Города России в разные времена

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Наталия_Д, 18.10.11.

  1. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Дальше мы поехали на соляной завод. Он, конечно, не работает теперь, но остались все основные "этапы".
    С севера к Соликамску примыкает пригород Боровск (ударение на второй слог, в отличие от калужского "тёзки") - выросший из села Усть-Боровое, в 1949 году он получил статус города, а в 1959 был включён в состав Соликамска. Боровск расположен между трассой на север области и берегом Камы, от "основного" Соликамска отделён несколькими километрами леса, а основным его предприятием является ЦБК. На 9/10 Боровск застроен одинаковыми серыми хрущёвками, и даже среди хрущёбных районов отличается безликостью. Но сохранилось несколько изб солеваров - они черного цвета (фото 1)...
    Бывший Усть-Боровской солеваренный завод находится в северной части города на берегу Камы (фото 2) - единственное солеваренное предприятие Прикамья, которое действовало вплоть до 1972 года, оно было чудовищно убыточными, директора менялись чуть ли не ежегодно. Наконец, в 1972 году вместо того, чтобы сломать этот завод, как и всех его "собратьев", администрация организовала здесь музей. Первый завод-музей Урала, да и России...
    Он был основан в 1883 году купцом Рязанцевым и известен также как Рязанцевские солеварни. Рязанцевы были последней династий купцов-солеваров, владели несколькими заводами (самый крупный был рядом с Соборной площадью), и во многом именно они создали базу для развития в Соликамске современной промышленности в 1930-е годы. Однако упадок Соликамска был столь глубок, что на внедрение новых технологий просто не было средств. Ни один специалист в здравом уме не поехал бы в эту глухомань - поэтому заводы строили так же, как и испокон веков.
    По своему облику и устройству Усть-Боровский сользавод почти не отличается от солеварен Средневековья.
    Сохранилось построенное в 1884 году здание конторы заводоуправления. Одновременно это здание являлось усадьбой купцов Рязанцевых (фото 3-5 - сейчас, фото 6 - старинный вид, фото 7 - результат пожара 2005 года).
    Непосредственно заводоуправление располагалось на первом каменном этаже, а жилые апартаменты Рязанцевых – на втором деревянном. Дом украшен деревянной резьбой, подобная которой встречается и на других соликамских домах.
     

    Вложения:

    • Избы солеваров.jpg
    • P1490061.JPG
    • P1490060_соляной завод.JPG
    • P1490060_соляной завод1.JPG
    • P1490060_соляной завод2.JPG
    • P1490060_соляной завод3.JPG
    • P1490165.JPG
    Последнее редактирование: 08.02.17
  2. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Соль вываривали на заводе из рассола, добываемого из скважин. Всего было пробурено 14 скважин глубиной от 170 до 215 метров. В скважины устанавливались изготовленные из цельного толстого ствола дерева матичные трубы (фото 2). Их диаметр достигал 62 сантиметров, а толщина стенок 9-11 сантиметров. Для выкачивания рассола применялись насосы, приводившиеся в действие паровой машиной.
    Над скважинами возводились рассолоподъемные башни, с виду похожие на сторожевые башни крепостей. Башня – квадратный сруб 9 на 9 метров и высотой вместе с кровлей 16 метров. В центре крыши оставлялось отверстие для выхода штанги насоса. Такие рассолоподъемные башни сооружались только на территории Прикамья и более нигде.
    Далее по деревянным желобам рассол поступал в соляные лари (фото 5 - 8)– прямоугольные чаны с тесовой крышей для хранения рассола. Стенки ларей были укреплены деревянными брусками, в противном случае их просто могло разорвать под напором рассола. Одна рассолоподъемная башня могла питать несколько ларей. Длина ларя составляла более 10 метров, ширина - 5,6 метра, высота - 2,4 метра.
    "волосатость" дерева на фото 5 - результат многолетнего просаливания, зато древесина не подвержена гниению...
     

    Вложения:

    • P1490062.JPG
    • P1490063.JPG
    • P1490064.JPG
    • P1490072.JPG
    • P1490076_2_соляной ларь.JPG
    • P1490076_3_соляной ларь.JPG
    • P1490076_4_соляной ларь.JPG
    • P1490076_соляной ларь.JPG
  3. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    В ларях рассол некоторое время отстаивался, затем концентрированный соляной рассол поступал по подземным трубам (фото 1) или желобам уже на чрены варниц – по сути на большие квадратные сковороды.
    Чрены закрывались колпаками из дерева, по бокам которых были отверстия для выемки соли, а вверху – пароотводные трубки. До 1895 года здесь пользовались черными варницами – огонь разводился прямо в яме под чренами, никаких дымовых труб не было. На Усть-Боровском заводе действовало до 12 варниц.
    Рассол здесь доводили до кипения и вываривали непрерывно около суток. При этом нужно было поддерживать в печах равномерный тихий жар. За процессом следил повар, фактически он был главным из рабочих. Вода испарялась в виде пара, а соль оставалась на дне.
    Под варницей была огромная кирпичная печь (фото 3 -4). В Средние века топили их дровами, и за день варница потребляла 10 кубометров древесины. В новое время освоили древесный, а затем и каменный уголь.
    Цирен представлял собой скреплённые заклёпками (по причине отсутствия сварки) чугунные пластины (фото 5)
    Работа в варницах была настоящим адом - всё помещение варницы было заполнено раскалённым паром, температура приближалась к 80 градусам, а влажность - к ста процентам. Так как рапа кипела, по помещению летели горячие брызги. Солевар должен был сгребать и цирен соль специальной граблей и складывать её наверху. Просто представить страшно: целый день (без выходных и отпусков, да и день ненормированный) заниматься тяжёлым физическим трудом в бане, не понятно, как человек в принципе выдерживал такие нагрузки.
     

    Вложения:

    • Трубы подачи рассола в варницы.jpg
    • P1490077_1_варница.JPG
    • P1490077_2_варница.JPG
    • P1490077_3_варница.JPG
    • Цирен.jpg
    • P1490077_5_варница.JPG
    • P1490077_варница.JPG
    • P1490079.JPG
  4. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Амбары - самые объемные сооружения на территории Усть-Боровского сользавода. Их длина достигала 52 метров, ширина – 19 метров, а высота – 15 метров. Они находились на берегу Усть-Боровского затона на реке Каме. Чтобы вода не попала в амбары (весной разливавшаяся Кама заливала эту территорию), они стояли на бревенчатых клетках. Стены амбаров укреплялись деревянными стойками.
    Соль в амбары засыпали сверху. Каждый амбар состоял из нескольких отсеков. К весне каждый из Каждую весну соль грузили на барки, которые по большой воде подходили прямо к амбарам. Далее на барках соль пермянка расходилась по всей России. отсеков был доверху полон.
    Соль носили наверх по деревянной эстакаде вручную в мешках, для женщины норма была 45кг (3 пуда), а для мужчины 65кг (5 пудов), а в день каждый носил от 100 до 1000 мешков. Мешки особым образом закреплялись на спине на уровне затылка, от пота соль подтаивала и разъедала кожу, от чего спина, затылок и уши соленоса превращались в безобразную корку. Наверное, сначала это была адская боль, но постепенно плоть становилась нечувствительна. Отсюда и "пермяк - солёные уши"...
    в советское время на Усть-Боровском заводе трудились в основном женщины. Просто потому, что здесь не требовалась особая квалификация, сюда шли, если совсем некуда податься, а на современные заводы с большей охотой принимались мужики
     

    Вложения:

    • Солезавод_Амбар.jpg
    • P1490078.JPG
    • P1490080.JPG
    • P1490149.JPG
    • P1490152.JPG
    • P1490153.JPG
    • P1490166.JPG
  5. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Перед музеем сейчас есть ряд инсталляций
     

    Вложения:

    • P1490114.JPG
    • P1490125.JPG
    • P1490136.JPG
    • P1490141.JPG
    • P1490172.JPG
    • P1490173.JPG
    • P1490174.JPG
    • P1490175.JPG
  6. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Нельзя обойти еще 2 момента: Людмилинская скважина и Соликамские "Саяны" - отвалы отработанной породы (фото отвалов не мои, а http://varandej.livejournal.com/296319.html)
    Месторасположение Людмилинской скважины в 19 - начале 20 века относилось к территории Троицкого солеваренного завода И. В. Рязанцева. С целью определения расположения солевых растворов, в 1906 году была пробурена скважина. На глубине около 98 метров была обнаружена желтая с красными прожилками соль, горькая на вкус (из-за содержания большого количества хлорида калия с примесью железа).
    В 1910 году скважину углубили, оборудовали насосом, и с 30 августа 1910 скважина уже выдавала соляной рассол. В честь супруги И. В. Рязанцева, скважина получила название Людмилинская. Работу скважины прекратили в 1923 году, когда после гражданской войны практически все солеваренные заводы Соликамска были закрыты в связи с невозможностью их восстановления. Тем не менее, обнаруженные на территории Соликамска калийные соли дали начало созданию в городе новой отрасли - изготовление калийный удобрений.
    Людмилинская скважина действует и в настоящее время: из нее на поверхность поступает вода. Горькая на вкус.
     

    Вложения:

    • P1490178.JPG
    • P1490181.JPG
    • P1490182.JPG
    • P1490183.JPG
    • Отвалы отработанной породы.jpg
    • Отвалы отработанной породы2.jpg
    • Отвалы отработанной породы3.jpg
  7. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Еще несколько фото города... К сожалению, не все мои...
    фото 1 - 2 - Крестовоздвиженская церковь (мои снимки)
    фото 4 - Свято-Троицкий Собор
    фото 6 - Церковь-корабль Иоанна Предтечи
    фото 7 - Соборная колокольня (мой снимок)
     

    Вложения:

    • P1480903.JPG
    • P1480914.JPG
    • P1480921.JPG
    • Свято-Троицкий собор.jpg
    • Церковь-корабль Иоанна Предтечи.jpg
    • P1490058.JPG
    • Соликамск.jpg
  8. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Вот так закончился предпоследний день...
     
  9. дедОлег
    Регистрация:
    02.12.14
    Сообщения:
    1.042
    Благодарности:
    2.361

    дедОлег

    Живу здесь

    дедОлег

    Живу здесь

    Регистрация:
    02.12.14
    Сообщения:
    1.042
    Благодарности:
    2.361
    Всё хорошее когда то заканчивается. Будут ещё дороги и встречи.
     
  10. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    И вот он - последний день... Вылет только поздно вечером и мы отправляемся в Дом Мешкова, нынче Краеведческий музей.
    Та площадь потрясает - Вокзал Пермь I, Речной вокзал, скверик с Паровозом...
    Давным-давно в Перми был прекрасный Речной вокзал. Здание вокзала, построенное еще в тридцатых годах, считалось шедевром архитектуры. Им восхищались и горожане, и гости города. И если человеку не нужно было покупать билет на речной трамвайчик, он просто приходил на вокзал и сидел в ресторане «Отдых». Со второго этажа увеселительного заведения Кама была как на ладони, а внизу располагались кассы, в которых пассажиры приобретали билеты на пароходы. Сейчас же здание вокзала практически разрушено и, как считают архитекторы, реставрации не подлежит. И если вокзал восстановить уже не возможно, то история о нем останется навсегда. В 20-х годах на месте Речного вокзала была… общественная уборная. Ликвидировали ее в тридцатых и архитектор Александр Гринберг начал рисовать свой проект. Речной вокзал запланировали построить на этом месте, потому что рядом находился ЖД вокзал Пермь I, который выходил прямо на берег Камы.
    (Источник: https://gorod342.ru/stati/o-permi/istorija-o-rechnom-vokzale.html, то, как выглядят помещения внутри, точне, то, что от них осталось, можно посмотреть тут https://riverforum.net/showthread.php?t=87&page=28)
     

    Вложения:

    • Речной вокзал 1940.jpg
    • Речной вокзал.jpg
    • Речной вокзал_внутри.jpg
    • Речной вокзал_внутри2.jpg
    • Речной вокзал_внутри3.jpg
    • Речной вокзал_старое фото.jpg
    • Счастье не за горами.jpg
  11. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Железнодорожный вокзал «Станция Пермь-I» (Пермь первая) — старейший железнодорожный вокзал Перми. Станция Пермь-1 — начальный пункт Уральской железной дороги.
    С вокзала отправляются пригородные поезда в Горнозаводском направлении.
    В начале XVIII века в районе вокзала Пермь-I беспорядочно громоздились торговые лавки, а с 1745 года принимал продавцов и покупателей расположенный здесь гостиный двор. Так продолжалось до тех пор, пока в 1874 году не было принято решение соединить уральские города железной дорогой.
    Начало строительства Горнозаводской железной дороги датируется 1874 годом, завершение 1878 годом: первый рабочий поезд прошел 27 февраля, а 1 (13) октября по ней открылось правильное (регулярное) движение от Перми до Екатеринбурга. Строительство велось на деньги частного консорциума с участием местных промышленников, «Общество УГЖД» под управлением В. Кокорева и П. И. Губонина. Автор проекта - инженер-архитектор И. А. Быховец, главный инженер строительства В. Ф. Голубев. Первым управляющим дорогой был назначен талантливый инженер Николай Степанович Островский.
    Здание вокзала состояло из 4-х секций: ресторан; зал ожидания для пассажиров 1-го и 2-го классов с мягкими диванами; зал ожидания для пассажиров 3-го и 4-го классов с жёсткими диванами; билетные кассы с большим иконостасом. Были также служебные помещения. От непогоды пассажиры спасались под навесом со стороны посадочных платформ и снесённым в конце 1930-х г.
    Для пассажиров 1-го класса были предусмотрены вагоны синего цвета, для пассажиров 2-го класса - жёлтые, для прочей публики подавались зелёные вагоны.
    Рядом со зданием вокзала Пермь-I были построены здания для управления Пермь-Тюменской железной дороги (1892 г.) и управления Пермь-Котласской железной дороги (1897 г.), в которых ныне располагается Пермский институт железнодорожного транспорта.
    Скверик с паровозом - этот паровоз сейчас, когда в мире появились скоростные поезда, и даже российские электрички приобрели относительно современный облик, кажется древним ископаемым. А между тем маневровый танк-паровоз 9П выпускался даже не в царской России, а в Советском Союзе. Первый появился в 1935 году, последний собрали в 1957-м. Один из трудяг, перевезших несметное количество грузов и граждан, остался на обозрение современной публике и на радость детворе. Рядом со старинным зданием вокзала Пермь I он выглядит очень органично, и, кажется, вот-вот издаст бодрый гудок…
     

    Вложения:

    • Вокзал Пермь I.jpg
    • Вокзал Пермь I_начало 20 века.jpg
    • Вокзал Пермь I_старое фото.jpg
    • Управление железной дороги .jpg
    • Управление железной дороги2.jpg
    • P1490189.JPG
  12. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    Дом Мешкова...
    фото 1 - вид начала 20 века
    фото 2 и 3 - из нета, фото 4 - 6 - мои, сделаны внутри дворика
    Первое сооружение на месте дома Мешкова появляется в начале XIXвека. Здание в стиле классицизм строится, предположительно, по проекту губернского архитектора П. Т. Васильева. Дом предназначался для дворян Яковлевых, одного из самых богатых семейств Перми. Дом Яковлевых горел несколько раз. Сначала в 1820 году, затем, практически полностью выгорел в большом пермском пожаре 1842 года. После пожара участок перешел в собственность города.
    В 1885 году владельцем участка с руинами дома становится Николай Васильевич Мешков – пароходчик, меценат, организатор первого на Урале университета. В 1886 году он заказывает проект нового дома еще никому не известному архитектору Александру Турчевичу, лишь год назад сдавшего экзамен на должность архитектора. В 1887 – 1889 архитектор Турчевич построил самое красивое здание Перми – дом Мешкова, который стал настоящим украшением города. Справа от дома была построена великолепная ротонда, не сохранившаяся до наших дней.
    Архитектура дома Мешкова вызывает восхищение. Это не просто дом в стиле модерн. Основной принцип, на которому построен дом – это увеличение архитектурных компонентов снизу – вверх. Первый этаж дома украшает рельефная кирпичная кладка и полукруглые окна. Второй этаж дома Мешкова – это великолепное сочетание позднего классицизма со стилем модерн – массивные наличники на окнах, колоннада центрального фасада, чугунный балкон. Прекрасный фронтон дома Мешкова логически завершает образ фасада, придает зданию композиционную полноту.
     

    Вложения:

    • Дом Мешкова_начало 20 века.jpg
    • Дом Мешкова.jpg
    • Дом Мешкова2.jpg
    • P1490192.JPG
    • P1490193.JPG
    • P1490194.JPG
  13. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    У дома богатая история. Первая художественная выставка в Перми проходит именно в доме Мешкова. В 1900 году начинает работу выставка известного художника Денисова-Уральского, которая до этого с большим успехом прошла в Париже. В 1904-1905 году дом служил конспиративной квартирой для революционеров, здесь проходили встречи рабочих Перми и Мотовилихи. Сам Николай Васильевич финансировал революционное движение и выделял значительные суммы на нужды революции.
    В 1918 году дом Мешкова снова переходит в собственность города. Летом 1918 года здесь размещается штаб 3-й армии, которая ведет бои против Колчака. После освобождения Перми в доме размещается аудитории медицинского факультета Пермского государственного университета, гостиница «Урал». С 1930-х годов дом переходит в собственность камского речного пароходства, которое находилось здесь до начала 90-х годов XXвека. К этому времени дом приходит в плачевное состояние и нуждается в реконструкции. В 2006 году город выкупает дом Мешкова и в 2007-2009 году проводит реставрацию здания, вернув ему первоначальный облик. С 2007 года в доме размещается основная экспозиция пермского краеведческого музея.
     

    Вложения:

    • P1490197.JPG
    • P1490203.JPG
    • P1490213.JPG
    • P1490215.JPG
    • P1490248.JPG
    • P1490255.JPG
    • P1490262.JPG
    • P1490263.JPG
  14. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    В Музее сделаны как-бы кабинеты, которые рассказывают о жизни людей, очень трогательно и с любовью...
     

    Вложения:

    • P1490281.JPG
    • P1490283.JPG
    • P1490324.JPG
    • P1490325.JPG
    • P1490363.JPG
    • P1490364.JPG
    • P1490367.JPG
    • P1490372.JPG
  15. Наталия_Д
    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Наталия_Д

    Вот такая вот жисть интересная!

    Регистрация:
    25.10.10
    Сообщения:
    1.221
    Благодарности:
    1.455
    Адрес:
    Москва
    И еще немного
     

    Вложения:

    • P1490342.JPG
    • P1490351.JPG
    • P1490353.JPG
    • P1490354.JPG
    • P1490359.JPG
    • P1490381.JPG
    • P1490387.JPG
    • P1490398.JPG