О сроках жизни (службы) аккумуляторов и инверторов (ИБП)

Запись дневника создана пользователем Андрей-АА, 18.10.18
Просмотров: 729, Комментариев: 1

Андрей-АА
О сроках жизни (службы) аккумуляторов и инверторов (ИБП)
и совокупной стоимости владения ими.
Эта информация - и на моём проф. опыте и на опыте людей с форума.
Инверторы и ИБП.
Срок жизни инверторов зависит от бренда, качества. Жизнь брендовых - дольше.
Инверторы, вообще-то, довольно капризные штуки (этому есть конкретные причины), поэтому их по мощности надо брать с запасом, тогда их жизнь будет долгая и, возможно, счастливая:).
Не брендовые инверторы, если повезет и они не помрут почти сразу, то поживут единицы лет, а потом, как правило, тоже выходят из строя раньше ожидаемого потребителем срока. Частая причина - некачественные вспухающие конденсаторы. И вообще, в последние годы у некоторых производителей появился подход под названием "запланированная деградация"...

Как обеспечить большой срок жизни инверторов (ИБП)?
- Скрупулезно рассчитать все параметры эксплуатации (см. ниже).
- Брать с запасом по мощности.
- Покупать брендовые (уже есть неплохие отечественные инверторы и ИБП).

Аккумуляторы.
Аккумуляторы обычно имеют срок службы гораздо меньший, чем указан в их документации. Это связано с тем, что режимы эксплуатации часто не соответствуют идеальным, а частенько просто выходят за рамки допустимых. А также - с банальным завышением срока службы производителем. Это им легко сходит с рук, т.к. проверить и гарантировать, что за 10-12 обещанных лет эксплуатации аккумуляторов не были нарушены условия их эксплуатации никто никогда не сможет.
Конечно же, огромное влияние на срок эксплуатации оказывает технология и назначение аккумулятора. Например, стартерные аккумуляторы в системах резервного питания живут очень недолго, обычно 1-3 года. Аккумуляторы технологии AGM (и "гель") - предназначены для систем резервного питания живут обычно в разы дольше, но что-то я не припомню, чтобы они доживали до своих 10-12 лет. Они и стоят в разы дороже.
Жизнь всех аккумуляторов - дольше, если их глубоко и многократно не разряжать.

Как повысить срок службы аккумуляторов - здесь.

Какие аккумуляторы дешевле за весь срок эксплуатации системы резервного питания - AGM, или стартерные.
Теорию вопроса и подробности я в 2010 году описал здесь: О выборе свинцово-кислотных аккумуляторов для систем электропитания.
А вот - практика 2018 года:
1. Более менее правильный расчет производится для каждого человека и каждого дома индивидуально. Но, точно рассчитать в любом случае нельзя, ибо аккумуляторов - огромное количество. Также много разных инверторов с разными параметрами.
2. Если же, несмотря на это попытаться прикинуть, то это делается так:
Цены взял из первых подвернувшихся в Яндексе:
- Стартерный аккумулятор "Тюмень STANDARD 90 А/ч о. п. — 6СТ-90L" - 5000 рублей.
- Аккумулятор AGM "Аккумуляторная батарея Delta DT 12100 (12V / 100Ah)" - 14000 рублей.
Пересчет 100 Ач в 90 Ач дает как бы цену для Delta DT 12100 - 12600 рублей.
Теперь по срокам работы:
Тут один человек с форума меняет в системе резервного питания аккумулятор "Тюмень "каждые 3 года. Это, вообще-то, рекорд...
Еще у одного (у меня) в системе резервного питания аккумуляторы AGM работают уже 8 лет и еще живы. Даже если они помрут через год, то это - 9 лет. А они помирать пока не планируют.
Разница в цене в 2,5 раза, а в сроке работы - 3 раза.
А если учесть тройные затраты (и "головняк") на поиск, доставку и замену стартерных АкБ (а считать надо, как вы понимаете, всё), то добавьте эту сумму и тогда присказка про то, что скупые платят дважды подтвердится.
Вообще-то, чаще всего срок эксплуатации стартерных в буферном режиме - 2 года, а AGM - 6 лет. Так и так примерно раза в три и получается.

Вывод: на длительном интервале времени в системах резервного питания AGM аккумуляторы дешевле, чем стартерные.
Кому не нравятся мои цифры - возьмите свои, возможно вам повезет и вы насчитаете экономию на стартерных;).

Как покупать аккумуляторы и инверторы (ИБП).
Не покупайте самые дешевые АкБ, ибо подделок и фальсификата уже немало.
Покупать любые относительно дорогие устройства (не только АкБ) надо так: заходите на сайт "известного всем" производителя в раздел "Где купить" и там выбираете продавца.
Также ищете у него на сайте страницу "Опасайтесь подделок" (при её наличии) и изучаете её.

Как рассчитывать систему резервного питания.
Я все параметры систем резервного питания скрупулезно рассчитываю в Экселе:
- Прописываются все критичные (резервируемые) нагрузки.
- Их мощности.
- Их пусковые токи.
- Коэффициенты мощности.
- Их режимы работы (часов в сутки в худшее время года).
- Волевым решением клиента устанавливается необходимый срок работы системы от аккумуляторов.
После чего рассчитывается:
- мощность инвертора,
- ёмкость аккумуляторов, их количество и тип.
После этого подбираются модели оборудования.
Затем ищется удобный/дешевый поставщик.
А потом - монтажник оборудования. Лучше - тот, кто всё это рассчитал и несет за это ответственность.
Подробней здесь: Расчет системы резервного питания дома.

Об аккумуляторах "+EFB".
Это - новый тип автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов, которые якобы более долговечны и якобы не боятся глубоких разрядов.
Пока поверим производителю, но заметим:
1. Они, естественно, также, как и любые стартерные аккумуляторы не предназначены для буферных режимов, поэтому их долговечность (в годах) в таких режимах остается под вопросом (я не утверждаю, что она меньше, чем у обычных).
2. У них напряжение заряда около 16 Вольт, что не позволяет их использовать ни с какими имеющимися на сегодня (конец 2018 года) источниками бесперебойного питания для домов, котлов и т.д. У современных ИБП это напряжение около 14 Вольт.
Kombat_82, WNuck11 и Serj сказали "спасибо" за это.

Комментарии

  1. Андрей-АА
    Добавил раздельчик:
    Об аккумуляторах "+EFB".
    PastWent и Serj сказали "спасибо" за это.