1. Дорогие друзья! Если Ваш дом украшает и обогревает финская печь Туликиви, у вас есть отличная возможность пригласить съёмочную группу FORUMHOUSE для съёмок обзорного сюжета о вашем доме и об этой классной печи! Впереди зима, согреемся от теплой истории!) Пишите нам! expert@forumhouse.ru
    Скрыть объявление
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 10,00оценок: 3

Осваиваем A9CAD

Тема в разделе "Программы для проектирования домов, расчеты", создана пользователем UrriS, 19.06.14.

  1. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Осваиваем A9CAD
    Предисловие
    На форуме в разных разделах и под разными соусами часто встречаю, по сути, одинаковые вопросы, вызванные одной и той же причиной. Неумением спрашивающего работать с CAD-программой. Так давайте научимся!

    Конечно, полноценные пакеты, наподобие AutoCAD, стоят очень недешево. Однако, их мощность и возможности для решения наших несложных задач избыточны. Нам помогут простые и, вместе с тем, достаточно функциональные графические пакеты. К примеру, чертежно-графическая программа A9CAD, которая, кстати, распространяется совершенно бесплатно, незаслуженно обойденная вниманием на этом форуме. При крохотных размерах дистрибутива (15,54 МБ) и скромных потребностях в ресурсах компьютера, она поможет решить практически все вопросы нашего нехитрого проектирования.

    Программа создана группой разработчиков компании A9Tech Inc., головной офис которой расположен в городе Редмонд (штат Вашингтон, США). Сайт разработчика - http://www.a9tech.com/. Основное предназначение - двумерное черчение. Большим преимуществом является то, что программа поддерживает стандартные форматы чертежей DWG/DXF. А также то, что интерфейс с пользователем построен по образу и подобию AutoCAD - лично мне в освоении это было большим подспорьем, так как ранее я освоил AutoCAD на крепком среднем уровне. Собственно, и осваивать не пришлось, только вспоминать.

    Как заявляют авторы этой программы, их целью являлось создание достаточно мощного, функционального и простого в использовании инструмента. Что ж, им это почти удалось. Последняя версия программы - 2.2.1 - датирована 14 марта 2005 года. Далее продукт не развивался, а жаль, так как для полного счастья в нем надо бы было вычистить несколько досадных (но несмертельных) багов, а также добавить пару-тройку облегчающих жизнь функций редактирования, наподобие тиражирования элемента массивом.

    Свой "курс освоения" A9CAD я хочу построить по принципу решения последовательности конкретных задач. Т. е. буду подробно объяснять только то, что нужно для решения конкретной задачи и лишь чуточку затрагивать связанные темы. Например, когда дойдет до рисования линий, перечислю, что еще можно рисовать, кроме линий – но только перечислю, а рисовать будем нужную нам линию, больше ничего.

    Упомяну здесь о двух других интересных бесплатных программах.
    • SketchUp (для моделирования сравнительно простых трехмерных объектов). Популярна у форумчан, особенно у каркасостроителей. Обладает прикольным, но своеобразным интерфейсом, и у меня на рабочем столе не прижилась, так как мне совсем не сложно мыслить проекциями, а вот постоянно крутить модель под разными углами, наоборот, утомляет. Желающие научиться работать в SketchUp найдут обширную библиотеку видеоуроков на YouTube, да и на форуме ей косточки уже изрядно перемыли.
    • SweetHome3D (для любительского архитектурного моделирования). Очень милый продукт. Работать с ним доставляет удовольствие. Позволяет создать планировку комнаты, офиса или дома целиком, в том числе, многоуровневого, расставить мебель, вставить в нарисованные стены двери и окна – и тут же увидеть результат в трехмерном виде, извне или с позиции наблюдателя, «гуляющего» по нарисованному помещению. Эта программа осваивается интуитивно, при желании с ней сможет научиться работать любой. Очень даже уместна, когда вы пытаетесь определиться с расстановкой мебели, однако для серьезного проектирования не подходит, так как дом – это не только помещение, это еще и система коммуникаций, а вот наложить на проект в SweetHome3D трассы коммуникаций совсем не просто. Впрочем, данный продукт постоянно развивается, и кто его знает, как далеко зайдут его возможности в будущем.
    В общем, здесь желающие смогут научиться работе с бесплатной программой A9CAD в духе старой доброй школы двумерного черчения.
     
  2. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Запуск и первоначальная настройка

    Итак, вы скачали и установили программу. Щелкаете на иконку A9CAD – и программа запускается. При этом сразу создается новый чертеж (с именем по-умолчанию «Drawing.DWG»).

    1-Запустили.png

    Что за области в этом окне мы видим:

    2-Познакомились с панелями.png

    Сразу идите в меню «Draw/ActiveDocumentSettings…» или щелкайте по иконке «ActiveDocumentSettings» на панели инструментов «Standard» для того, чтобы установить общие параметры активного чертежа. Всплывет окно «ActiveDocumentSettings» с несколькими закладками. Не вдаваясь в подробности, предложу вариант настроек, который подошел мне для черчения планировки своего дома.

    • Закладка «Geometry»: здесь нас интересуют области Grid и Snap. «Grid» нарисует вам сетку, если вы «утопите» «важную кнопку» «Grid» (в той панели, которая в самом низу). А «Snap» – обеспечит привязку к этой сетке, если вы «утопите» «важную кнопку» «Snap». В самом начале работы над чертежом это бывает удобно.
    Так как я намереваюсь проектировать каркасный дом, то предварительно я определился с шагом стоек каркаса (межцентровым). И выбрал его равным 625 мм, что удобно и для укладки минваты (при использовании для стоек доски толщиной 35 мм, между стойками останется 590 мм, т. е. 600-миллиметровый утеплитель будет уложен с допустимым натягом в 1 см), и для обшивки каркаса ОСП (а именно, листами 1250х2500 – ведь их размеры кратны 625 мм). Если ваш выбор такой же, то задайте:

    Grid / Space X = 625,
    Grid / Space Y = 625,
    Grid / Lower X = -30000,
    Grid / Lower Y = -20000,
    Grid / Upper X = 30000,
    Grid / Upper Y = 20000,
    Snap / Space X = 625,
    Snap / Space X = 625.


    • Закладка «Line»: важно установить только правильный масштаб для отображения прерывистых линий.
    Установите Linestyle Scale = 200 (потом, при необходимости, подберете более подходящий).

    • Закладка «Text»: я ее не меняю, так как, вроде бы, эта настройка все равно глючит, и задавать размер текста приходится для каждого нарисованного объекта типа «текст».
    • Закладка «Hatch, PointandDim» - ничего из заданного по-умолчанию не меняю, кроме того, что надо нажать на кнопку DimensionStyle / Edit…
    ...и в еще одном всплывшем окошке задать параметры, используемые при рисовании всех размеров на чертеже. Я обычно использую:

    Arrow Size = от 80 до 120,
    Text Height = от 80 до 120,
    Vertical Justification = Above the line,
    Linear / DecimalPrecision = 0 (и так точность миллиметровая),
    Angular / DecimalPrecision = 1 (а вот углы с точностью до десятых бывает проверить интересно).


    Для закрепления изменений жмите кнопку Apply, а затем, чтобы закрыть окно «Dimension Style Editor» - кнопку ОК.

    Для закрепления изменений жмите кнопку Apply, а затем, чтобы закрыть окно «ActiveDocumentSettings» - кнопку ОК.

    Теперь попробуйте, предварительно утопив кнопки Snap и Grid «показать Все» (сделать Zoom All).

    3-Snap-Grid-Zoom All.png

    Вот она, наша сетка, проявилась. А курсорчик теперь не плавно перемещается, а рывками – с шагом, равным сетке. В любой момент привязку и сетку (Snap и Grid) можно отменить, еще раз щелкнув по утопленным кнопкам.

    Настройки, которые мы сделали, сохраняются с активным чертежом, и лишь на него распространяются. Чтобы они не пропали после закрытия программы, сохраните активный чертеж, заодно дайте ему имя.

    Меню File / SaveAs… - задайте чертежу более значащее имя, вместо «Drawing», и выберите папку для сохранения. Тут все, как обычно.

    Теперь – с места в карьер – сразу определим себе полезную задачу. Просматривая форум, вы неожиданно увидели планировку-мечту, по которой тотчас же захотели построить дом. Для примера, я возьму первую вот из этих: Планировки одноэтажных домов #545.

    Вот эту:

    4-d_m2b_leg.jpg

    И наша задача номер 1 – ее образмерить. Потому как на картинке приведены только габаритные размеры.

    Сейчас мы это сделаем.
     
  3. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Понравилась планировка, задача – образмерить

    1. Сохраняем картинку на диск.

    2. Выбираем инструмент рисования Draw Image (кнопка в панели «Draw» или меню Draw / Image), сразу же появляется окно, в котором мы выбираем сохраненную картинку и жмем «Открыть».

    4-Draw Image-1.png

    Выбираем точку вставки. Мы можем просто щелкнуть в произвольную точку области рисования, но давайте сделаем это по-другому, ведь мы любим точность :). В командной области (в строке, где написано «Command:» напишем «0,0» и нажмем Enter. Таким образом мы задали абсолютную координату точки вставки картинки: 0 по оси X и 0 по оси Y.

    4-Draw Image-2.png

    Примечание: помимо абсолютного задания координат, возможны целых 2 способа задания координат относительных – в прямоугольной и полярной системах координат. Они применимы к рисованию, например, линии или прямоугольника, а также к таким операциям редактирования, как перемещение и копирование. В этом случае положение второй точки задается относительно положения первой точки. Например, написав в строке «Command:» «@12,18», мы задаем смещение второй точки относительно первой на 12 единиц по оси X и на 18 единиц по оси Y. А написав в строке «Command:» «@20<30», мы задаем смещение второй точки относительно первой на 20 единиц под углом 30° (угол всегда отсчитывается от горизонтального луча, направленного вправо, на 3 часа на циферблате). Но до этого потом дойдем.

    Далее в командной строке предлагается задать масштаб – но тут мы будем действовать проще: просто отступим чуток от точки вставки в области рисования – и щелкнем там мышкой. Все, изображение вставлено.

    4-Draw Image-3.png

    «Приблизим» план дома, используя функцию Zoom Window.

    5-Zoom Window.png

    Теперь хорошо видно.

    5-Zoom Window - результат.png

    3. Конечно же, изображение вставилось не в нужном масштабе. Проверим, используя известный размер, имевшийся на картинке, сколько чертежных единиц он занимает сейчас. Мы ведь хотим, чтобы у нас 1 чертежная единица соответствовала ровно 1 мм.

    6-Dim.png

    Вот, заодно научились размеры рисовать :).

    На самом деле в 5000 мм у нас сейчас не 5000, а 4169 чертежных единиц. Это мы легко поправим. 5000/4169 = около 1.19933.

    4. Удалим только что нарисованный размер, чтоб не мешал. Для этого щелкнем по нему – он выделится. И нажмем на клавиатуре Del. Или кнопкой Erase на панели редактирования… стерли.

    5. Используем функцию редактирования Scale. Нам надо, чтобы картинка разбухла в 1.19933 раза, как мы ранее вычислили.

    7-Scale.png

    6. Проверяем размер. Ну, почти точно попали. Теперь ставим любые горизонтальные и вертикальные размеры и наслаждаемся их знанием :).

    8-Результат Scale и Redraw.png

    Да, еще есть очень полезная функция на «Стандартной» панели. Называется Redraw. Это на тот случай, если во время рисования то, что вы только что нарисовали, с экрана внезапно исчезло. Не пугайтесь, никуда оно не пропало, просто нужно нажать на кнопку Redraw – область черчения обновится, и то, что внезапно пропадало, снова появится.

    Не забываем сохранить результаты труда.

    Таким же способом можно границы своего участка точно нанести на план для дальнейшей работы, если у вас есть межевые линии на кадастровой карте или данные топосъемки, а можно скопировать нужный вам участок Яндекс-карты или карты Google, да еще и все совместить, для пущей точности :).

    Как сделать скриншот, небось, знаете. Не знаете? Так пожалуйста: скриншот всего экрана делается клавишей PrintScreen (на разных клавиатурах возможны разные сокращения, например, PrtScr), а снимок только активного окна – сочетанием клавиш Alt+ PrintScreen. Скриншот попадает в буфер обмена. Далее вы можете открыть элементарный Paint и вставить снимок туда (Ctrl+V). Там выделить нужный фрагмент, обрезать лишнее и сохранить нужное в нужном формате.
     
  4. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Нравится? Продолжать? Намекайте мне, мотивируйте, плюсуя тему или сообщения в ней.
     
  5. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Дальше перед нами открываются две относительно независимые дороги:
    • Первая - продолжаем проектировать сам дом.
    • Вторая - вписываем дом в участок, которым располагаем, вертим его там, привязываем к красным линиям, дорогам, сторонам света. При необходимости, зеркалим планировку дома. В общем, находим дому такое место на участке, чтобы и глаз радовался, и побольше "удобного места" вокруг оставалось, и СНИПы соблюдались, и подключение к канализации, водопроводу, электрической сети, при их наличии, было наиболее естественным (а при отсутствии, например, канализации и водопровода - параллельно определяем и места под септик и колодец/скважину).
    Т. е. задачи эти условно независимы только в плане раздельного черчения, а на самом деле очень и очень даже друг на друга влияют.

    Поскольку моя задача - не научить вас проектировать (я и сам в проектировании домов дилетант), а научить работать в программе, выберем только один из путей, первый. Продолжим проектирование дома.
     
  6. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    От картинки к планировке

    Теперь мы начинаем превращать картинку в проект. Я не собираюсь отступать от выбранной концепции, и мой проект будет проектом каркасного дома с шагом между центрами стоек 625 мм. Стойки будут запроектированы из досок сечением 40x150 мм.

    Нарисуем первую стойку. Для этого используем объект "Прямоугольник".
    11-Рисование стойки-1.png 11-Рисование стойки-2.png 11-Рисование стойки-3.png

    Примечание: Сразу предупрежу об одном из маленьких глюков программы. Прямоугольники остаются прямоугольниками только в текущем сеансе редактирования чертежа, пока вы его не закроете (естественно, предварительно сохранив). Открыв сохраненный чертеж снова, вы обнаружите, что все объекты-прямоугольники программа превратила в объекты другого типа - замкнутые полилинии. Это не страшно, так как от этого ровным счетом ничего не изменилось. Однако, некоторые операции редактирования, например, изменение длины или ширины прямоугольника, над объектом-прямоугольником выполнять проще, чем над объектом-полилинией (у последней для этого надо изменить положение двух вершин из четырех, а у "прямоугольника" - только одной). Поэтому не торопитесь закрывать ваш чертеж.
     
  7. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Очень важная тема - про слои

    Внимание! Я категорически заявляю, что, не используя слоев, вы ничего путного не спроектируете. Новички о наличии слоев даже не подозревают и не знают, что с ними делать. Поэтому нам сразу надлежит разобраться, что это такое, и с чем их едят.

    Английское название слоя - Layer. Для редактирования списка слоев в A9CAD есть специальное окно. Откроем его. Для этого жмем на кнопку "Layer Manager" стандартной панели инструментов:
    12-Разберемся со слоями-1.png

    Вот так окно редактирования слоев выглядит:
    12-Разберемся со слоями-2.png

    Любой нарисованный объект на чертеже принадлежит определенному слою. По умолчанию в чертеже создан один-единственный слой с именем "0", который мы в редакторе слоев и наблюдаем. Но если мы добавим разные слои, то для каждого из слоев мы можем задать собственные цвет, тип и толщину линии.

    Если вы специально не изменили цвет, тип или толщину линии нарисованного объекта, то эти атрибуты всегда определяются "By Layer" (т.е. свойствами слоя). Соответственно, каждому слою вы можете задать свои цвет, тип и толщину линии. После чего любой объект, нарисованный в этом слое, получит именно эти цвет, тип и толщину линии. А если перенести этот объект в другой слой, то эти атрибуты изменятся автоматически. Удобно уже то, что вам не придется вновь и вновь раскрашивать каждую нарисованную линию.

    Но не только в этом дело. На одной и той же планировке мы можем нарисовать стойки стен, обозначить границы помещений, расположение дверей и окон, затем нарисуем примерную расстановку мебели, затем проложим трассы канализации, разводку электрических проводов к светильникам и розеткам, разводку водопроводных труб... Потом нам придется "подкладывать" под планировку чертеж фундамента... А еще все это нужно образмерить. И если все будет нарисовано в одном слое, в итоге получится пицца, а не чертеж. Ничего никто понять не сможет. В том числе, и вы сами.

    Если же мебель будет нарисована в слое "Furniture", канализация в слое "Sawage", а вентиляция в слое "Vent" (и т. д.), то вы можете провернуть следующий замечательный финт. Вы можете "выключать" те слои, которые вам в данный момент видеть не нужно, и "включать" только нужные! Все объекты с выключенных слоев на чертеже не отображаются, в итоге, вы получаете читаемый чертеж чего-то определенного. Например, вы выключаете слой мебели и включаете слой канализации. Вуаля - можете печатать рабочий чертеж плана прокладки канализации. Потом выключаете "канализацию" и включаете "вентиляцию" - и вот та же самая планировка превращается в рабочий чертеж разводки трасс вентиляции. Удобно!

    Разумеется, такая система потребует от вас определенной собранности. Вы не должны забывать переключать текущий слой, когда заканчиваете рисовать одно (стены) и начинаете рисовать другое (мебель). А если забыли - то должны переносить нарисованные "не в своем" слое объекты в "свой" слой. Делайте так, и будет вам счастье :)].

    Добавим побольше слоев в наш чертеж. Сразу. Хотя не возбраняется добавлять слои и по одному, только когда в новом слое возникает необходимость.

    В таблице можно выделить несколько слоев для одновременного изменения. И даже все сразу (кнопкой "Select All"). Например, на рисунке мы видим, что можем всем добавленным слоям одновременно задать одинаковую толщину 0.13 мм.
    12-Разберемся со слоями-3.png

    Ну а цвет каждому слою лучше подобрать свой собственный. У меня уже выработалась система - стойки я крашу в зеленый, мебель - в фиолетовый, канализацию - естественно, в коричневый :aga:...
    12-Разберемся со слоями-4.png

    Для того, чтобы сделать слой текущим (чтобы все последующие объекты рисовались именно в этом слое), выделите нужный слой и используйте кнопку "Current".
    12-Разберемся со слоями-5.png

    Мы сейчас будем стойки рисовать, поэтому я сделал текущим слой "Walls".

    И, конечно, мы не забываем, что самую первую стойку ошибочно нарисовали в слое "0". Перенесем ее в слой "Walls":
    12-Разберемся со слоями-6.png

    Примечание: Упомянутое "выключение" слоя здесь называется "замораживанием" ("Freeze"). Чтобы слой выключить, выделите его и нажмите кнопку "Freeze" (а для включения - кнопку "Thaw"). Или сделайте двойной щелчок в иконке, расположенной в колонке "Frozen" таблицы слоев. Иконка на "размороженном" слое веселенькая, ярко-желтая, а на "замороженном" - похожа на снежинку.
    "Заморозить" текущий слой - нельзя! Сначала сделайте текущим любой другой слой из "размороженных".
     
  8. SeeVil
    Регистрация:
    01.04.14
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    52

    SeeVil

    Участник

    SeeVil

    Участник

    Регистрация:
    01.04.14
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    52
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    @UrriS, очень интересно и понятно описываете. Продолжайте пожалуйста!
     
  9. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Оси, привязки и вспомогательные построения

    Продолжаем движение от картинки к планировке. Сейчас сделаем следующую штуку. Хоть нам никто не мешает оставить в нашем проекте наружные размеры ровно 5 на 7 метров, я люблю, чтобы в наружных стенах каркасного дома все шаги стоек были одинаковые. Это - прямая экономия и материала, и трудозатрат строителей. Им не придется резать сверх необходимости ОСП (утеплитель на краях стен резать все равно придется).

    Естественно, мой подход не может быть единственно правильным, более того, настоящие специалисты могут его раскритиковать. Но вот как я обычно делаю:

    13-конструкция стен-1.png

    Теперь давайте прикинем, что будет с нашим домиком, если к нему мой подход применить. В 5 метрах – ровно восемь 625-миллиметровых шагов. Ширина дома почти не изменится, разве что 5000 теперь будет по осям, а не по наружной стороне стен.

    А вот 7 метров на 625 мм без остатка не делится. 7000 / 625 = 11,2. Поэтому мы количество шагов либо уменьшим до 11-ти, либо увеличим до 12-ти. Мне в этот раз очень хотелось бы увеличить. 8 на 12 – круглые цифры, красивые и удобные. Но тогда длина дома по осям станет 7,5 метров. Поэтому давайте представим, что нам критично, чтобы было ровно 7 или меньше, но не больше. И все-таки уменьшим. И тогда длина дома по осям будет 11 * 625 = 6875.

    Давайте нарисуем в слое WallGridеще один прямоугольник. Первой его координатой зададим 0,0, а второй - @6875,5000.

    14-оси-1.png

    Теперь давайте изменим одно свойство этого прямоугольника – тип линии. Выделяем этот прямоугольник, в панели свойств, которая справа, щелкаем по свойству Linetypeи выбираем центровую линию (Center). Жмем ОК. Получилась линия осей.

    14-оси-2.png

    Но оси далеко от стен на картинке. Поэтому надо подвинуть: либо этот прямоугольник к стенам, либо стены к прямоугольнику. Поскольку мне очень нравится текущее положение прямоугольника (если снова «утопить» Snap, то курсор будет перемещаться точно по местам расположения стоек), я буду двигать картинку. Можно двигать наудачу. А можно осознанно нарисовать вспомогательные линии и использовать их для облегчения и уточнения задачи.

    Примечание: никогда не пренебрегайте вспомогательными линиями. Это ведь когда карандашом чертишь, нужно заботиться о том, чтобы чертеж поменьше измазать. А в программе, сколько бы их ни нарисовал, использовал по назначению и удалил, все останется таким же чистым.

    Сейчас мы познакомимся сразу с тремя вещами: привязками, рисованием линий и функцией перемещения.

    Прежде чем начать чертить вспомогательные линии, убедимся, что Snap не утоплен. И еще что привязки выключены, но мы их пока не включали.

    И нарисуем первый вспомогательный объект. Это будет прямоугольник 7000*5000 по наружной стороне стен на картинке. Он нам был бы не нужен, но, к сожалению, картинка обрезана слева, так что непонятно, где точно находятся левые внешние углы стен. Для вспомогательных объектов слой не важен.

    15-Движемся к осям-1.png

    Теперь нарисуем две диагонали: диагональ только что нарисованного прямоугольника и диагональ прямоугольника, обозначающего оси нашего проекта. Вот теперь нам потребуется включить привязки. Точнее, пока только одну – привязку к концу линии (EndPoint). Нам важно отметить, что если теперь мы наведем курсор на любой угол одного из наших прямоугольников, то появляется желтый указатель, обозначающий, что «цель захвачена», и если мы сейчас щелкнем мышкой для рисования, то команда примет в качестве координаты вершину этого угла (место, где начинаются линии сторон).

    15-Движемся к осям-2.png

    И нарисуем нужные линии. Линия, как и прямоугольник, рисуется двумя координатами, обозначающими точки начала и конца линии. С помощью привязки мы сильно упростили себе задачу, нам не нужно знать точные координаты и задавать их с клавиатуры.

    15-Движемся к осям-3.png

    Теперь у нас есть две вспомогательные линии. Мы хотим подвинуть картинку от середины диагонали зеленого прямоугольника к середине диагонали прямоугольника серого. Включим еще один тип привязки – привязку к середине линии (MidPoint). И с помощью команды редактирования Move подвинем картинку.

    Действия редактирования можно начинать двумя способами. Можно не выделяя объекты сразу щелкнуть по кнопке редактирования, тогда первым действием программа попросит выбрать объекты для редактирования (можно один, можно сразу несколько). Но я люблю сначала щелкнуть по объекту, который буду редактировать, а уже потом нажимать на кнопку редактирования. В этом случае программа сразу начнет отрабатывать команду для выбранного объекта.

    Для выполнения перемещения нужно задать ровно две точки:
    • сначала базовую точку, показывающую, откуда будем перемещать (это середина первой диагонали),
    • и затем конечную точку, показывающую новое положение базовой точки.

    15-Движемся к осям-4.png

    По окончании переноса все три вспомогательных объекта можно удалить. Последовательно выберем их и удалим кнопкой Del.

    15-Движемся к осям-результат.png
     
  10. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Расставим стойки

    Вернемся к той стойке, которую уже нарисовали. И подвинем ее так, чтобы она заняла свое место в стене. Двигать мы только что научились.
    16-Перемещение стойки-1.png 16-Перемещение стойки-2.png

    Потом раскрасим ее (зальем сплошным желтым цветом).
    18-заливка стойки.png

    Приблизим изображение (заодно познакомимся с инструментами масштабирования и панорамирования). Также отметим, что колесико мышки тоже позволяет увеличивать/уменьшать или перемещать изображение. Я, правда, пока не смог понять, как из увеличения/уменьшения переключить колесико в прокрутку и обратно, но иногда оно переключалось само.
    17-инструменты масштабирования.png

    Теперь сделаем копию стойки. На панели редактирования для этого есть кнопка Copy (или меню Modify/Copy).
    19-копируем стойку.png

    Примечание: обращаю специальное внимание на то, что действие копирования – это совсем не то же самое, что пункт меню Edit/Copy (клавиша Ctrl+C)! Прошу их не путать, Ctrl+C тоже полезна, она служит для создания блоков, до которых мы когда-нибудь дойдем, но сейчас нам блоки не нужны.

    Сделаем из горизонтально расположенного сечения стойки вертикально расположенное. Теперь у нас есть образцы стоек для копирования в обе стены.
    20-высота и ширина прямоугольника.png

    Примечание: Я люблю показанный способ инвертирования ширины и высоты прямоугольника больше, чем вращение прямоугольника на 90°, поэтому вращение объекта покажу в другой раз.

    Ну и, наконец, расставим стойки в углу по своим местам. Угол сформирован.
    21-стойки на месте.png

    Примечание: Можете обратить внимание на то, что первая стойка, нарисованная до того, как мы нарисовали осевые, лежит "под" осевой, т. е. осевая ее "накрывает". А те две стойки, которые мы только что скопировали, сами перекрывают осевую. Т. е. порядок объектов такой: что раньше создано, то "ниже" находится. Сейчас порядок нам не важен. А там, где он важен, обращайте особое внимание на последовательность отрисовки объектов. Так как инструментов типа "на передний план"/"на задний план"/"поднять повыше"/"опустить пониже" в A9CAD нет. При желании, выкрутиться можно, например, заменив слишком низко лежащий объект его копией. Но это, как правило, непринципиально.
     
    Последнее редактирование: 24.06.14
  11. andsgf
    Регистрация:
    18.07.11
    Сообщения:
    832
    Благодарности:
    1.100

    andsgf

    Живу здесь

    andsgf

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.07.11
    Сообщения:
    832
    Благодарности:
    1.100
    Адрес:
    Курск
    Попробуйте делать Видеоуроки
    Для записи есть хорошая программа
    FastStone Capture
     
  12. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Спасибо, потом попробую, а пока текущий темп подготовки материала мне более комфортен.
     
  13. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Мультивыбор, привязки и ORTHO

    Сейчас ничего нового не будем рисовать, данный пост - полностью справочный.

    Большинство действий редактирования можно выполнить не только над одиночным объектом, но и сразу над несколькими объектами. Например, нужно скопировать не одну стойку, а сразу все стойки стены в стену, идущую параллельно.

    Мультивыбор в A9CAD осуществим разными способами. Например, при нажатой клавише Shift можно щелкнуть по первому объекту, потом по второму, потом по третьему. Выберутся сразу три объекта. Если потом, не отпуская Shift, еще раз щелкнем по второму, то останутся выбранными первый и третий, а со второго "выбор" снимется.

    Следующие рисунки демонстрируют мультивыбор мышкой. Здесь есть очень полезный нюанс, который легко запомнить. Если растягивать "прямоугольник выбора" (как я его называю) слева направо, то в итоге выберутся только те объекты, которые полностью в него попадают.

    22-мультивыбор-1.png 22-мультивыбор-2.png

    Если же растягивать "прямоугольник выбора" справа налево, то выберутся все объекты, которые попадают в него хотя бы одним своим краешком.

    22-мультивыбор-3.png 22-мультивыбор-4.png 22-мультивыбор-5.png

    Разберемся со всеми предлагаемыми привязками, как ранее разобрались со всеми масштабированиями:

    23-гид по привязкам.png

    И, наконец, добрались до последней нерассмотренной "важной" кнопки ORTHO.

    24-ortho-off.png 24-ortho-on.png
     
  14. SeeVil
    Регистрация:
    01.04.14
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    52

    SeeVil

    Участник

    SeeVil

    Участник

    Регистрация:
    01.04.14
    Сообщения:
    52
    Благодарности:
    52
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Для общей информации!
    Сейчас официальный ресурс http://www.a9tech.com/ по какой-то причине не работает.
    Скачать версию 2.2.1 можно с многих других ресурсов, только будьте осторожны, многие предлагают вместо программы скачать загрузчик сайта, последствия могут быть разные.
    Установочный файл программы имеет размер 15 913 Kb (15,5 Mb).
     
  15. UrriS
    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183

    UrriS

    Живу здесь

    UrriS

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.02.12
    Сообщения:
    2.261
    Благодарности:
    4.183
    Адрес:
    Москва
    Завершим отрисовку осевых линий стен

    Поскольку в слое WallGrid у нас должны быть только осевые линии стен, в редакторе слоев поменяем у этого слоя тип линии на Center. И переключимся в этот слой.
    25-завершим с wallgrid-1.png

    Выключим привязки, чтобы они не мешали. Зато опять включим режим Snap. И включим режим Ortho.
    25-завершим с wallgrid-2.png

    И нарисуем осевые линии стен как можно ближе к расположению стен на исходном рисунке. Для этого используем кнопку рисования линий.
    25-завершим с wallgrid-3.png
    Ранее, когда мы рисовали вспомогательные линии, я забыл упомянуть, что программа после отрисовки одного отрезка не выключает режим рисования линии сразу, а предлагает продолжить рисование следующего отрезка из конца только что нарисованного. Если мы рисуем мышкой, как сейчас, то по завершении рисования последнего нужного отрезка, просто нажмем на правую кнопку мышки. Также режим рисования линий завершают и клавиша Esc, и клавиша Enter.

    А непосредственно после такого завершения рисования линии, если вы снова нажмете правую кнопку мыши или Enter, программа вновь перейдет в режим рисования линии и предложит задать координату начала новой линии.
    Точнее сказать, нажимая правую кнопку мыши или Enter, вы просите программу выполнить рисование такого же объекта, который до этого был нарисован последним. Если вы только что нарисовали окружность, то программа предложит задать точку центра для новой окружности. Если рисовали прямоугольник - предложит начать рисование еще одного прямоугольника.
    Это значительно ускоряет работу, когда вы рисуете последовательность одинаковых объектов.

    А теперь отметим, что, несмотря на то, что мы задали, что в слое WallGrid линии должны рисоваться штрих-пунктиром, они рисуются непрерывными. Почему так? Это еще один несмертельный глюк программы. Выделив линию, вы увидите в ее свойствах, что в свойстве Linetype у нее прописано "Solid". А не "BYLAYER", как, например, в свойстве Color. Т. е. программа каждую новую линию определяет как непрерывную, а не "по слою". Глюк несмертельный, он даже не особо заметный, так как мы редко рисуем линии не сплошными. Но в данном случае я хочу видеть линии осевых штрих-пунктирными. Поэтому надо исправить свойство Linetype.
    Можно для каждой линии по очереди:
    25-завершим с wallgrid-4.png

    А можно сразу для всех линий - выделить все объекты на чертеже и одним махом у них всех в свойстве Linetype прописать "BYLAYER":
    25-завершим с wallgrid-5.png

    Результат:
    25-завершим с wallgrid-результат.png

    А теперь настала пора картинку скрыть с глаз долой. Мы помним, что она у нас - единственный объект, расположенный в слое по-умолчанию с именем "0". Заморозим этот слой. Заодно переключимся снова в слой Walls:
    26-переключим слой.png

    Далее будем работать с этим:
    26-переключим слой-результат.png