1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 10,00оценок: 19

"Старинные часы еще идут". Ремонт и самостоятельное изготовление часов

Тема в разделе "Ремесленные работы", создана пользователем Denisov, 01.01.12.

  1. alldn
    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417

    alldn

    Живу здесь

    alldn

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417
    Адрес:
    Тамбовская обл.
    Спасибо, попробую.
     
  2. Alex2051
    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347

    Alex2051

    Живу здесь

    Alex2051

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347
    Адрес:
    Москва, Чехов
    Еще, важно какие масло использовалось. я смазываю в основном 80W90,оно густое и не выбегает из подшипников так легко, как например 5W30.
     
  3. alldn
    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417

    alldn

    Живу здесь

    alldn

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417
    Адрес:
    Тамбовская обл.
    @Alex2051, Я думал наоборот, нужно пожиже. Трансмиссионка - это на мой взгляд слишком круто.
    К тому же у меня все вылечилось смазкой зубьев анкерной шестерни и самой вилки. Посмотрю как они будут ходить. Я их завожу через 15 дней, хотя бывало забывал завести и они шли и 16 и 17 дней. Т. е. ход часов легкий, механизм смазан вазелиновым маслом. Это самое простое масло, что удалось найти на скорую руку. Есть еще силиконовые масла разной вязкости, но до них очередь не дошла.
    А пружина смазана графитовой смазкой. Полгода конечно не срок, но за это время нареканий на завод не было. И раскручивается пружина хорошо. Сколько часы пройдут я не экспериментировал, ждать надоело, но 17 дней идут без проблем.
     
  4. Alex2051
    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347

    Alex2051

    Живу здесь

    Alex2051

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347
    Адрес:
    Москва, Чехов
    Я думаю, что с маятником часы рассчитаны на неделю, хотя я инструкцию не читал, признаюсь. Да, они ходят и 2 и даже 3 недели когда после сервиса, но точности не будет. Анкерную скобу смазывают маслом минимально, но это скорее защита от износа, ход должен быть и без масла.
    Трансмиссионное масло мне нравится, с ним возникает меньше выработки в нагруженных осях, чем с 5W30 (медленнее чернеет).
    По вашей наводке я тоже графитовой смазал пружины 2-3 часов, и тоже пока что полет нормальный, мягко заводятся.
     
  5. alldn
    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417

    alldn

    Живу здесь

    alldn

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417
    Адрес:
    Тамбовская обл.
    @Alex2051, вот что я нашел в интернете.

    Для завода боя, вставьте ключ в левое отверстие на циферблате, завод производится по часовой стрелке. Переставьте ключ в правое отверстие и заведите пружину хода до упора. Часы необходимо заводить раз в две недели. За две недели работы часов пружина хода раскручивается на 6 полных оборотов, пружина боя раскручивается на 5,65 оборотов.

    Источник
     
  6. Alex2051
    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347

    Alex2051

    Живу здесь

    Alex2051

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347
    Адрес:
    Москва, Чехов
    Да, действительно, две недели. Спасибо! У меня только есть предположение, что пружины со временем уже не те, что раньше.
     
  7. alldn
    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417

    alldn

    Живу здесь

    alldn

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417
    Адрес:
    Тамбовская обл.
    @Alex2051, Может быть, но моя пружина еще цела.
    Думаю большое значение имеет еще и смазка пружины, чтобы в конце заводе пружина крутила механизм, а не тормозилась виток об виток.
    Я при заводке часов делаю 12 пол-оборотов. А на бое чуть меньше.
    Я завел себе правило заводить часы 1-го и 16-го числа. Получается через 15-16 дней. Пружины вполне хватает.
     
  8. Alex2051
    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347

    Alex2051

    Живу здесь

    Alex2051

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347
    Адрес:
    Москва, Чехов
    Да, смазка имеет решающею роль в данном случае.
    У меня за несколько лет сложилось понимание хода мысли разработчиков тех или иных часов. Это на самом деле и есть самое интересное в этом хобби.
    Если поговорить про запас хода. Суть пружины в том, чтобы передавать момент силы на колесную систему. И наиважнейшее, это чтобы усилие было как можно более равномерным от первого до последнего дня. Раньше для улучшения равномерности применяли фузеи, это было в немецких часах 16 века и завод был рассчитан на 1-3 дня. По мере совершенствования технологии это время (или лучше сказать пружину) растянули на 8 дней (это скорее заслуга англичан в 17 веке), что было удобно для выбора времени заводки - раз в неделю, и людям к этому легко привыкнуть. Французы (и их поклонники немы и австрийцы) по своим "убеждениям" практически никогда не использовали фузеи, и вместо этого работали над улучшением качества пружин, чтобы завода хватало сперва на пару дней стабильного хода, а потом и на неделю. Конечно, по точности хода они проигрывали англичанам, но цена вопроса и простота в обслуживании сделали эти часы популярными. В конце 19В немцы уже начали растягивать запас хода на 2 недели, но таких часов было не много и в основном все выпускали недельные часы. Некоторые производители уже во второй половине 20В начали выпускать часы на 31 день, там были очень большие барабаны и длинные пружины...
    В СССР, конечно захотели догнать и перегнать и сделали 2 недельный завод. Добиться этого решили путем уширения пружин. Хотя адаптировать колесную систему не стали - она осталась системой от недельных часов (по сути немецко-французской). В итоге для завода требуется 12 полу-оборотов вместо классических 6, когда пружина еще давала более-менее равномерное усилие. В итоге после 12 полуоборотов пружина практически полностью раскручивается и, естественно теряет момент силы и точность хода ухудшается значительно. Для часов с приставным ходом (где безоткатный спуск) это было более менее приемлемо, но была другая негативная черта - в начале завода усилие настолько сильное, что миниатюрные оси в приставном ходе убивались очень быстро (и потому если вы задумаете купить такие часы бу, они практически все нуждаются в дорогом ремонте этого узла). Возвращаясь к маятниковым, как решение по улучшению точности хода для 2 недельного маятникового механизма немцы в обязательном порядке применяли безоткатный спуск "Грахама", у нас же не стали заморачиваться и поставили самый простой и дешевый анкер (кстати на первых порах был еще спуск "Брокота" - куда ни шло, но недолго это длилось и его "оптимизировали"). В настенных часах с длинным маятником это более-менее рабочим решением, хотя с коротким маятником в каминные часы это уже не полетит (поэтому у нас никогда таких не делали, а ставили приставной ход). Кстати, у немцев короткомаятниковые каминные часы выпускались чуть ли не нашего времени. В общем, в итоге получились часы вроде бы и рабочие, но с кучей недоработок, которые за 30-40 лет производства миллионными тиражами никто так не удосужился исправить. И это самое грустное в этой истории, но из песни слов не выкинешь. Извините, что на грустной ноте.
     
  9. Alex2051
    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347

    Alex2051

    Живу здесь

    Alex2051

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347
    Адрес:
    Москва, Чехов
    Забыл добавить, что это лишь мое оценочное суждение и оно может не совпадать с истиной :)
     
  10. alldn
    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417

    alldn

    Живу здесь

    alldn

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417
    Адрес:
    Тамбовская обл.
    @Alex2051, все правильно. Часы в начале завода немного спешат, а в конце отстают.
    Но в среднем они идут правильно. Я не проверяю и не корректирую их каждый день, но за месяц они идут примерно правильно. По секундам не засекал, да и не нужно это на таких часах.

    Точные часы с фузеей я видел в армии. У нас в лаборатории был морской хронометр. В двойной полированной коробке, в двойном карданном подвесе, весь из себя золотой и прозрачный... Это просто картинка, им любоваться можно было. Там и видел фузею.
    Хотя по теперешним меркам это позавчерашний день.
    Штампованные кварцевые часы сейчас точнее этого хронометра.
    4706_6mh.jpg
     
  11. Alex2051
    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347

    Alex2051

    Живу здесь

    Alex2051

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347
    Адрес:
    Москва, Чехов
    Недавно закупил часы русской работы.
    34339550.jpg
    Это примерно 1845 год. Идентифицированы как часы Рязанского мастера Константина Сгибнева.
    Анкерный откатный спуск. В общем то классическое исполнение механизма. Но можно отметить, что работа довольно тонкая в плане рычагов и всего остального.
    В общем, ко мне они попали в полурабочем состоянии, мне пришлось денек с этими самыми рычагами посидеть, что-то было погнуто, что-то было изношено, что-то отломано... В итоге настроил кое как. Надо отметить родной спиральный гонг на родном креплении, что-то вроде заклепок. Остальные детали тоже родные все - гири, маятник, блочки.
    Как я полагаю, в механизме было заменено анкерное колесо и вероятно сам анкер. Но сделано странно - на платах работа сделана очень явно, не скрывали следы работ, зато новые колеса и анкер установлены на оси идеально и я никогда бы не догадался, что они не родные (только если присмотреться - видно отличие по стилю от других колес). Я потом буду разбирать механизм и сделаю отдельный пост про это. Запас хода более 7 суток.
    Если судить о корпусе - он в неплохом сохране, потери не большие, родной лак. Довольно толстое дерево, осина вероятно. Покрыт толстым шпоном скорее всего ореха со всех сторон снаружи, внутри окрашено черной краской. Как мне представляется стекло - старое - очень кривое всё, вероятно даже оригинальное (или менялось очень аккуратно). Наружные штапики покрыты левкасом и покрашены черной краской. Есть родной замок на дверце, издающий звук при открытии и закрытии. Так же прилагался ключ-вороток для заводки часов.
    Декор. Циферблат 20см, посеребренная латунь, вставлен в позолоченное кольцо с накаткой. Очень филигранно выполнены стрелки, и оттого еще более удивительно как их на угробили за все годы. В маятник насыпана свинцовая дробь, гири - свинец в латунной оболочке, скорее всего оригинальные тоже.
    Вот такое пополнение.
     

    Вложения:

    • IMG_0423.jpg
    • IMG_0420.jpg
    • IMG_0415.jpg
    • IMG_0437.jpg
    • IMG_0427.jpg
    • IMG_0438.jpg
    • IMG_0425.jpg
  12. alldn
    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417

    alldn

    Живу здесь

    alldn

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417
    Адрес:
    Тамбовская обл.
    Отличное приобретение. Завидую белой завистью.
     
  13. alldn
    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417

    alldn

    Живу здесь

    alldn

    Живу здесь

    Регистрация:
    24.05.15
    Сообщения:
    223
    Благодарности:
    417
    Адрес:
    Тамбовская обл.
    @Alex2051, Описания работы над часами не будет? Ждемс.
     
  14. Alex2051
    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347

    Alex2051

    Живу здесь

    Alex2051

    Живу здесь

    Регистрация:
    21.08.11
    Сообщения:
    542
    Благодарности:
    347
    Адрес:
    Москва, Чехов
    Не так уж много интересного пока, самые простые вещи.
    На черпачок пришлось припаять накладочку из твердой стали, чтобы уверенно доставал до счетной рейки и двигал её:
    1a.jpg
    Сама счетная рейка клевала вниз, я её немного поправил:
    1b.jpg
    Еще был отломан и потерян рычажок, который падает на улитку. С ним пришлось повозиться, конечно:
    1c.jpg
    Это латунная деталька из какой то розетки или чего то в этом духе. И с ней придется еще поработать, так как она должна быть сделана из пружинной тонкой латуни, для безопасности, чтобы не произошло заклинивания если бой по какой то причине не станет работать.
    Остальные рычаги тоже были прилично пожеваны - тонкая сталь и латунь и люди их гнули, чтобы бой работать начал.
    Вообще, я конечно понял, что ремонтеры бились с системой боя долго и многократно. Если честно она не очень надежно была сделана мастером, поэтому страдала от неаккуратных рук в первую очередь.
    Ну еще пендельфедер прикрепил к маятнику.
    IMG_0411.jpg
    Я если честно еще не помыл их, не разбирал колесную систему, но буду как только руки дойдут.
    Часы не выглядят сильно гразными, недавно кто-то чистил. И так как они исправны и показывают точное время, я пока не лезу.
     
  15. Обычный
    Регистрация:
    15.05.10
    Сообщения:
    940
    Благодарности:
    764

    Обычный

    Живу здесь

    Обычный

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.05.10
    Сообщения:
    940
    Благодарности:
    764
    Адрес:
    Московская область
    Часы ходики - восстановление

    Здравствуйте, уважаемые форумчане! Имеются часы - ходики. "Маяк", изготовлены в СССР. год рождения - неизвестен. Хочу, чтобы ходили. Около 20 лет они просто висели в хозблоке, как "антиквариат". До этого, очень сильно подозреваю, что висели несколько лет в старом доме, участок которого я когда-то купил под строительтсво... И я уж было на них поставил крест, и даже купил на авито еще такие-же ходики, но сегодня свои снял, осмотрел и вообщем-то решил попробовать дать им вторую жизнь, несмотря на то, что ни разу не часовщик... Вообщем-то из двух ходиков нужно собрать одни рабчие, или восстановить пару. Часовой механизм моих, которые долго висели, оказался при осмотре более сохранившимся и привлекательным.
    Механизм снял и промыл в сольвенте. Поставил механизм обратно. Повесил на стену без стрелок и циферблата. Они - начитают идти, но останавливаются. Самое долгое - шли без остановки около трех минут и потом все равно остановились. Есть вопросы:
    Какие основные причины остановки ходиков?
    Какая длина маятника должна быть у ходиков? Есть маятник - но он родной для этих часов или нет - я не знаю.
    Должно ли на слух каждое "тик-так" соответсвовать одной секунде?
    У меня гирька - 382гр. Это родная гирька или нет - я не знаю. Гирьку какой массы должны иметь ходики ? Просто если эта гирька висит на цепи, то она сгибает деревянную площадку корпуса, потому что циферблат снят, и жесткость всей конструкции не обеспечена.
    Если у кого есть опыт ремонта, эксплуатации, скажите вообще моя затея реальна?
    С чего вооще нужно было начинать? Просто механизм я промывал в сборе, и нужно ли было его вообще разбирать полностью для промывки? А то нашел старую инструкцию в интернете про эти ходики, так там вообще написано, что все настраивается и регулируется пассатижами)... Буду рад любому совету или помощи. Спасибо!

    IMG_20240324_165452_062.jpg IMG_20240324_174920_062.jpg