1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0/10 0,00оценок: 0

Московские стройки дорог и тротуаров - уроки для тех, кто считает деньги

Тема в разделе "Дороги, дорожки, въезды, площадки", создана пользователем Infinity777, 28.06.16.

  1. Infinity777
    Регистрация:
    09.07.15
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    25

    Infinity777

    Живу здесь

    Infinity777

    Живу здесь

    Регистрация:
    09.07.15
    Сообщения:
    233
    Благодарности:
    25
    Московские стройки дорог и тротуаров - уроки для тех, кто считает деньги
    Ниже - комментарии профессионала о технологии стройки Московских дорог. Частным строителям, которые считают деньги и хотят построить качественно, считаю, будет полезным.

    -

    В Москве идёт самая большая волна благоустроительных работ за всю историю её существования. Подобное было только в послевоенные годы. Благоустройство идёт на удивительной скорости, я искренне восхищаюсь тем, как похорошела Москва, как изменились её улицы. Однако благоустройство выполненное «в торопях» это глупое и расточительное занятие.
    Я непосредственно нахожусь «на этой волне» и очень хорошо вижу профессиональные ошибки, которые приведут потом к последующим ремонтам и полной переделке.

    Про уникальную проблему московского благоустройства – строительства без самой глубокой (самой нижней) ливневой канализации и отсутствие правильного проектного расчёта «ливнёвки» я уже писал ранее. Как раз эта проблема, прежде всего, будет причиной полной переделки всего того хорошего, что было сделано в эти годы.

    Но существует и другие, не менее важные и такие же основополагающие проблемы – их можно объединить как - ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ОСНОВАНИЯ И КОНСТРУКЦИИ ПОКРЫТИЙ. Наверно, это звучит слишком поверхностно. Я постараюсь объяснить по пунктам.

    Пункт №1 (Геология и расчёты).
    В Москве старательно не делают геологические исследования для благоустройства. Большая часть конструкций выполняется без учёта геологических данных. При этом конструкции назначаются просто из головы или перерисовываются из многочисленных «каталогов», что нарушает принятые же нормы проектирования. Чтобы не быть голословным – нарушаются требования ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» Москва 2001 и методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд (взамен ВСН 197-91). Я работаю в Москве с 2001 года и за всё это время я встретил только одного ГИПа, который делал расчёты по формулам согласно этим нормам. Надо сказать, что этот ГИП был наш, белорусский, из Минскпроекта. Надо делать геологию практически под каждый высотный столб, под все лестницы, пандусы, под узлы дорожек и на протяжении всех аллей. Ведь геологические условия меняются и могут отличаться друг от друга на расстоянии уже 50-100 метров. В Минске в порядке вещей делать геологию, а здесь в Москве мы еле-еле на участок 20 га добиваемся 10-12 точек, когда надо около 500-600. Мало того, геологию делают минимально только 8 м глубиной, когда нам по сути надо всего 3-4м. И в результате проектировщик, не получая данных по геологии, лупит во всём проекте один единственный конструкционный узел на весь тип покрытия – что я считаю крайне расточительным. К примеру, мы все прекрасно знаем, что машина едет по колее и можем на длинных, протяжённых участках укрепить только колею, а не выполнять бетонирования под ось 7,5 тонн на всей плоскости. Из-за отсутствия геологических условий невозможно правильно рассчитать деформационные швы. Их здесь просто нарезают на расстоянии 10-15 метров друг от друга. И в проекте не делят на швы сжатия и растяжения – так как посмотреть какие силы будут «двигать» плиту без данных геологии невозможно. Надо сказать, что сами проектировщики слабо понимают о чём идёт речь. Я постоянно сталкивался с этим на кураторстве объектов. Приносят документацию и не могут правильно объяснить нарезку деформационных швов. А во многом именно из-за них образуются трещины на толстых бетонных покрытиях. Заказчик спонсирует налив крупной бетонной плиты, ему кажется, что данное решение «на века» - но через два-три года появляются трещины и следует крайнее удивление этой ситуации.

    Пункт №2. (Уплотнение слоёв)
    При любом строительстве для уплотнения слоёв используют различную технику – это виброплиты и вибромолоты. Проверить степень уплотнения слоёв, можно только специальными приборами – пенетрометрами (плотномерами). За всё время своей работы тут, я видел пенетрометр у строителей всего два раза – один раз он стоял запечатанный в сторожке. Второй раз я его увидел на другой фирме – в дирекции строительной компании. Мотивировали тем, что «дорогой прибор, не хотим держать его на стройке, чтобы с ним что-нибудь случилось». Как в таком случае проводился технический контроль можно понять: никак не проводился. На большинстве объектов технадзор сразу же увольняется после сдачи объекта в эксплуатацию.

    Пункт №3 (Уплотнение грунта)
    Я вынес этот пункт отдельно. Так как эта проблема является особо важной для благоустройства Москвы. На самом деле даже очень, очень важной. Вы когда-нибудь видели, как проседает покрытие? Это заметно, когда на новом покрытии образуются лужи или когда становятся особенно «видны швы». Дело в том, что в большинстве случаев эти изменения происходят из-за того, что не провели уплотнение самого грунта. Не слоёв конструкции, а самого самого низа ямы. Как это происходит, постараюсь объяснить: быстро выкапывают яму для строительства покрытия, сразу наносят первый конструкционный слой и начинают его уплотнять (это, кстати, ещё в лучшем случае, ведь порой в Москве уплотняют только верхние слои). В Москве, уверен, 90-95% строек не уплотняют самый(!) низ ямы – земляной грунт. А это крайне важно, так как его при проведении работ взбаламутили, нарушили… и чтобы потом не делали со слоями сверху – он постепенно будет проседать/вспучиваться (вместе со всеми верхними уплотнёнными слоями). Видно это, правда, будет только через 3-5 лет. Но смещение нижнего слоя – катастрофично. Пока основание не уплотнить, ничего из конструкции не выйдет. А тут, с этой проблемой поступают как обычно «по-русски»: меняют только верхний слой, уплотняют, и опять закатывают в верхнее финишное покрытие. Нижний слой опять проседает или вспучивается, деформируя верхние слои. Через некоторое время этот «ремонт» повторяется снова и снова.
    Корни этой проблемы лежат (оговорюсь – порой лежат) на проектировщиках, так как в Москве, в большинстве своём, не пишут в рабочей документации требование «уплотнить грунт на 98%». Это, как говорил один ГИП в Моспроекте-4 «глупость»…. А в Беларуси за это могут судить – как за профессиональную непригодность и расточительство государственных денег.

    Пункт №4
    Попытка строить быстро и быстро вводить в эксплуатацию объект похвальна, когда есть качество. Но, есть качество или нет – это надо проверять. А любая проверка и отчётность о проверке, это как раз та лишняя бюрократия, от которой в благоустройстве Москвы отказались в первую очередь. К примеру: прораб должен иметь специальные ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ на проведение любой работы, где точно и пошагово расписаны все действия рабочих бригад. Этих технологических карт нет ни у кого. Уверен на 100%. Я ни разу их не видел ни у кого на стройке! Мы, порой, сами их копировали для местных удивлённых прорабов из минских технологических карт.
    Далее, тут не производится тонна отчётной документации операционного контроля СОК и КОК (КАРТЫ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ и СХЕМЫ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ). Где указываются все точки замеров и проб, указывается их размещение, время замера и результат, есть подписи ответственных и уполномоченных. Послойно! Если это и делается, то после строительства. Документация спокойно подгоняется «под какие-то цифры». Поэтому на стройке, когда в авторском надзоре просишь какие-либо данные - их найти невозможно. Местные прорабы и начальники стройки ходят гоголем, так как лишены этой якобы «ненужной бюрократии». Прижать и заставить их что-то изменить практически невозможно, так как на руках нет цифр и данных о созданной конструкции. Надо сказать, что производить замеры – на стройке должны обязательно и постоянно. Это относится и к бетонным работам – к примеру, единственный правильный и не затратный способ проверить бетон (оговорюсь – для благоустройства) это отливать «кубики» на каждую заливку. И затем кубики сдавать на исследования в лабораторию. Однако, эти кубики на стройках или прячут, или «теряют». (Ремарка – определить «на глаз» набрал ли прочность бетон может только ничего незнающий болван). Кстати, любимое строительное обещание после стройки «вскрыть любой метр на проверку» на самом деле – это блеф, который мало что даст по исследованию. Мы не можем проверить углы покрытий, примыкания и самое отвратительное не можем проверить уплотнение возле люков – они первые ломаются и «вылезают». В Москве тысячи и тысячи таких примеров. Обязательно посмотрите на покрытие вокруг люков после года-другого строительства.

    Пункт №5 (Кривые материалы)
    Если идут работы по созданию гранитного покрытия – то вылезает следующая проблема – по ГОСТ действующему в РФ, плиточный материал для покрытия может иметь расхождение +/- 4мм. А это порядка 8 мм разницы. Мало того, обычно плитку гранитную пилят на старом дисковом оборудовании. Это не станки ЧПУ, где допуски +/-1мм. Это обычно старое заводское оборудование по 40-50-60 лет службы. Пила ходит и плитка получается разная. Пришёл мастер подрегулировал пилу, почистил - напилил, пришёл второй, подрегулировал-почистил-напилил. И вот, от смены к смене – плитка разная. Трапециевидная и разная по толщине. Косые углы по 95, 87 градусов. Забраковать и отправить такую плитку обратно на завод – означает сорвать сроки. Опять же – ГОСТ позволяет такие допуски. Вот наши каменщики и устраивают игру «в тетрис» – маркируют плитку по углам, подбирают подходящую. Это так же сказывается на скорость работы. К тому же, создать из такой плитки красивое ровное покрытие - практически невозможно. Вот представьте, разная по толщине плитка - тут или делать внизу плоскость ровную и тогда качественное, долговечное будет покрытие. Или делать вверху ровную плоскость, где люди ходят. Но тогда внизу получается всё-всё разное – туда и вода пойдёт и вспучивать такою плитку будет быстрее. Постепенно она придёт в движение, будет ёрзать и ломаться. В Москве таких примеров много. Поэтому поступают на московских объектах просто – дают больший слой ПЦС (песчано-цементная смесь), чтобы возможно было вогнать более толстую плитку и с нивелировать её с более тонкой. При этом слои ПЦС порой бывают крайне большие – когда смысл этого слоя уже теряется и он перестаёт правильно работать (более 5см).

    К не менее важным проблемам можно отнести: Использование известнякового щебня (если проектировщик не уточнил, что щебень должен быть гранитный). Через 20-30 лет щебень разваливается. Мы вскрывали дорожки 40-летней давности – такой щебень больше похож на мягкий зернённый творог. Он не будет держать основания и требует полной(!) замены.
    Песок часто поставляет с примесями глины (хотя по документам он речной). Основание содержит строительный мусор, особенно кирпичи, крупные камни, под которые иначе будет просачиваться вода и это приведёт к движению в слое. Так же очень плохо закрепляют борта – зимой, когда идёт техника, от ковша снегоуборочной машины передаётся нагрузка порядка тонны-полторы на метр погонный борта. Это постепенно приводит к его смещению и нарушению конструкции. Любимый способ местных строителей сэкономить – это снять верхний слой асфальта («отциклевать») и поверху положить покрытие. При этом их особо не волнует, что под асфальтом покрытие с годами заилилось и не работает. Так и кладут дорожки в парках по старому покрытию. Особенно это любят делать в области. Как говорил один знакомый прораб – «в этой инициативе моя премия».

    Пункт №6 (Кривые руки)
    Конечно, можно сказать, что я сейчас скопом всех унижаю и…. но, это к сожалению, правда нашей профессиональной жизни. Раньше в СССР у каменщиков были разряды. Такое сохранилось в Беларуси сейчас. Это позволяет при проверке работ – увидеть качество бригады. Посмотреть какие трудятся специалисты. Прекрасно если попадётся каменщик 5-ого или 6-ого разряда. Такой каменщик свободно читает чертежи, прекрасно выполняет работу и даёт повышенную выработку метража. К сожалению, в Российской Федерации разряды уже убрали. Каменщиком сейчас идёт любой. Понять уровень новый бригады невозможно. Это, конечно, поправимая проблема, ведь, хорошо ещё, что большая часть понимает русский язык) Другая сторона этой проблемы, то, что в такого рода рабочие (разнорабочие) идёт много людей с судимостью. У меня были бригады где из 10 человек 8 сидело. С такими проводить авторский надзор крайне сложно. Говорить об операционном контроле, проверках и т. п. – практически бесполезно.

    Пункт №7 (Скорость работ)
    Большая часть объектов строится ещё по несогласованной документации, строятся по документации где стоит странная надпись «согласованно с замечаниями» (замечания при этом на других листах. Проекты досогласовываются и сдаются уже после сдачи стройки. Но скорость стройки сметает практически всё – все нормы строительства, все принципы надзора, все объективные стороны технологий – бетоны не набирают прочность, укладывают по не утрамбованным основаниям, не выставляют уклоны бетонных поверхностей, не утрамбовывают аккуратно и долго вокруг сетей, колодцев и углов зданий и сооружений.
    Скорость – бич московского благоустройства. Она, эта скорость с кривыми руками, с кривыми материалами и отсутствием строительной отчётности – создаёт глиняного колосса московского благоустройства, который разрушится сам собой через несколько лет. Но пока будет сверкать и радовать.

    -

    Андрей Коровянский
    Проектирование ландшафтных объектов

    Главный архитектор проектов
    ГУП МНИИП "Моспроект-4"
    Architect · 2004 to 2007 · Moscow, Russia

    ссылка удалена
     
    Infinity777 , 28.06.16
    #1 + Цитировать
  2. Groundworkturf
    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652

    Groundworkturf

    Модератор

    Groundworkturf

    Модератор

    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    @Infinity777, мне, как частному строителю, весьма любопытно, почему профессионал, Главный архитектор проектов (кстати, Главный пишется с маленькой буквы:)), в своем пространном тексте не упомянул о применении геоматериалов в строительстве дорог:faq:
    Про ИГИ вообще удивили. Какие 3-4 метра? Порой и 10 мало, по крайней мере, для Питера.
     
    Groundworkturf , 28.06.16
    #2 + Цитировать
  3. Kity1
    Регистрация:
    18.03.12
    Сообщения:
    106
    Благодарности:
    9

    Kity1

    Живу здесь

    Kity1

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.03.12
    Сообщения:
    106
    Благодарности:
    9
    Адрес:
    Россия
    Я тоже увидел 3-4 м. бред какой то. И 10 мало. Я когда себе дом делал. Так мне нужно было 5 точек. По углам фундамета и посредине. У меня хватило только на 3 или 4 точки не помню. И сверлили в ручную военные инженеры на глубину вроде 12 м. а надо было 15м
     
    Kity1 , 29.06.16
    #3 + Цитировать
  4. Kity1
    Регистрация:
    18.03.12
    Сообщения:
    106
    Благодарности:
    9

    Kity1

    Живу здесь

    Kity1

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.03.12
    Сообщения:
    106
    Благодарности:
    9
    Адрес:
    Россия
    Про геотекстиль - наверное это новый материал? Раньше не делали его.
     
    Kity1 , 29.06.16
    #4 + Цитировать
  5. Groundworkturf
    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652

    Groundworkturf

    Модератор

    Groundworkturf

    Модератор

    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Совсем новый, лет пятьдесят назад его начали применять у нас в дорожном строительстве. :) Я с ним 25 лет работаю.
     
    Groundworkturf , 29.06.16
    #5 + Цитировать
  6. beutiflet
    Регистрация:
    02.02.07
    Сообщения:
    7.508
    Благодарности:
    7.402

    beutiflet

    элитный пролетарий

    beutiflet

    элитный пролетарий

    Регистрация:
    02.02.07
    Сообщения:
    7.508
    Благодарности:
    7.402
    Адрес:
    Домодедово
    Какая-то "Ахиджакова" в ТС:um:
    Типа
    простите нас (все) :hello:
    Мы все убогие и сдаемся:um:
    С каких пор какие-то национально- страдальческие индивидуумы выражают точку зрения основного населения :faq::um::victory:
     
    beutiflet , 29.06.16
    #6 + Цитировать
  7. Groundworkturf
    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652

    Groundworkturf

    Модератор

    Groundworkturf

    Модератор

    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    С тех пор, как начали себя называть с большой буквы Г. :aga:
     
    Groundworkturf , 29.06.16
    #7 + Цитировать
  8. beutiflet
    Регистрация:
    02.02.07
    Сообщения:
    7.508
    Благодарности:
    7.402

    beutiflet

    элитный пролетарий

    beutiflet

    элитный пролетарий

    Регистрация:
    02.02.07
    Сообщения:
    7.508
    Благодарности:
    7.402
    Адрес:
    Домодедово
    Кто это начал так называть?
    Наверняка "вместо нас":um:
    Они:um:
    А кто-то спросил реально "НАС" :faq:
    Прежде чем своими пейсами трясти "вместо нас":faq::um:
     
    beutiflet , 29.06.16
    #8 + Цитировать
  9. Groundworkturf
    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652

    Groundworkturf

    Модератор

    Groundworkturf

    Модератор

    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    :)
     
    Groundworkturf , 29.06.16
    #9 + Цитировать
  10. Kity1
    Регистрация:
    18.03.12
    Сообщения:
    106
    Благодарности:
    9

    Kity1

    Живу здесь

    Kity1

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.03.12
    Сообщения:
    106
    Благодарности:
    9
    Адрес:
    Россия
    Скажите и что геотекстиль при строительстве дорог городских и федеральных применяются обязательно или нет? Помню студентом в середине 90-х работали в СМУ городском Дорстрой с 2 по 5 курс. И пришлось с настоящими дорожниками работать - все с образованием были (мастера-прорабы-бригадиры). При мне квартиры выдавали им бесплатно. А зарабатывали за летний сезон - можно было новый жигуль 05 купить или квартиру кооперативную 1 комн. И что-то не видел я геотекстиля никакого. А дороги строили - за 10 лет трещины и ямки не увидел.
     
    Kity1 , 03.07.16
    #10 + Цитировать
  11. Groundworkturf
    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652

    Groundworkturf

    Модератор

    Groundworkturf

    Модератор

    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    @Kity1, сейчас это обязательно, так как геотекстиль позволяет сэкономить до 20% инертных при лучшем качестве покрытия. Надеюсь понятно, что строители дорог не страдают альтруизмом.
     
    Groundworkturf , 03.07.16
    #11 + Цитировать
  12. Kity1
    Регистрация:
    18.03.12
    Сообщения:
    106
    Благодарности:
    9

    Kity1

    Живу здесь

    Kity1

    Живу здесь

    Регистрация:
    18.03.12
    Сообщения:
    106
    Благодарности:
    9
    Адрес:
    Россия
    Инертных - имеете ввиду материалов?
     
    Kity1 , 04.07.16
    #12 + Цитировать
  13. Groundworkturf
    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652

    Groundworkturf

    Модератор

    Groundworkturf

    Модератор

    Регистрация:
    15.03.13
    Сообщения:
    18.025
    Благодарности:
    19.652
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Конечно их.
     
    Groundworkturf , 04.07.16
    #13 + Цитировать

Смотрите также