мнение. Заранее спасибо.
     
    AT20072007 , 14.11.15
    #3 Цитировать
  4. Рикша
    Регистрация:
    27.02.14
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    182

    Рикша

    Живу здесь

    Рикша

    Живу здесь

    Регистрация:
    27.02.14
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    182
    Адрес:
    Чехов
    Нагрузочная вилка - это вольтметр, который может измерять напряжение в т. ч. при нагрузке до ~200 А, осуществляемой через спирали в самой вилке. Собственно, чем меньше будет падение напряжения, тем больше фактическая ёмкость аккумулятора.

    Если мы возьмём, например, два новых и полностью заряженных аккумулятора на 36 Ач и 90 Ач, то и напряжение на клеммах будет одинаковым, и плотность электролита. Соответственно, если вследствие деградации пластин наш аккумулятор на 90 Ач превратится в 36 Ач, то по показаниям вольтметра и ареометра мы об этом не узнаем. А вот если подключить нагрузку с высоким токопотреблением, то сразу всё станет понятно. У изначально слабого или подубитого аккумулятора падение напряжение будет сильнее.

    В инструкции к нагрузочной вилке должна быть инструкция, в которой сказано, какой ток выбрать для АКБ имеющейся ёмкости (он может регулироваться на некоторых моделях), как долго следует проводить измерение (т.е. как долго будет идти большой ток) и в каком диапазоне напряжение должно находиться в конце, чтобы сделать заключение, что АКБ в хорошем состоянии.

    Обычно это результат сульфатации пластин. Образуется, когда АКБ длительное время находится в полностью разряженном состоянии или близком к нему. Подробнее в Википедии.
     
    Рикша , 15.11.15
    #4 Цитировать
  5. AT20072007
    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14

    AT20072007

    Участник

    AT20072007

    Участник

    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14
    Вилка есть. Надо будет ей попробовать. Там, насколько я помню необходимо засечь время которое аккумулятор держит максимальную нагрузку? Завтра почитаю что к чему и посмотрю. Аккумулятор скорее всего что уже особо не жилец, но все таки вроде бы заряжается.
    Допустим если у этого аккумулятора я заменю часть электролита на новый с плотностью 1.27 по идее плотность поднимется. В общем я делал подобную операцию зимой на не особо живом аккумуляторе, плотность выросла, но не значительно с 1,15 до 1,2. Далее уже не помню росла в процессе заряда или нет. По сути тоже самое что и с этим аккумулятором.
    Аккумулятор заряжал около суток. Последние часов 12 током пене 1А. Плотность не растёт.

    В теории на живом аккумуляторе при зарядке постепенно будет уменьшаться сила тока (с 6А до 0) и параллельно будет рости плотность. Я правильно понимаю? В итоге он зарядится до 12,65 с плотностью 1,27. Просто ещё ни разу подобного не наблюдал, видимо из-за отсутствия изначально нормального аккумулятора.
    Ещё вопрос, как долго можно заряжать аккумулятор небольшим током (менее 1А) с целью повышения плотности.
    P. S. Меня особенно интересуют именно практические примеры по зарядке.
     
    AT20072007 , 15.11.15
    #5 Цитировать
  6. Рикша
    Регистрация:
    27.02.14
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    182

    Рикша

    Живу здесь

    Рикша

    Живу здесь

    Регистрация:
    27.02.14
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    182
    Адрес:
    Чехов
    Если у Вас уже есть нагрузочная вилка, то смотрите в инструкции, как именно этой моделью осуществлять замеры. Время, в течение которого надо производить измерения, равно как напряжение, которое должно получиться в результате, напрямую зависят от величины тока разряда, который обеспечивает данная вилка и от времени, которое она такой ток может выдержать.

    О том, как привести в чувства полудохлый аккумулятор с выраженной сульфатацией, много статей в Интернете. Яндекс в помощь. Но в целом, как я помню, процесс частичного восстановления не ограничивается одним зарядом. Нужно также разрядить АКБ большим током, а потом повторно зарядить.

    Бессмысленно обсуждать ток без привязки к напряжению. Потому что, если напряжение достаточно велико, то ток до нуля упадёт только когда вся вода в электролите в результате электролиза распадётся на кислород и водород.
     
    Рикша , 15.11.15
    #6 Цитировать
  7. AT20072007
    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14

    AT20072007

    Участник

    AT20072007

    Участник

    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14
    По моей вилке в течении 5 сек должно быть не менее 10,2. У меня 10.6.
     
    AT20072007 , 15.11.15
    #7 Цитировать
  8. Mikhail__F
    Регистрация:
    27.10.15
    Сообщения:
    28
    Благодарности:
    9

    Mikhail__F

    Участник

    Mikhail__F

    Участник

    Регистрация:
    27.10.15
    Сообщения:
    28
    Благодарности:
    9
    Нет, нельзя! Более того, лучше вообще обходиться без кипячения. Кипение - значит батарея не воспринимает всю закачиваемую в нее энергию. При правильном заряде такого быть не должно.

    Ход мысли правильный, но по факту немного не так. То что Вы понижали максимальный ток, удерживая напряжение постоянным - очень правильно. Зарядные устройства это делают автоматически.
    На первом этапе, когда идет рост напряжения на АКБ, максимальный ток заряда необходимо ограничить до 20% от номинальной емкости (20А для 100Ач АКБ). Дальнейшие манипуляции с понижением тока для сохранения напряжения - правильные. Только ток не должен падать до нуля. По ГОСТу АКБ считается заряженным, если ток заряда при постоянном напряжении не изменяется в течение 2х часов. Он не будет равен нуля, т. к. КПД заряда не равен 100% (по факту что то около 80% для новых батареек).
    А вот если выставить Ваши 6 А и больше не трогать АКБ - начнется кипение. Если долго кипятить, то концентрация электролита возрастет, т. к. вода из раствора просто испарится (в виде водорода и кислорода, на которые она разложится), но это тоже не хорошо.
    Кипение допустимо только при проведении выравнивающего заряда или КТЦ. И то необходимо следить за температурой АКБ. Вам, кстати, может немного помочь десульфатировать старые АКБ для приведения в кондицию.

    Данный вопрос уже обсудили, такие показатели очень даже хорошие, но т. к. АКБ старые, то концентрация может быть такой хорошей их-за недостаточного количества воды в растворе. Необходимо, чтобы пластины были полностью погружены в электролит.
     
    Mikhail__F , 14.12.15
    #8 Цитировать
  9. LeonidKam
    Регистрация:
    15.07.13
    Сообщения:
    1.346
    Благодарности:
    1.024

    LeonidKam

    Живу здесь

    LeonidKam

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.07.13
    Сообщения:
    1.346
    Благодарности:
    1.024
    Адрес:
    Пермский край г.Нытва
    Может что-то в современных аккумуляторах изменилось, но позволю себе рассказать то что знаю будучи в прошлом аккумуляторщиком.
    Я не знаю что за таблички тут приводились, но по нормам напряжение полностью заряженного аккумулятора при плотности электролита 1,27 должно быть 13,2 в. Зимой плотность в северных регионах доводиться до 1,32. Летом вюжных регионах можно снижать до 1,25.
    Плотность электролита при разряде не должна опускаться ниже чем 1,21-1,23.
    При зарядке регулируется не сила тока, а величина напряжения и, согласно закона Ома, при этом меняется сила тока на нагрузке, т. е. на аккумуляторе.
    "Кипение" аккумулятора лишь следствие химических процессов происходящих в аккумуляторе.
    По мере зарядки напряжение аккумулятора выравнивается с напряжением зарядного устройства, поэтому снижается сила тока зарядки (на самом деле всё гораздо сложнее, но этим можно пренебречь).
    Из практики... Два раза в году желательно производить зарядку любого аккумулятора весной и осенью на зарядном устройстве примерно восемь часов.
    Кстати замена электролита полезна, этим производиться "промывка" от шлаков, но опасна, возможно получить замыкание пластин. Желательно делать на разряженном аккумуляторе.
     
    LeonidKam , 18.12.15
    #9 Цитировать
  10. AT20072007
    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14

    AT20072007

    Участник

    AT20072007

    Участник

    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14
    Аккумулятор не первой свежести. При начале зарядки показывал 12 в плотность менее 1.2, начал заряжать 3а. Заряжаю аккумулятор уже более суток напряжение 13,8 В сила тока 0,5 А (снижал с 3а чтобы напряжение было в районе 14в). В итоге показывает около 13в, нагрузочной вилкой 10,5 (10,2 100% зарядка по инструкции)
    Плотность электролита 1,2 (двумя ареометрами мерил) Что в итоге делать?
     
    AT20072007 , 21.12.15
    #10 Цитировать
  11. LeonidKam
    Регистрация:
    15.07.13
    Сообщения:
    1.346
    Благодарности:
    1.024

    LeonidKam

    Живу здесь

    LeonidKam

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.07.13
    Сообщения:
    1.346
    Благодарности:
    1.024
    Адрес:
    Пермский край г.Нытва
    Если позволяет время, то нужно для начала сделать "потренировать" аккумулятор, сделать несколько циклов разряд-заряд. Взять лампочку на 12 вольт, можно от фары, и разрядить аккумулятор вольт так до 10. Затем поставить на зарядку. Заряжать током примерно так: 55-ый - 5 ампер, 60 - 5,5 ампер, 65 -6 ампер. Точность не нужна. НЕ СНИЖАТЬ ток зарядки весь период заряда. Желательно заряжать часов восемь. Проверить плотность. Если плотность не соответствует норме (1,27), увеличить или уменьшить. Увеличивают специальным электролитом повышенной плотности (1,40 - 1,45), уменьшают дистиллированной водой. Для этого отсасывают из банок старый электролит резиновой грушей и доливают свежий. За неимение, можно ареометром, но дольше. Сливать НЕЛЬЗЯ! Возможно замыкание пластин осадком. Цикл разряд-заряд повторить, пока не получим желаемого результата. Но ожидать что аккумулятор будет вновь как новый не следует.
     
    LeonidKam , 22.12.15
    #11 Цитировать
  12. AT20072007
    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14

    AT20072007

    Участник

    AT20072007

    Участник

    Регистрация:
    19.05.15
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    14
    Времени до апреля :). Может быть именно подменить часть электролита. Хотя конечно можно попробовать разрядить. Просто ни разу этого не делал. Главное не убить его, так как он от машины которая весной должна продаваться вместе с ним.
    Я правильно понял суть разряда до 10 вольт дает запас для поднятия плотности с 1.2 при последующем заряде до 12.8?
     
    AT20072007 , 22.12.15
    #12 Цитировать
  13. LeonidKam
    Регистрация:
    15.07.13
    Сообщения:
    1.346
    Благодарности:
    1.024

    LeonidKam

    Живу здесь

    LeonidKam

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.07.13
    Сообщения:
    1.346
    Благодарности:
    1.024
    Адрес:
    Пермский край г.Нытва
    Да.
    Цикл разряда-заряда позволяет несколько снизить сульфатацию свинцовых пластин. Повышение плотности электролита удобней делать при разряженном аккумуляторе. На разряженном аккумуляторе плотность электролита понижается.
    Нормально заряженный аккумулятор должен выдавать 13,2 вольта.
     
    LeonidKam , 22.12.15
    #13 Цитировать
  14. wer_fdbr
    Регистрация:
    24.08.15
    Сообщения:
    863
    Благодарности:
    632

    wer_fdbr

    Живу здесь

    wer_fdbr

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.08.15
    Сообщения:
    863
    Благодарности:
    632
    Адрес:
    Челябинск
    В таблице не напряжение!
    В таблице ЭДС.
    Официально именуемое НРЦ
    Напряжение Разомкнутой Цепи.
    Те без нагрузки АКБ.
    Более того через 8часов после заряда или разряда.
    Те 8часов акб должен отстояться отключенный от автомобиля и от зарядного устройства при комнатной температуре (или вводить небольшую поправку).

    Напряжение на автомобиле будет ниже, насколько именно неизвестно.
    Ориентировочно для хорошего акб стоящем на среднестатистическом автомобиле (сигналка+музыка+контроллер до 0.1А) сразу после поездки 12.8-12.9в к утру после ночи 12.5в
     
    wer_fdbr , 30.12.15
    #14 Цитировать
  15. wer_fdbr
    Регистрация:
    24.08.15
    Сообщения:
    863
    Благодарности:
    632

    wer_fdbr

    Живу здесь

    wer_fdbr

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.08.15
    Сообщения:
    863
    Благодарности:
    632
    Адрес:
    Челябинск
    Немного о зарядке акб.
    Современные кальциевые акб очень медленно набирают плотность электролита.
    Почему никто не знает, теорий масса, точной инфы нет.
    Производитель рекомендует заряжать их с кипячением до 16в,
    в принципе поскольку это бывает редко (вредно но раз или два в год не страшно) то можно и так.
    Еще они ЖУТКО не любят сильный разряд.
    Реально разряжать их ниже 11в категорически не рекомендуется.
    Иначе пластины покрываются НЕРАСТВОРИМЫМИ и нпроводящими соединениями кальция.
    Причем чем дольше акб стоит разряженный тем толще слой.
    Те нужно сразу заряжать если довелось посадить акб.
    Сразу это час-два-три.
    Сутки уже много.
    О нагрузочной вилке.
    Типично для акб 60а\ч ток вилки 100А если напряжение 5сек 11в это отличнй результат.
    Ниже 9в дело дрянь.

    Насчет КТЦ.
    Те ПОЛНОГО Контрольно Тренировочного Цикла.
    Полный заряд/полный разряд.
    Стартерные кальциевые АКБ выдерживают примерно 10-15 таких циклов И ВСЕ!
    (Тяговые акб и старые сурмянистые стартерные до 500.)
    Злоупотреблять не стоит.
    КТЦ умерли вместе с классическими сурмянистыми акб.

    Но зато у кальция меньше внутренне сопротивление, больше макс ток на морозе и выше напряжение при котором он начинает кипеть. Меньше подвержены сульфатации.
    Но всреавно дрянь.
     
    Последнее редактирование: 30.12.15
    wer_fdbr , 30.12.15
    #15 Цитировать