Переславский район. Исторические достопримечательности

Тема в разделе "Ярославль, Ярославская область", создана пользователем Livonetc, 23.07.12.

  1. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Переславский район. Исторические достопримечательности
    Плещеево озеро.
    Фрагмент статьи о рыбной ловле. https://www.fishingplanet.ru/library/4845.php

    Находится этот водоем на самом юге Ярославской области. От Москвы до него всего лишь около ста тридцати километров. Большинство посещает берега этого озера ради музея под названием «Ботик Петра Первого». Но очень многие приезжают ради соборов и монастырей 12-17 веков, расположенных на территории небольшого городка, входящего в «Золотое кольцо России» — Переславля-Залесского. Здесь родился Александр Невский.

    Для того чтобы ознакомится с городом одного дня явно мало, поскольку кроме объектов архитектуры, здесь еще и дендрологический сад, и конечно само озеро.

    Берега озера испытывают приличный прессинг со стороны отдыхающих, особенно в летнее время. Северо-восточный берег, что за городом, имеет рельеф близкий к рельефу Каспийского моря. Идешь, идешь по песку от берега, уже бредешь, а глубина чуть выше колена. Минут через пятнадцать глубина становится около 2 м, и здесь чувствуешь, что не только достиг глубины, но и то, что вода явно похолодела. Питание озера родниковое, к ним добавляет свою лепту небольшая речка под названием Трубеж, есть еще несколько притоков в виде ручьев. Из озера вытекает река Векса, которая через озеро Сомино превращается в Нерль Волжскую. Наибольшие глубины, до 25 м находятся в северо-западной части озера.

    Озеро имеет приличные размеры, которые достаточны для того, чтобы внимательно следить за погодой, прежде чем отважиться на плавание. Наверное, именно поэтому Петр Первый выбрал Плещеево озеро в качестве испытательного полигона для судов своего будущего флота. Например, расстояние от устья Трубеж до истока Вексы составляет приблизительно двенадцать километров.

    Плещеево озеро, в каком-то смысле, такое же уникальное, как Валдайское озеро.

    Оно напоминает воронку в Земле, заполненную ключевой водой, с широченными поливами около берегов. Северо-восточный берег самый мелководный и пустынный. Деревья встречаются группами. Здесь хорошо купаться, поскольку от дороги до воды метров сто-двести. Дно песчаное, вода теплая. Здесь удобно ловить с лодки, привезенной на автомобиле. Рыболовы располагаются в ряд над бровкой дна.

    Противоположный берег лесистый, здесь стоит великолепный хвойный бор, перемешанный с островками берез. Под деревьями ковер изо мха, в котором в конце августа появляются подосиновики и подберезовики. В хорошие годы здесь очень много одной из разновидности белого гриба — так называемый польский гриб.

    До воды добраться не просто, поскольку кроме леса и высокого мха, путь преграждает многометровая полоса камыша. Но есть и свои преимущества.

    Во-первых, глубинная бровка с этого берега расположена намного ближе, всего в трехстах-пятистах метрах от берега. Во-вторых, здесь функционирует несколько вполне приличных баз отдыха, где можно не только переночевать в отдельном домике, но и воспользоваться услугами местной кухни, что особенно актуально во время зимней ловли.
     
  2. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Последнее десятилетие уходящего двадцатого века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Предметами поиска и изучения зачастую становятся природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Одним из подобных мест в Ярославской области можно считать район Берендеева болота Переславского района.

    Описываемая местность находится на стыке двух областей – Ярославской и Владимирской. Местность эта, без сомнения, представляет определенный интерес в плане существования преданий о некогда существовавших здесь культовых камнях и сохраненной до сих пор уникальной обрядности, так или иначе связанной с ними. Один из культовых объектов, т. н. «Синяя баба» или «Синий камень» хорошо известен в краеведческой литературе, прежде всего благодаря трудам замечательного Переславского исследователя М. И. Смирнова.

    О «Синей бабе» Берендеева болота мы знаем достаточно много. Идол простоял на месте много веков, пока в середине XIX века его не постигла участь более знаменитого Синего камня, лежащего у Александровой горы под Переяславлем-Залесским. «….Бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули её и часть отбилась».

    Остатки расколотого идола (та самая отбившаяся часть), оставалась на месте еще довольно долго. Местное население по-прежнему называло остатки валуна «Синей» или «каменной бабой» и особо чтило её.
    «…Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб…». Многие помнят, что камень действительно имел серо-синеватый цвет.

    В 1932 году отсюда начали брать валуны и камни в качестве балласта для строительства ж/д насыпи. По всей видимости, туда и пошел расколотый камень. Многие пожилые местные жители хорошо помнят, как выглядели остатки идола и уверенно описывают его размеры – 2 х 2,5 х 1,5 метра.

    Остальные сакральные «объекты» становятся видны только при более широком исследовании всей местности, именуемой Берендеево болото и достаточно обширных территорий прилегающих к нему. Дело в том, что на данной территории, вплоть до наших дней сохранилась традиция совершать крестный ход вокруг болота.

    Несколько преданий о «Синей бабе»:

    1. «…на этом самом месте, когда - то в старину мать прокляла дочь, вот дочь то и превратилась в камень» (Малышева А. Ф., 1915 г. р. с. Чернецкое).

    2. «… давным-давно жила на Волчьей горе богатая женщина, и у нее утонул сын в озере. Она плакала и проклинала сына, вот озеро то и ушло по Трубежу в Переславль. А женщина та окаменела, и стоит у остатков озера в центре болота. Озерцо то и в самом деле имеет форму лежащей женщины. Даже грудь видно…» (Зиновьев А. П., 1928 г. р. с. Берендеево).

    Озерцо это, у которого по преданию стояла «Синяя баба», до сих пор называется у местных жителей – Волчёнка. Интересно и название другого населенного пункта, находящегося по соседству – Волчьи горы.

    Место, где расположен источник, пользуется у местных жителей дурной славой. Местный житель Зиновьев А. П., 1928 г. р., рассказывал, что в народе считалось, что «… Орина балует. Зимой в этом месте люди плутают и выходят все неизменно к Большим Вёскам. Испокон веку на меже рядом с ключом хоронили удавленников».
    По поводу происхождения старожилы рассказывают: «…шел муж с женой из гостей. Проходя мимо источника, мужик утопил в нем жену за грехи» (Малышева А. Ф., 1915 г. р. с. Чернецкое).

    В данном случае мы можем отождествлять «Оринин источник» с представлениями о «мертвой» воде. Здесь уместно будет вспомнить о Синем камне на Плещеевом озере. По преданию, он первоначально лежал в овраге у ручья с чистой, т. е. «живой» водой. Любопытно и другое сравнение. У «хорошего» Переславского камня народ устраивал гуляния, «… они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Несмотря на активные многовековые старания православной церкви некоторый «позитивный» оттенок характера камня сохранился до наших дней. Идол «Синяя баба» имел явный негативный характер. По сложившемуся мнению, местные представления о «нечистоте» Берендеева болота связаны именно с ним.

    Район Берендеева болота – уникальное сакральное место в Ярославском Поволжье. Если культ камня на Верхней Волге - это достаточно распространенное явление, то традиция поклонения идолам – практически не встречается.
     
  3. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной.

    В 1712 году в этой деревне помещик князь Афанасий Фёдорович Шаховской построил церковь в честь святой Троицы. В 1736 году эта церковь оказалась уже весьма обветшавшей и по просьбе крестьян разрешено было построить новую церковь, которая и была освящена в 1737 году.

    В 1764 году местный помещик Александр Филиппович Угрюмов построил каменную церковь, деревянная же церковь была им перевезена в село Горки. В 1808 году после того, как в селе Горках церковь сгорела и жители его расселились по разным местам, тот же помещик устроил придел в память Покровской в Горках церкви в церкви села Троицкого.
    Итак, престолов в церкви два: в холодной в честь святой Троицы, в приделе тёплом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В селе с 1886 года была церковно-приходская школа.

    Координаты GPS: 56.885338,38.867911
     

    Вложения:

    • 2795994.jpg
  4. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва

    Вложения:

    • 9763749.jpg
    • 9047322.jpg
    • 3854792.jpg
    • 6760491.jpg
    • 3419156.jpg
    • 1058500.jpg
  5. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Берендеево, Всехсвятская пустынь. Церковь Всех Святых.
    Год постройки: Между 1892 и 1898.

    Станция Берендеево и поселок при ней получили название от большого болота, имевшего в старину вид заросшего озера. Из озера вытекали реки Киржач и Трубеж. Одна впадает в Клязьму, другая в Плещеево озеро. С болотом связано сказание о царе Берендее, который жил на возвышавшемся посередине болота, покрытом лесом холме. Именно из этой легенды родилось название царства в пьесе Островского «Снегурочка».
    Поводом создания церкви в Берендеево, как и нескольких других церквей в России (например, церковь Спаса Всемилостливого в Нижнем Новгороде), явилась железнодорожная катастрофа в 1888 году на Курско-Харьковской железной дороге у станции Борки, в которой чудом не пострадало августейшее семейство и сам император Александр III.

    В память об этом событии 17 апреля 1889 г. Игуменья Евгения, настоятельница Федоровского монастыря города Переславля, принесла и установила на станции икону с изображением Федора Стратилата.
    Об этой энергичной монахине стоит сказать отдельно. При ее активном участии происходило не только обустройство Федоровского монастыря в Переславле, но и распространение иночества за его пределами. В частности, организация еще двух пустыней наряду с Берендеевской: Воскресенской при селе Новоселье и Алексеевской при селе Новоалексеевка.

    Итогом деятельности Евгении было:
    1) 3 пустыни
    2) 4 церковно приходских школы с особыми помещениями
    3) монастырь вместе с пустынями давал приют и кормил более 400 монахинь и послушниц, воспитывал у себя нескольких девочек-сирот.
    4) при монастыре были устроены стройные хоры певчих
    5) На момент национализации монастырю принадлежало 1016 десятин и 957 сажен земли.
    В ответ на прошение игуменьи Евгении о разрешении строительства часовни при станции Берендеево примерно через год - 30 апреля 1890 года - последовал указ Владимирской Духовной консистории, а 6 августа 1890 года состоялась закладка каменной часовни. Земли для строительства часовни были пожертвованы крестьянами деревни Ростино.

    2 октября 1892 года священником из церкви села Давыдово Петром Аматовым был освящен и водружен на положенное ему место крест. Происходило сие событие в присутствии одного из благотворителей генерала Гавриила Самсонова. А 30 мая 1893 года архимандрит Модест, в присутствии сестер Федоровского монастыря и духовенства освятил часовню.
    В 1895-1897 при благотворительной поддержке М. П. Глинской часовня была перестроена в церковь. Близ станции Берендеево была устроена пустынка, 5 десятин земли для которой пожертвовал московский купец Василий Рыбаков. Пустынь была обнесена каменной стеной, а на содержание священника «вложен особый капитал».

    В 1898 году игуменья Евгения на монастырские средства и в большей степени на средства московских благотворителей были построены два деревянных дома для монашествующих и послушниц, каменный дом со всеми хозяйственными службами для священника и каменный дом для церковноприходской школы.
    Почти все строения Берендеевой пустыни дошли до наших дней.
    Первым настоятелем церкви Всех Святых стал священник Федоровского монастыря, протоирей К. И. Покровский. Под его руководством 1 сентября 1898 года начались занятия в церковноприходской школе при пустыни Всех Святых.

    При церкви Всех Святых проживало до 80 человек, в том числе 22 девочки-сироты Насельницы пекли хлеб, занимались рукоделием и сельским хозяйством на землях села Петровское, пожертвованных церкви потомственным почетным петроградским гражданином А. М. Ушаковым.
    В 1918 году по декрету об отделении церкви от государства церковноприходская школа при Всехсвятской пустыни была отобрана у монастыря и передана в ведение уездного комитета народного образования. В 1923 году пустынь была закрыта, а церковь при ней стала приходской. В 1929 году по постановлению президиума Владимирского исполнительного комитета церковь была закрыта, а здание передано под клуб Берендеевского торфопредприятия (в советское время на берендеевых болотах добывали торф).
    В 1990 году церковь была возвращена верующим и началось ее восстановление.

    Координаты GPS: 56.596925,39.020863

    [​IMG]

    Материал с сайта http://dachi-korovino.ucoz.com/forum/26-10-2
     
  6. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Вид на Даниловский и Горицкий монастыри с аэроплана.
    [​IMG]
     
  7. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    1 Вид с водонапорной башни на базарную (ныне Народную) площадь.
    2. Вид с Народной площади на памятник Ленину и Дом Технического творчества.
     

    Вложения:

    • 6597129.jpg
    • 0161868.jpg
  8. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Музей паровозов (Музей узкоколейных железных дорог).

    Пожалуй, один из самых интересных и неординарных музеев в нашей стране. Такого количества восторженных отзывов от всех своих друзей и знакомых, которые там побывали, я еще не слышал. Обязательно стоит приехать.

    Переславская железная дорога – музейная ветка, оставшаяся от бывшей торфяной узкоколейки в окрестностях города Переславля-Залесского Ярославской области. Двухкилометровая железнодорожная линия ведёт из посёлка Талицы на живописную поляну посреди знаменитого Блудова болота. Того самого, что знакомо многим ещё со школьной скамьи по сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца».

    [​IMG]

    В Талицах на путях небольшой станции и в депо размещена коллекция локомотивов, вагонов, различной железнодорожной техники и атрибутики XIX – середины XX века.
    В экспозиции представлено также некоторое количество нежелезнодорожной техники, машин и механизмов. Три паровоза, два мотовоза, несколько вагонов, дрезин и автомобилей восстановлены до рабочего состояния и периодически демонстрируются в действии.
    В музее организуются выставки, ведётся восстановление техники, поиск и приобретение новых экспонатов.
    При желании можно покататься на дрезине, а если намечается праздник, то даже и на паровозе. Но это надо оговаривать с администрацией очень заранее.

    [​IMG]

    Адрес: Переславский р-н, дер. Талицы
    Телефон: (48535) 4-94-79
    Сайт: http://www.kukushka.ru/

    Часы работы: весной, летом и осенью - музей открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10 до 18 часов; в зимнее время музей открыт для посещения по выходным дням с 10 до 17 часов.
    В праздники, приходящиеся на пн и вт, работает!
     
  9. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    О ловле сельдей в озере Плещееве

    Переславская Рыбная Слобода исстари была во владении великих князей Московских.
    В актах в первый раз упоминается о ней в начале XVI столетия. В 1506 г., апреля 7,
    великий князь Василий Иванович в уставной грамоте переславским рыболовам пишет:
    Пожаловал есми в Переславле городе, на посаде, старосту рыболовля Гридку и всех рыболовей Переславских стольнича пути: кто у них наш волостель ни будет, и он у них ходит по сей нашей грамоте. На взъезд волостелю со всех дворов рыболовлих дадут полтину. А наместницы наши Переславски и их тиуни приставов на них не дают ни в каких делех и не судят их ни в чём, опричь одного душегубства и вобчих дел; а судит их во всём волостель стольнича пути, или его тиун, а праветчики и доводчики поборов у них не берут; а с чёрными людмис городскими ни в какие не тянут проторы, ни в розметы. А кто имет рыбу ловити на моём озере на Переславском и на Вёксе неводом, или сетью, или бредником, или иною рыбною ловлею, мой ли кто Великаго Князя, или митрополичь, или боярской, или монастырской, и те все потянут в мою поварню Великаго Князя с моими рыболови во всякие проторы. А дают мне Великому Князю оброк, на мой дворец, с году на год, по книгам по новому письму по княжу Васильеву Ивановича Голенина, а на полёдной ловле ловят на дву наместников, по ночи на наместника, а на волостеля ловят ночь на полёдной же ловле.
    То же подтвердили грамотами 1559 года, 14 января, Великий Князь Иван Васильевич, 1584 года, 14 июля, Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович, и 1601 года, 29 мая, Царь Борис Феодорович Годунов.
    Из сотной 1562 года с переславских писцовых книг письма князя Ивана Борисовича Ро-
    модановского да Ивана Ивановича Пушкина на Переславскую рыбную волость видно, что
    в Рыбной слободе на берегах реки Трубежа и в переулках Мишатине, Писцове, Шурмине с. 94 и на Филипповской улице было всех рыболовских дворов 99, два двора волостелины, да 21 двор пуст, да 40 мест пустых. Рыбных ловцов было 98 человек.
    Некоторые из них занимались и другими промыслами, как то: войлочным, седельным и калачным. Из той же сотной выписи видно, что с рыболовских дворов велено было
    ямские деньги и за посошные люди, и за всякое городовое и за засечное дело, платити им на Большой Дворец. А оброку давать рыболовем и тем, которые были Добрянского села, Царю и Великому Князю, за щюки, за закорные и за селди, четыре рубли и двадцать алтын с деньгою, да им же давати на Дворец невод сто сажен да две матицы. Да рыболовем же ловити на Царя и Великого Князя селди безурочно; да на Царяж и Великого Князя им ловити
    Тихонравов, К. Н. О ловле сельдей в озере Плещееве / К. Н. Тихонравов / Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1853. — 16 мая (№ 20); 23 мая (№ 21); 30 мая (№ 22). — С. 93—95; 103—105; 112—113.
    Первые поселенцы близ озера Плещеева были меряне, обитавшие здесь в VIII веке. Всё пространство между Ростовом и озером Плещеевым занимал народ меря. По словам летописца, «на Ростовском озере Меря, а на Клещине Меря же». (Полное собрание русских летописей / Археографическая комиссия. — СПб., 1846. — Т. 1: Лаврентьевская летопись, Троицкая летопись. — С. 5.)
    Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицию императорской Академии наук / Археографическая комиссия. — СПб., 1836. — Т. 1: 1294—1598 гг. — С. 114.
    Ныне занимаются рыбною ловлею до 120 человек. 2 К. Н. Тихонравов
    на полёдной ловле две ночи, а на Царицу и Великую Княгиню ночь, да на полёдчика ночь,
    да на стольника ночь, да на дву наместников по ночи. Да рыболове-ж ловят озеро Пере-
    славское, да в реке Вёксе по Татин куст, запорным неводом, и сетми, и бредники и котцы,
    с весны, как вода пойдёт. Да рыболовем же дано круг озера Переславскаго от воды берегу суши по десяти сажен, для пристанища, где им неводы с сети вешати. Да с рыболовских же со всех дворов дают на взъезд волостелю полтину денег. Да рыболове дают Царю и Великому Князю откупу за волостелины и за их пошлинных людей, по откупным жаловалным граматам.
    В 1705 году переславской ратуши земских дел бурмистр Федот Ладогин требовал, что-бы дворцовой Рыбной слободы рыбные ловцы помогали посадским корабельным сторожам стеречь на реке Трубеже царские корабли, карбасы, каторгу, яхту, селёдку и другие суда, поставленные на берегу. Рыбные ловцы, считая для себя стеснительным такое распоряжение бурмистра земских дел и зная, что по Государеву указу и жалованным грамотам велено ведать их в Приказе Большого Дворца, в марте месяце этого года били челом и в челобитной своей объясняли, что они бывают денно и ночно, летом и зимой Великого Государя на рыбной ловле все поголовно, подати платят в Приказ Большого Дворца, посылают в Москву на его Великого Государя обиход сельди паровые и свежие, щуки и лещи паровые же еженедельно; с торгов своих и с промыслов платят особо в Москве в разных приказах пятую и десятую деньгу, в 1702 году у них с Рыбной слободы взято полпята человека в плотники в Троицк, что на Таганроге, к строенью города, гавани и магазейна, два человека в кузнечное дело на пушечный двор, два человека в Архангельск, четыре человека в Воронеж, Ладогу и Шлиссенбург для строения щук и иной всякой рыбы на его Великого Государя обиход.
    Эта челобитная принята была милостиво, и царь Пётр Алексеевич повелел:
    Послать в Переславль-Залесский в рыбныя слободы к старостам память, не велеть им без послушных указов из Приказа Большаго Дворца ни к каким делам рыбных ловцов давать а в Ратушу послать к бурмистрам память, не сослався с Приказом Большаго Дворца, не велеть рыбных ловцов к делам наряжать: для того положен на рыбных ловцов оброк и по наряду возят к Москве непрестанно. Рыбная слобода Удельного Ведомства и в настоящее время расположена близ города Переславля, с западной стороны его, по обеим сторонам реки Трубежа, при самом впадении её в озеро Плещеево.
    Всех жителей в этой слободе считается, по последней ревизии, мужеского пола 230, женского 250, всего 480 душ. Земля, состоящая под населением слободы,
    принадлежит ей по плану генерального межевания 1781 года и по писцовой книге. Другой
    земли для хлебопашества при ней нет, а взамен её крестьяне пользуются исключительным правом рыбной ловли в озере Плещееве; хотя Рыбной слободе отведена часть реки Трубежа при самом впадении её в озеро, но главный лов рыбы заключается в озере, и это составляет единственный их промысел для пропитания и уплаты казённых податей. Озеро Плещеево с. 103 имеет длины 10 вёрст [11 км], ширины 8 вёрст [9 км], глубиныпосредине 20 сажен [42,7 м]; грунт дна песчаный. В этом озере ловится рыба: с июля 1Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицию императорской Академии наук / Археографическая комиссия. — СПб., 1836. — Т. 1: 1294—1598 гг. — С. 288—289.
    Река Трубеж начало своё получает из болота, называемого Берендеевым, находящегося на границе Александровского и Переславского уездов, в тридцати верстах [32 км] от Переславля. Она направление течения своего чрез город имеет с юго-востока и таким образом идёт на протяжении пятисот сажен [1 066,8 м]. Отсюда она поворачивает прямо на запад и в этом положении протекает до самого впадения в озеро. Трубеж, протекая посредине самого города, разделяет его на две части, которые имеют между собою сообщение посредством устроенного чрез реку деревянного моста.
    Предание, будто на Переславском озере однажды заплескало Петра I и он назвал озеро Плещеевым, неверно. Пётр I был в Переславле и на озере в 1691 году, а оно называлось Плещеевым и прежде. В грамоте царя Феодора Алексеевича переславским рыбным ловцам, данной в 1676 году, сказано: «В Переславле Залесском, блиско
    посаду, озеро Плещее...» См.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицию императорской Академии наук / Археографическая комиссия. — СПб., 1836. — Т. 4: 1645—1700 гг. — С. 282. О ловле сельдей в озере Плещееве его вытягивают; а между ними делается ещё прорубь, где прогоняют атаман, который выгоняет снасти в изволоку, или прорубь, и им же притягивают снасти к дому. Неводы оставляют на озере в груде, где они замерзают, а потом опускают их в воду сажен на десять глубины [21,3 м], и после, когда поднимают вверх, то в них вода просякает, потому что на дне она очень тепла, и неводы растаивают часа в два, а в бане не растают и в неделю. Вязанием всех рыболовных снастей занимаются жёны и все дети, в особенности в зимнее время. Нитки и пряжу покупают на базарах в городе Переславле, по вторникам, четвергам и субботам, во время же полевых работ по праздникам. Глиняные плитки также привозятся прямо в слободу, во всякое время, из имения г. Радышевского, где их делают. Берёсту также покупают на базаре, равно и верёвки, которые частию приготовляют и сами. Для мелких снастей верёвки идут мочальные, а для тяги лямки вершковые, из обделанного конопляника. Лодки и дубовые весла покупают привозные в слободу из деревни Купани, где прежде делали их из липы, а ныне осиновые. Устраивают лодки и смолят сами.
    Главное домашнее занятие рыбаков состоит в копчении сельдей. Выпотрошенные и про-
    соленные лёгкой солью, сельди связываются мочалами за хвосты попарно и развешиваются в банях на шесты; потом топят бани сперва берёзовыми дровами, и как только станут они прогорать, подкладывают ольховых дров, спуская дым в отдушины и трубы, а после закрывают все отверстия и оставляют так часа на два; после этого сельди выходят из паровья и прямо накладываются на возы или в веретах, или в ящиках. В верета укладываются сельди как можно плотнее головами в одну сторону, и таким образом отправляют их в продажу. Статья эта помещена также в 1 книге «Вестник Императорского Русского Географического Общества» за 1853 год.
    Жердь с кленовыми вилами вперёд, вилы с железными наконечниками.
    В доме зажиточного крестьянина можно найти до семисот разных сетей и выпарков. Сети бывают к клячу (к палке) 2 сажени [4,3 м], матица 20 сажен [42,7 м], крыло 5 сажен [10,7 м]; к концу пришивается частый сак. Все помещённые здесь сведения о способах ловли сельдей в настоящее время собраны мною в прошедшем году, на месте в Рыбной слободе, от самых опытных рыбаков-старожилов.
     
  10. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин очень часто бывал в Переславле. Ну, один или два раза точно бывал, а может быть, даже пять раз. До сих пор в Переславле бережно сохраняются солонка и удочка гения русской оперной сцены, его личные занавески и фаянсковый кувшин, а главное, его уникальный автограф. Да, переславцы сберегли удивительные реликвии, увидеть которые приезжают люди со всего мира.

    На фотографии домик, который, боюсь, мы скоро не сможем увидеть в натуре. Это старинное здание по Комсомольской улице, № 2.

    [​IMG]

    Именно сюда — в залы Общественного собрания — в 1906 году приезжал крестьянин Фёдор Иванович Шаляпин — подлинный мастер народной песни, чтобы с большим почётом увидеться с переславскими купцами на праздничном ужине, выпить вдосталь красного вина и крепко закусить неподдельными расстегаями.

    Необыкновенный человек и певец, Фёдор Иванович владел землёй недалеко от Переславля и поэтому часто отдыхал на своей ратухинской даче. Бывало и так, что он приезжал к переславскому городскому голове и пел в его особняке. Переславцы слушали золотой голос русской сцены, стоя на Павловской улице.

    Великий пролетарский писатель Максим Горький не одобрял этих шаляпинских шашней, да что поделать! Но выходец из народа, всемирно известный артист не спрашивал мнения выпускника народных университетов, писателя с мировым именем. И он имел на это полное право, ведь каждый год великий Шаляпин, человек бесконечно широкой души, дарил крестьянам по пятьсот рублей, причитавшиеся за прогон скота по его землям.
     
  11. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Общий вид северной части Переславля-Залесского 1890 г.
     

    Вложения:

    • 1890.jpg
  12. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник (на территории бывшего Успенского Горицкого монастыря). http://museumpereslavl.ru/

    Камера он-лайн на территории.
    http://museumpereslavl.ru/mhist/camera.php
     
  13. Akama
    Регистрация:
    15.03.12
    Сообщения:
    273
    Благодарности:
    1.135

    Akama

    Живу здесь

    Akama

    Живу здесь

    Регистрация:
    15.03.12
    Сообщения:
    273
    Благодарности:
    1.135
    Адрес:
    Аддис-Абеба
    С веб-камерами Переславлю не везет - хоть свою ставь, да смотреть, кроме леса, особо не на что. Все показывают не пойми что - трава зеленая где-то зимой, где-то ночь, во время дня...
     
  14. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва
    Поселок художников в деревне Криушкино: гений места. Почему деревню называют «местной Рублевкой»? Рыжая продавщица Маша, малиновое вино и их роль в создании поселка. Почему автор памятника Петру Первому в девяностые торговал огурцами и картошкой? Зачем лидер группы «Война» купался в местном святом источнике?
    https://www.newstube.ru/media/svoboda-na-dache-v-pereslavle-zalesskom
     
  15. Livonetc
    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055

    Livonetc

    Живу здесь

    Livonetc

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.11.10
    Сообщения:
    741
    Благодарности:
    1.055
    Адрес:
    Москва