1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0/10 0,00оценок: 0

АКБ НЕ для резервного и автономного питания. Только практика, никакой теории

Тема в разделе "Бесперебойное (аварийное) электропитание", создана пользователем Зdmax, 27.07.15.

  1. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900
    Адрес:
    Почти Москва
    АКБ НЕ для резервного и автономного питания. Только практика, никакой теории
    Предисловие.
    На форуме есть тема про тяговые аккумуляторы, про выбор аккумуляторов для автономных систем и т. д. Но нет темы про аккумуляторы, которые не в коей мере не годятся для автономного питания, да и для резервного питания годятся слабо. В каких то темах есть информация по этому вопросу, но её мало и она разбросана по всему форуму. Не пришла ли пора систематизировать? Отсутствие такой информации приводит к тому, что некоторые форумчане на полном серьёзе думают, что в автономной системе можно использовать свинцово - кислотный аккумулятор, который предназначен для автомобилей. Мало того, что они искренне в этом убеждены, они ещё убеждены и в том, что это самый дешевый вариант, ибо учитывают лишь первоначальные затраты. Им часто вторят другие форумчане, которые СК аккумуляторов в автономке в глаза не видели, но которые смеют утверждать, что такой аккумулятор может служить чуть ли не десятилетие. Ибо он у них на автомобиле столько и служил.
    Недостаток информации, искажение оной, а так же не верная интерпретация часто приводят к тому, что люди просто зря выбрасывают деньги на покупку таких аккумуляторов. Осознание ошибки приходит быстро. У кого то через 2 года, в лучшем случае. А у кого то уже через 1 дачный сезон. Цель открытия данной темы состоит в том, что бы на практике показать - стартерный свинец в автономной системе не жилец. Именно поэтому тема называется так, как называется. Господ теоретиков попрошу если и не воздержаться от высказываний, то хотя бы делать это максимально корректно. А вот тех бедолаг, которые когда то как и я решились на стартерный свинец в автономку, прошу активно высказываться. Ваше мнение и ваш опыт очень важен.
    Это была присказка. Сказка впереди. Как доказать, что стартерник и автономка не совместимы? Поставить в автономку - скажут многие. Это да, это верно. Но это долго. И это не наш выбор. А выбор наш таков - купить такой аккумулятор и ежедневно гонять его циклами с разрядом до 100 процентов. Подсчитывая как количество циклов, так и падение емкости аккумулятора. Сказано - сделано. Встречайте подопытного кролика.
    20150725_205856.jpg
    Аккумулятор Nassa Marine DC 21MF. Он уже как то проскакивал на страницах нашего форума. Форумчанин его месяц использовал на отдыхе для питания холодильника и остался доволен. Но месяц это разве показатель? Вовсе нет. Тем более, что не было информации как по глубине разрядов, так и по количеству циклов.
    Почему был выбран именно этот аккумулятор? Причин несколько. Ну, во первых, не хотелось брать совсем уж откровенный стартерный кальций, который гарантированно бы сдох за 20 циклов DOD 100% Это было бы показательно, но это не наш метод. Данный аккумулятор является тягово-стартерным, предназначен больше для питания лодочных моторов, как можно понять из названия. То есть, теоретически, он должен лучше переносить глубокие циклы. И если даже он умрёт за короткий промежуток времени - это будет в разы нагляднее, чем издевательство над стартерным аккумулятором.
    Причина 2. Это самый дешевый тяговый аккумулятор. А цена его составляет 1950 рублей. За такие деньги не купить и нормального стартерного аккумулятора подобной емкости, не говоря уже о тяговых.
    Причина 3. Этот аккумулятор серая мышь. Нигде нет о нем никакой информации. Подделка? Учитывая название - вполне может быть. Вот это мы и выясним в ходе эксперимента.
    Немного о самом аккумуляторе. Никакой информации, как я уже сказал, производитель не даёт. 53 А*ч, но не указано при каком разряде. Нет цифр стартерного тока. Не указан тип пластин. Обратите внимание на фотографию - в крышке присутствуют пробки, что указывает на обслуживаемый тип аккумулятора. Отсутствует вентиляционный канал в крышке, что указывает на то-же самое. Отверстия для выхода газов есть в самих пробках, которые...заклеены этикеткой. Грамотный ход, нечего сказать. При этом присутствует глазок - ареометр, который является уже признаком необслуживаемого аккумулятора. Его ставят там, где нет возможности замерить плотность электролита. Тут такая возможность имеется. Странно, как минимум...
    Срываем наклейку, так как она тут абсолютно лишняя. Отвинчиваем пробки, заглядываем внутрь. За качество фото пардон, сложно что либо снять в столь узких отверстиях.
    20150725_211800.jpg
    Внутри на первый взгляд всё прилично. Пластины толстые, что есть признак тягового аккумулятора. Правда вот в конвертах отрицательные пластины. Что несколько смущает и удивляет. Проверил несколько раз - ошибки нет. Именно отрицательные. Опять признак левака? Зато пластин в каждой банке по 5 шт. каждого типа. Стартерные подобной емкости имеют по 7, как правило. Ещё один признак тяговой породы аккумулятора.
    Ладно, хватит об аккумуляторе. Ближе к теме. После покупки АКБ был дозаряжен. Попутно выяснилось, что это малосурьмянистый аккумулятор, так как при 14.4В кипит за милую душу. Это хорошо. Первый разряд 10 часовым током показал емкость на уровне 82 процентов. Хотел я было уж расстроиться, но потом вспомнил, что для тяговых емкость указывают как С20. А раз так, то испытания будут примерно следующими:
    Заряд 10 часовым током. Потом разряд 20 часовым. И так по кругу до набора емкости в 100 процентов. После чего и заряд и разряд будут производиться 10 часовым током для ускорения процесса. О количестве циклов и емкости буду периодически отписываться тут.
     
    Зdmax , 27.07.15
    #1 + Цитировать
  2. Мax94
    Регистрация:
    07.09.12
    Сообщения:
    7.842
    Благодарности:
    1.699

    Мax94

    ·

    Мax94

    ·

    Регистрация:
    07.09.12
    Сообщения:
    7.842
    Благодарности:
    1.699
    Адрес:
    Калининград
    Это по-моему слишком жёстко. Сразу найдутся умные, которые скажут "А вот если бы разряжал на 80-50-30-20-10% (нужное зачеркнуть)- вот тогда акк как дал бы до 1000 циклов!". Ну и цикл С/10- это порядка суток. Так что топик имеет шанс стать tõeline eestlane.
     
    Мax94 , 27.07.15
    #2 + Цитировать
  3. Kolhoz
    Регистрация:
    25.06.09
    Сообщения:
    706
    Благодарности:
    710

    Kolhoz

    Живу здесь

    Kolhoz

    Живу здесь

    Регистрация:
    25.06.09
    Сообщения:
    706
    Благодарности:
    710
    Стартерные АБ, стоя в буфере выхаживают до 7 лет.
    Стационарные, ну никак 28 лет не выходят, при стоимости примерно в 4 раза дороже.
    Более того, стартерные, при сдаче в лом, возвращают значительно большую долю вложенных средств по сравнению со стационарными.
    Отсюда вывод - стартерные АБ заведомо лучший выбор для буфера.
    Подобная ситуация и с работой в автономках. При стоимости в 4 раза меньше, они служат всего в 3-3,5 раза меньше. Профит налицо.
     
    Kolhoz , 27.07.15
    #3 + Цитировать
  4. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900
    Адрес:
    Почти Москва
    Нормально. Сколько там обещают производители стартерных аккумуляторов? Чуть ли не до 200 циклов при таких издевательствах? Вот и проверим соответствие этих заявлений реальности. Ибо дураку понятно, что таких цифр не получить.
    А нам спешить некуда. Да и свинец, как я уже знаю из своей практики, склеит ласты куда быстрее, чем Вы думаете. ;)
     
    Зdmax , 27.07.15
    #4 + Цитировать
  5. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900
    Адрес:
    Почти Москва
    Не обсуждается.
    Подсчёт не верный. Если Троян спец серии для автономки можно отхватить за 14 тысяч рублей (6v*225Ah=1350 Вт*ч), то стартерный на 100 Аh (1200 Вт*ч) стоит от 4800. Разница в цене 3 раза. При этом у стартерного меньше емкость. Так вот, Троян гарантированно отслужит >800 циклов при DOD 100%, а вот стартерный гарантированно не отслужит 200 циклов. Дальше посчитайте сами.
    И да, как уже сказал, не надо тут теорий. У Вас есть опыт применения стартерного свинца в автономке? Тогда давайте данные. А если нет, то о чем речь?
    У Вас, насколько я помню, стоит как раз тяговый свинец от Микроарта. Почему же не взяли стартерный, если он так хорош? Чем это поясните?
     
    Зdmax , 27.07.15
    #5 + Цитировать
  6. Kolhoz
    Регистрация:
    25.06.09
    Сообщения:
    706
    Благодарности:
    710

    Kolhoz

    Живу здесь

    Kolhoz

    Живу здесь

    Регистрация:
    25.06.09
    Сообщения:
    706
    Благодарности:
    710
    Все свои расчеты делал в том числе, и на базе инфы с официального сайта Трояна. Они единственные предоставляют полную инфу по своим батареям. За калькулятором и инетом провел не один час. Для меня тема Троянов закрыта. К тому же, долго общался с продавцом этих самых троянов, который полностью подтвердил все мои расчеты.
    Кстати про спецсерии и дип циркл. Батареи, серии дипцикл как раз на глубоких разрядах демонстрируют худшие показатели, чем сопоставимые по цене (тоже троян) но не "дипцикл". Причем эта инфа на их же сайте, в графиках.

    Стационарные Трояны имеет смысл покупать, если ты живешь в США. Там цена по сравнению со стартерными выходит правильная - они дороже всего в 2,7 раза.
    В нашем случае, доставка, растаможка и наценка делает их покупку крайне необдуманным и непросчитанным решением.
     
    Kolhoz , 27.07.15
    #6 + Цитировать
  7. Kolhoz
    Регистрация:
    25.06.09
    Сообщения:
    706
    Благодарности:
    710

    Kolhoz

    Живу здесь

    Kolhoz

    Живу здесь

    Регистрация:
    25.06.09
    Сообщения:
    706
    Благодарности:
    710
    У меня вполне себе прилично отработали стартерные 2 года в довольно непростых условиях, с нечастыми полными разрядами. Сейчас стоят в буфере.
    В моей теме всё есть. Не так давно сдох один стартерный аккумулятор 2008 года. Причем он работал вместе со всеми, а не просто стоял в буфере.
     
    Kolhoz , 27.07.15
    #7 + Цитировать
  8. Aleksei2011
    Регистрация:
    01.12.11
    Сообщения:
    919
    Благодарности:
    193

    Aleksei2011

    Живу здесь

    Aleksei2011

    Живу здесь

    Регистрация:
    01.12.11
    Сообщения:
    919
    Благодарности:
    193
    Адрес:
    Самара
    Подброшу немного своего опыта общения со стартерным свинцом в ветросолнечной электростанции. Когда у меня всё только начиналось, появился первый ветрячёк, то достался мне приличный и крутящий стартер автомобильный акб VARTA на 60Ач, ёмкость и прочее не мерил, но поначалу этот акб отдавал как минимум половину ёмкости. Но зимой я его разряжал аж до 7 вольт, и в состоянии глубокого разряда он находился за зиму несколько раз, причём подолгу, в итоге к весне почти трупп, ёмкости осталось 3-5Ач. Потом купил еще два акб по 60Ач, отработали они с весны по осень нормально, но зимой снова глубокие разряды и к весне ёмкость одного из них померенная на заряд/разряд ваттметром показала 4.5Ач. Короче труппы.

    Понимаю, виноват сам что допускал такое издевателство над акб, но потом был куплен еще дешовый акб на 60Ач, поставлен один в систему вместо трёх умерших. Заряжался исправно каждый день и за темное время суток с него бралось 10-15А. В итоге через два месяца заметил что акб разряжается больше обычного, пришлось на конроллере изменить напряжение отсечки. Но еще через месяц акб к утру до 11 вольт стал разряжаться, в итоге не понятно почему почти трупп. Заряжал его переодически до 14.7 вольт, а так под СБ обычно до 14 вольт и поддержка.

    Далеее купил лифер, он прошол и разряды до 2 вольт на банку, и ускоренный заряд за два часа, зимой ему пришлось очень тяжело, в итоге всё выдержал.

    Сейчас стоят АГМ аккумуляторы MNB 2шт по 65Ач, они ёмкость не теряют и работают нормально, а лифер разобран и часть ячеек крутит шуруповерт.

    12.jpg
     
    Aleksei2011 , 27.07.15
    #8 + Цитировать
  9. Guropes
    Регистрация:
    31.01.15
    Сообщения:
    2.061
    Благодарности:
    322

    Guropes

    Живу здесь

    Guropes

    Живу здесь

    Регистрация:
    31.01.15
    Сообщения:
    2.061
    Благодарности:
    322
    Ничто не мешает и в автономке разряжать аккумулятор ежедневно на 100% Если бы не использование ночного тарифа, то у меня так бы и было гарантированно.
    А в резерве стартерный свинец может прожить не меньше чем по прямому назначению, даже должен. Поэтому название темы считаю не вполне корректным.
     
    Guropes , 28.07.15
    #9 + Цитировать
  10. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900
    Адрес:
    Почти Москва
    @Kolhoz, Вы расписали всё подробно, но на вопрос так и не ответили. Повторю его. Если Вы считаете, что стартерный свинец в автономке не плохой жилец и даже выгоден (по Вашим подсчетам) - почему Ваша серьёзная автономная система построена на тяговых аккумуляторах из Тюмени, а не на стартерном свинце?
    И о Троянах. Я просто привел их в пример, как первые пришедшие на ум. Да, это дорогие аккумуляторы. Возможно, что и у них есть какие то минусы. Но ведь на них свет клином не сошелся, не так ли? давайте для примера возьмем АКБ, что стоят у Вас. Если их брать не у Микроарта, то реально взять по 2500 руб. за банку 210 Ah. Батарея на 12 вольт из 6 банок обойдётся в 15 тысяч рублей. 1000 рублей выйдет 20 литров электролита, что бы их залить. Итого 16 тысяч за сборку 12В 210Ah. Стартерный АКБ аналогичной емкости будет стоить от 9 тысяч. То есть даже не в 3 раза дешевле и даже не в два, о чудеса. А прослужит он, в сравнении с этим тяговым свинцом, в разы меньше. Я думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что прослужит он на порядок меньше. Так о какой экономии Вы нам тут рассказываете? Можете пояснить? А то я, честное слово, как то не особо понимаю.
     
    Зdmax , 28.07.15
    #10 + Цитировать
  11. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900
    Адрес:
    Почти Москва
    Почему же не понятно? Всё как раз понятно дальше некуда. Вы подтверждаете мои слова, подтверждаете абсолютно точно. Автомобильные АКБ не рассчитаны на сколь нибудь глубокие разряды. Даже DOD 50% для них крайне вреден. Я на форуме уже третий год пишу о том, что такие аккумуляторы могут умереть и за 50 циклов и даже раньше. У Вас умер за 3 месяца. То есть 90 не глубоких циклов и ему кранты. Интересно, сколько ещё мне понадобится раз это повторить, что бы люди стали это понимать?
    Поймите же, стартерный свинец в первую очередь ориентирован на отдачу огромных пусковых токов. У него много пластин, максимальная площадь оных для соприкосновения с электролитом и отдачи максимальных токов. Но толщина их такова, что их коробит при глубоких разрядах практически моментально. Были малосурьмянистые пластины - корродировал положительный элемент. Производители с этим справились заменив сурьму на кальций. Но теперь вторая напасть - сульфаты. Причем если автолюбителю это не страшно, то автономщику это смертельно опасно.
    Ну нет, нет в автомобильном АКБ ничего, что могло бы хоть как то сносно работать в автономных системах. Всё, что в нём имеется - так или иначе спроектировано так, что убивается циклированием. Увы...
     
    Зdmax , 28.07.15
    #11 + Цитировать
  12. Зdmax
    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900

    Зdmax

    Живу здесь

    Зdmax

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.06.12
    Сообщения:
    2.382
    Благодарности:
    900
    Адрес:
    Почти Москва
    Резерв резерву рознь. Где то отключают электроэнергию дважды в неделю, а где то дважды в год. Как сравнивать будем такие резервы. количество циклов в них и глубину разряда? Никак. А раз так, то этого вопроса лучше не касаться. Обсуждается в первую очередь автономная система на данных аккумуляторах.
    Для серьёзных систем резервирования питания стартерные аккумуляторы не годятся. Вспомните какие аккумуляторные батареи применяют для резервирования в системе связи и сразу станет всё понятно. Операторы сотовой связи деньги считать умеют, уж поверьте. А " детские " по мощности и возможностям резервы мы и не рассматриваем. Да, вполне возможно в каком то отдельном случае стартерный свинец простоит 5 лет в резерве. Но это исключение из правил, не более того. Не отключали питание в той системе на протяжении этих 5 лет не разу - вот и жив тот аккумулятор. Это для примера. Я себе поставил цель, как уже сказал, показать, что в автономных системах данные аккумуляторы не применимы. Поэтому оставим пока в покое резерв.
     
    Зdmax , 28.07.15
    #12 + Цитировать
  13. Aleksei2011
    Регистрация:
    01.12.11
    Сообщения:
    919
    Благодарности:
    193

    Aleksei2011

    Живу здесь

    Aleksei2011

    Живу здесь

    Регистрация:
    01.12.11
    Сообщения:
    919
    Благодарности:
    193
    Адрес:
    Самара
    Дорогой автосвинец стоит примерно как хороший тяговый AGM аккумулятор, по-этому понятно что покупать в этом случае. А если совсем экономить, то самое дешовое это кальций по цене 2-3т.руб за 60Ач, но он даже в авто при правильной эксплуатации больше трёх лет не ходит. А в автономке при циклировании даже на глубину всего 20-30% его срок жизни до почти полной потери ёмкости максимум 1 год, но если акб "словит" пару глубоких разрядов, то через меяц он окончательно помрёт. По этому на автосвинце можно ставить жирный крест и больше не выкидывать женьги на эту каку.

    Самый дешовый вариант это использовать литий-ионные акб, которые можно циклировать хоть на 100% и они от этого не портятся в сравнении с свинцом. Только брать литий-ионные меньшей емкости чем свинец и цена будет такой-же, но прослужит акб гораздо дольше.
     
    Aleksei2011 , 28.07.15
    #13 + Цитировать
  14. Guropes
    Регистрация:
    31.01.15
    Сообщения:
    2.061
    Благодарности:
    322

    Guropes

    Живу здесь

    Guropes

    Живу здесь

    Регистрация:
    31.01.15
    Сообщения:
    2.061
    Благодарности:
    322
    Так удалите их из названия темы, если про них писать нельзя.
     
    Guropes , 28.07.15
    #14 + Цитировать
  15. Aleksei2011
    Регистрация:
    01.12.11
    Сообщения:
    919
    Благодарности:
    193

    Aleksei2011

    Живу здесь

    Aleksei2011

    Живу здесь

    Регистрация:
    01.12.11
    Сообщения:
    919
    Благодарности:
    193
    Адрес:
    Самара
    Я когда за зиму "убил" три акб автомобильных по 60Ач, то начал в этом всём разбираться, но чтобы подтвердить и наконец убедится я взял специально на лето ещё один акб. Точная ёмкость 55Ач, брал за 1700руб. В магазине его проверили, он был свежий и всё с ним в порядке. Поставил я его вместо дохлых акб и выставил на контроллере отсечку на 12.0вольт чтобы не допускать глубокие разряды. В итоге каждые сутки с него потреблялось 10-15Ач, то-есть он циклировался на 20-25%. Но уже через две недели под нагрузкой рано утром срабатывала отсечка. Я отодвинул порог до 11,8, а спустя еще какое-то время отсечка уже стояла на 11 вольт. Начал мерить плотность электролита, заряжать до 16 вольт, но короче толку небыло. Сменил на лифер в итоге, и лифер при ёмкости в 40Ач показал себя лучше чем даже когда стояли три акб по 60Ач. Вот такой у меня опыт, а сейчас стоят 2шт AGM по 65Ач, работают отлично и потери ёмкости нет (не заметно), хотя уже "ловили" глубокие разряды.
     
    Aleksei2011 , 28.07.15
    #15 + Цитировать