1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 10,00оценок: 2

Эссе о бане и паре. Записки любителя-строителя

Тема в разделе "Строительство бани", создана пользователем SergeyZet, 22.11.12.

  1. SergeyZet
    Регистрация:
    19.02.12
    Сообщения:
    425
    Благодарности:
    316

    SergeyZet

    Живу здесь

    SergeyZet

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.02.12
    Сообщения:
    425
    Благодарности:
    316
    Адрес:
    Россия
    Эссе о бане и паре. Записки любителя-строителя
    Не знаю, в какому разделу относится тема. Вроде и про русскую баню, и про сауну немного, и про стройку, и просто размышления для предбанника. Одним словом, эссе оно и есть эссе.
    Выложу сюда. Если что, надеюсь модераторы поправят, перенесут куда надо.

    Эссе о бане и паре. Записки любителя-строителя

    Зачем я что-то пишу о бане, когда уже столько написано? - спрашиваю я сам у себя. Мне трудно дать ответ. Порывшись, в глубинах подсознания, осторожно отвечаю сам себе: потому, что теперь я строю свою баню. Ну и что? – удивится критически настроенный читатель - Многие строят баню, для этого не обязательно писать какое-то «эссе». Наверное, ты крупный специалист? – продолжит расспросы въедливый читатель? Отнюдь, отвечу я. В каком-то смысле я, конечно, крупный, если принимать во внимание рост и вес, но в силу природной скромности никак не могу отнести себя к специалистам по банному делу. Я иногда действительно хожу в баню попариться, даже немного интересуюсь теорией бани, но даже не мог помыслить, что в какой-то момент захочется написать об этом интимном (в хорошем смысле слова) процессе.
    И вот, оно случилось. Как говорил классик, «писать надо не тогда, когда хочешь писать, а тогда, когда не можешь не писать». Обдумывая конструкцию своей бани, примеряя на себя опыт, мнения и рекомендации профессионалов и любителей, пишущих на форуме, посвященном строительству бани, я вспоминаю свой опыт посещения бань. И понимаю, что многие моменты из моего эмпирического опыта сейчас становятся более понятны, на что-то я начинаю смотреть совершенно по-другому, а какие-то вещи открывается для меня впервые. Но ясности применительно к строящейся бане все равно нет. В процессе размышлений о той бане, которую я хочу, возникает масса новых вопросов, требующих обдумывания и решения. И вот я решил свои мысли записать. Ведь описать проблему - это значит понять ее. А понять – значит решить.

    Первая баня
    Первая баня, которую я помню, это общественная баня в большом селе на Волге. Один день мужской, другой женский. Ходили мы туда с дедом, его все знали, все уважительно здоровались с ним, и он неизменно отвечал «доброго здоровьица!» Из тех времен больше запомнился сам антураж бани, чем «кондиции» в парилке. Печка топилась дровами, начинали ее топить рано с утра и протапливалась она только к обеду. Тогда и открывалась баня. Широкие скамейки для мытья, тазики, краны для горячей и холодной воды, ступеньки в парилке, парящиеся мужики где-то на верхотуре – все было так интересно и захватывающее. Мы, дети, стояли в парилке на полу, может на первой ступеньке, и заворожено ждали практически сакральное «поддай!». В жерло каменки, в которой, если подняться на пару ступенек, можно было увидеть большие круглые черно-серые камни, летел ковш-другой воды, парилку окутывало жаром, и человек 6-8 мужиков, стоя на верхней площадке, начинали с удвоенной энергией хлестать себя вениками, а ребятня гурьбой выбегала из парилки. После помывки (самодельной лубяной мочалкой, синтетические тогда только начинали появляться) шел обязательный ритуал окатывания. Набирали полный тазик прохладной воды и окатывали себя сверху. Дети не могли поднять тазик, им помогали взрослые. Зато как приятно было, когда, немного повзрослев, набравшись сил, ты мог самостоятельно набрать тазик (нет, не полный конечно) и, как взрослый, сам(!) поднять и вылить его на себя. В завершении волшебного действа, в раздевалке пили морс из красной смородины, его приносили с собой. А иногда дед покупал нам лимонад. Это мог быть и буратино, и дюшес по 12 копеек без стоимости посуды. Но это был самый вкусный напиток в мире! Впечатления от той бани, наверное, никогда не сотрутся, это одно из самых ярких воспоминаний детства.

    Классическая деревенская
    Потом, когда мне было лет 8-9, починили собственную баню на дворе. Почему-то она некоторое время не использовалась, не знаю почему. Помню, работники под руководством отца поднимали баню домкратами и заменяли два нижних бревна. Потом внутри обивали дранкой и штукатурили. Мы, пацаны, взялись помогать разбирать печку, кода взрослые куда-то отошли. К счастью, нас вовремя остановили. Это сейчас я понимаю, что печку нужно начинать разбирать с трубы. А тогда мы чудом остались целы. Умудрились снять с печки кирпичи так, что труба стояла на двух кирпичах, которые перекрывали дверцу каменки на передней стенке печи. Как нас не завалило – до сих пор удивляюсь.
    Эту баню, какой она стала после реконструкции, я помню очень хорошо. И даже сейчас могу описать ее устройство и кондиции, поскольку парился там лет до 20, будучи к тому времени продвинутым студентом ведущего технического вуза страны. Сруб примерно 3 на 5, холодный предбанник метра полтора, рубленая 5-я стена, в ней низкая дверь с высоким порогом непосредственно в баню. Баня невысокая, в каком-то возрасте я стал задевать за потолочные балки, а когда перерос 190 см, у же не мог встать в полный рост. Хотя это, на самом деле, ничуть не мешало чудесно париться.
    В бане, как входишь, слева в углу стоит кирпичная печка. От стены сантиметров 20, не больше. На стену прибит оцинкованный металлический лист. Внизу открытая топка без дверцы, над ней большая каменка, справа низкая часть печи с круглым котлом литров на 50, вмонтированным так, что одна его часть круглым боком смотрит в топку. Открытая часть котла сверху закрывалась крышкой. Кирпичная труба сквозь потолок уходила на чердак и через крышу на улицу. Дымоход из бани перекрывался массивной вьюшкой и задвижкой. Задвижкой регулировали тягу при топке бани, вьюшку закрывали для сохранения тепла после протопки. Дальше слева за печкой был кутник с приступкой для залезания. На полу стояли пара скамеек для мытья. Дощатый проливной пол был только до кутника, под ним был грунт. Позже мы пол под кутником зацементировали, сделали уклон для слива под полы. Тогда же (не помню, наверное, мы меняли полы?) вместо ямы под полом прокопали канаву под срубом, вывели воду в приямок за баней.
    Небольшая ремарка для интересующихся. Слово «полок» я узнал гораздо позже, чем «кутник». Поэтому не очень его люблю. Вообще, есть два слова в русском языке, которые я не люблю: «полок» и «брелок». Ну не умею я их ни склонять, ни спрягать. Ни в единственном числе, ни во множественном. А вот слово «кутник» люблю. Оно мягкое, напоминает теплое слово «укутаться», уютный закуток за печкой. Позже я узнал, что это древнее старославянское слово. «па беларуску» и сегодня «кут» - это «угол». Но это другая тема. Извините, отвлекся.
    Топилась баня так. Из поленницы приносили хорошую охапку дров, укладывали в топку и разжигали берестой. Перед топкой лежал противопожарный оцинкованный лист, который, когда дрова почти прогорят до углей и головешек, поднимали и прикрывали им топку. В процессе топки на этот личт действительно иногда вылетали угольки из печки. Надо сказать, что, пока топили баню, никогда не оставляли ее без присмотра. Наносить воды в баню, из расчета примерно полтора-два ведра на человека. Пошевелить кочергой головешки. Проверить нагрев воды в котле, да мало ли чего. Пока баня топилась, были при ней, со двора особо не отлучались, обязательно находилась какая-то работа рядом.
    Когда первая порция дров прогорала, подкладывали вторую. Количество подкладки зависело от времени года и ожидаемого количества парящихся. Летом часто дотапливали совсем немного. А если собиралось много родственников, тогда вторая подкладка была такая же большая, как и первая. Зимой, в морозы, иногда и третью подкладку делали даже для небольшой бани на 4-6 человек. А в сильные морозы, под 30, насколько помню, топить баню было не принято.
    В процессе топки грелась и вода в котле. Ближе к окончанию протопки котел начинал закипать, шумел. Горячую воду из него отчерпывали ковшом в 40-литровую флягу, после чего вновь наполняли котел холодной водой. В процессе выстаивания бани котел опять нагревался почти до кипения. Если народа планировалось много, при топке подвигали дрова под котел кочергой, чтобы он активнее грелся, и воду из котла забирали 2 раза.
    После протопки печь «скутывали», в бане прибирались, поддавали «чтобы вышел угар» и оставляли выстаиваться на час-другой. Первый пар ценился больше всего. Он был, как правило, для мужчин. Женщины, дети, старики мылись после. И вообще, очередность посещения бани была неким «социальным» индикатором. Почетные гости, как правило, всегда шли париться первыми, этим подчеркивалось особое уважение.
    Самый первый пар был сухой и горячий, он вылетал из печки с коротким звуком «Пах!», распространяя чуть горьковатый аромат обожженных камней. По мере остывания камней звук превращался сначала в громкое энергичное громкое «ПШш!», затем в более приглушенное и все более долгое «пшшшшш». И, наконец, от каменки можно было добиться только совсем уж невнятного размытого «псссс». Искусство и опыт подавальщика позволяли на завершающей стадии отыскать на большой каменке местечко, из которого еще можно было выжать слабое «пшшш» и получить немного пара, к удовольствию последних парильщиков.
    Кстати, в баню ходили все-таки мыться, культуры парения в современном профессиональном понимании как-то ведь не было. Заходили, грелись-парились 1-2 раза, открывали дверь, проветривали, мылись и освобождали место следующему заходу.
    На следующий день в бане уже происходило совсем другое действо, она превращалась в прачечную. Теплой водой (она за ночь опять нагревалась в котле!) стирали белье и несли его полоскать на Волгу. Но это уже не о бане, опять отвлекся, извините.
    Я постарался описать, как выглядела «традиционная» русская баня в «исконном русском» варианте глазами подростка. Беру в кавычки, поскольку в разных местностях могли быть отличия (были, я знаю!) а я и не претендую на абсолютную истину. Описал то, что сам видел и как запомнил. Основные принципы парения и постулаты банной теории я узнал чуть позже. И, кстати, успешно применял их и в этой бане тоже.
     
  2. SergeyZet
    Регистрация:
    19.02.12
    Сообщения:
    425
    Благодарности:
    316

    SergeyZet

    Живу здесь

    SergeyZet

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.02.12
    Сообщения:
    425
    Благодарности:
    316
    Адрес:
    Россия
    Постижение банных премудростей
    Первое осознанное понимание бани случилось классе в шестом-седьмом. И касалось оно, так уж случилось, коренного различия между баней и сауной. Дело было так. В школе я занимался спортом, плаванием. И программа спортивной подготовки предусматривала периодическое посещение бани. Тогда уже вошли в моду электрические сауны и ходили легенды про 100 градусов. Не помню, чтобы когда-то температура достигала сотни, но под 90 по термометру, помнится, было. На самом деле, когда человек 20 семиклассников бегали туда-сюда, хлопая дверью, температура в сауне неминуемо падала. И тогда на каменку подливали воды. Удивительное дело, после поддачи все тут же начинали потеть. Пытливый ум семиклассника уже тогда пытался найти объяснение этому феномену.
    Спасибо советской системе высшего образования! Спасибо замечательному тренеру Владимиру Петровичу, за то, что он не пропускал занятия по физиологии в институте физкультуры! Он тогда объяснил своим воспитанникам суть происходящего буквально на пальцах. Когда заходишь в сауну, в ней жарко и сухо. Весь пот, который начинает выделяться, чтобы защитить организм от перегрева, тут же испаряется. При испарении кожа охлаждается, это помогает переносить жару. Чем жарче, тем больше пота выделяется, чтобы охладить кожу. Так устроен организм. Но пота не видно, потому что он сразу испаряется с горячей кожи в сухом воздухе сауны. Как только на каменку плещут воду, влажность повышается, пот не успевает испариться, и мы начинаем видеть, что потеем. Как говорится, это элементарно, Ватсон.
    Второй, более сложный постулат. Если пота не хватает для охлаждения кожи, начинается перегрев поверхности тела. Для спортсмена этот периодический контролируемый стресс полезен, это тренировка для сердечнососудистой системы. Плюс удаление лишней воды из организма. Плюс прогревание, расслабление и восстановление мышц. А в обычной жизни сердце может не выдержать, горячей сауной нельзя злоупотреблять и пользоваться бездумно. В русской бане все менее жестко. Температура ниже, человек обильно потеет, механизмы терморегуляции работают более эффективно, русская баня более щадящая. За 3 десятилетия, прошедшие с тех пор, я может что-то забыл, что-то добавил от себя, но в целом постулаты передаю верно, за это ручаюсь.
    Чуть позже несколько практических моментов добавила знакомая мамы, Валентина Романовна, заядлая банщица. Первый момент – головной убор. Это не понты и не лоховство, как казалось мне, несколько самоуверенному «жаростойкому» старшекласснику. Во первых, это удобно. В шапке действительно комфортнее, меньше ощущается температура. Во вторых, это действенная защита от жары той самой важной кости, которая дана человеку как раз для того, чтобы шапку-то и носить.
    Другой совет, который был опробован и принят, касался порядка процедур. Это, так сказать, азы. Перед парилкой ополоснуться (не моча голову), в первом заходе только погреться. Париться нужно начинать со второго захода, когда «потельные» механизмы организма уже будут работать в полную силу. Между парениями обязательно хорошо отдыхать. Заключительный заход после помывки тоже щадящий, если и хочется попариться, то только слегка и без фанатизьма. И еще. В парилке лучше лежать. Даже в большой парилке людной городской бани можно было найти возможность попариться лежа (особенно если придти в середине дня посреди недели).
    Все перечисленные выше моменты тоже имеют разумное физиологическое объяснение, здесь я их писать не буду, отошлю интересующихся к специальной банной литературе (академичный оборот получился, правда же?) На всякий случай прошу прощения за популярное изложение прописных банных истин, но из песни слов не выкинешь, для меня это были важные моменты обретения банных знаний и опыта.
    Как бы то ни было, к окончанию школы и вступлению во взрослую жизнь у меня уже был некий банный опыт, подкрепленный пониманием процессов, происходящих при парении, я не был новичком в парилке, не боялся ударить в грязь лицом и быть уличенным в незнание банного этикета.

    Идеальная баня.

    Это произошло уже после окончания института, осенью 90-го года. Я приехал во Владимир в гости к своему дипломному руководителю, аспиранту, с которым мы подружились и продолжаем общаться и сейчас, спустя много лет. Так получилось, что тогда его знакомый попросил друзей помочь срубить баню, и я волею случая день поработал в бригаде рубщиков. А вечером была баня, которая стала неким откровением и разделила мое понимание бани на «до» и «после», была проведена черта межу тем, что было раньше, и тем, какая должна быть баня на самом деле.
    Итак, по порядку. Хозяин, молодой образованный мужчина около 30 лет, научный работник, энергичный, веселый, хозяйственный. Про таких принято говорить «с крестьянской жилкой». Он строил баню в деревне во Владимирской области. Увы, не помню, как звали человека, назовем его Владимир. Незадолго до этого они с отцом срубили баню у отца в деревне неподалеку, и Владимир энергично рассказывал и объяснял, что и почему отец сделал в бане не так. В общем, как выяснилось, они поспорили, что Владимир и без отца срубит баню как надо, и они вместе сравнят, и решат, у кого баня лучше. Все это рассказывалось с шутками, подначками, совершенно беззлобно и было приятно участвовать в этом соревновании двух умелых хозяйственных мужиков, было в этом противостоянии что-то настоящее, русское, идущее из народной глубины. Мы, невольно вовлеченные в это соревнование, заразились азартом. Конечно же, молодой задор должен был превзойти опыт отцов!
    Сначала таскали заранее напиленные бревна от леса, метров за 100 или больше. Длинное бревно вдвоем, короткое можно было унести и одному. Потом Владимир показал, как окорять бревна, кто-то снимал кору, кто-то помогал размечать, раскладывать, рубить. Рубил он в обло. Размечал специальной чертилкой типа циркуля бревно, делал несколько запилов под чашу, потом выбирал чашу топором. Ширину паза вдоль бревна он тоже очерчивал вроде бы тем же универсальным инструментом. Выбирался паз по разметке другим специальным инструментом, точное название не знаю, но хочется назвать его теслом. Мой дед когда-то таким же инструментом делал деревянные лотки для воды.
    За шутками-прибаутками мы вчетвером к вечеру успели собрать половину, или даже больше, 6-7 из 12 венцов бани. К тому времени отец Владимира истопил свою баню. Парились и ночевали мы в доме у отца.
    Так вот, о бане. Она была чуть-чуть пошире и повыше той бани, в которой мы парились в детстве и устроена точно также. Шире и выше – это очень хорошо, в бане появляется больше пространства и воздуха, дышится легче. Единственная разница – здесь был новый светлый сруб без всякой отделки. А в нашей бане, как я писал выше, оштукатуренные стены. Это отличие, как оказалось, было фундаментальным с точки зрения Владимира. Он, естественно, критиковал и очень эмоционально говорил о том, что настоящая баня – это чистый сруб, а все остальное -ерунда и подделка. Штукатурка, плитка, вагонка и т. д – это не баня, а мыльня! Надо было видеть, как презрительно он выговаривал это слово: «мыльня».
    Сауне досталось еще больше. Как только речь зашла о сауне, он совсем завелся, горячо убеждал нас, что это происки врагов русского народа, совершенно вредная и непрактичная штука для русского человека, и конце концов презрительно обозвал ее не баней, а потельней. Так и родилась его классификация: мыльни, потельни и собственно бани. С каким эмоциями и юмором это все рассказывалось и доказывалось, любо-дорого посмотреть. Сразу видно, что человек любит баню, понимает баню, умеет сделать баню.
    Потом парились. Парились долго, качественно, от души, что называется с юморком и матерком. С тех пор я знаю, что париться молча – это как дышать в противогазе. Не получаешь и половины удовольствия от парения. Владимир сам первый громко охал, кряхтел, комментировал и покрикивал, когда его парили, и от парильщика требовал того же. Попробуйте, вам наверняка понравиться шумно париться. Выплескивайте эмоции, не сдерживайте их в себе!
    Тот, кого парят, ухает и командует: теперь плечи, плечи парь! Теперь спину! Ты чего по ж..пе хлещешь, я тебе баба, что ли? Ребята, поддайте еще, пока он парит! Да кто так поддает! По чуть-чуть, не порти пар! Вот! Пятки, пятки парь! Вот оно, здоровье! Да не гладь веником, а парь!
    А парильщик: а вот так тебе, а теперь так, а вот тебе по бархатному пройдемся, вот еще раз веничком посильней… щас и до пяток доберемся, вот посмотрим, как ты сейчас запоешь.
    В общем, как-то так. Не знаю, удалось ли передать атмосферу буквами, но в реальности получается весело и интересно. Спросил было поначалу у Владимира, чего шумишь-то, а он в ответ, а чего не пошуметь, какая баня в молчании? Мол, придет время, тогда будем лежать и молчать, а пока ну как тут в бане умолчишь? Наверное, что-то есть в этом правильное. Вместе с чередованием горячего пара и прохлады предбанника, чередуются эмоциональные выплески при парении и неспешная, плавно текущая беседа при отдыхе между процедурами.
    В этой бане открылась интересная штука. До этого приходилось париться максимум по 2- 3 захода, поскольку то время получалось почему-то ограниченно, то нужно было идти следующей партии, и т. д. А тут никуда не надо было спешить никто не подгонял, можно было и вволю попариться, и хорошо отдохнуть между заходами. И вот, после 4-го примерно захода пришло такое состояние, какого не было никогда до этого. Как будто открылись какие-то энергетические каналы, не знаю как описать. Прошла всякая усталость, жар стал ощущаться совсем по другому, появилась какая-то необыкновенная легкость тела и души, родилось возвышенное чувство какого-то непреходящего блаженства. Я кого-то парил, парили меня, раз за разом я заходил в парилку и каждый следующий заход приносил новые ощущения радости. А как хорошо было выйти в темноту сада из парилки и, в чем мать родила повалиться на лужайку между ульями, на травку, на которую легким туманом уже опустился тонкий холодок позднего октябрьского вечера. И лежать, раскинув руки и (пардон) ноги, пока легкий озноб не пробежит по телу, зазывая назад, в ласковое тепло парилки…
    После бани сидели за столом в деревенском доме, пили чай из самовара, о чем-то говорили, а чувство блаженства, накатившее в бане, не отпускало. Неторопливый разговор постепенно угасал, глаза у всех слипались, так заканчивался день, в который мне в первый раз приоткрылось таинство русской бани и легкого пара. Надеюсь, не в последний…

    Опыт критического анализа

    Здесь хочу написать о других банях, которые я посещал и которые запомнились. Хочу рассказать, что понравилось и что не понравилось в них, что бы я взял на вооружение, что бы немного изменил, а от чего решительно бы отказался. Рассказ будет с точки зрения человека, который строит свою баню и пытается понять, какой должен быть он, тот самый язь, «рыба моей мечты».
    В городе, где я жил, были 2 основных городских бани. В одной из них была практически классическая парилка. Высокое, метра 4 помещение с широкими ступеньками и площадкой для парения наверху, под потолком. Большая печь с закрытой каменкой топилась электричеством, поэтому камни были всегда горячие, и только к вечеру в субботу в парилке становилось влажновато, пар тяжелел. Даже не помогали восстановительные процедуры, когда мужики, которые контролировали процесс, выгоняли всех из парилки, сметали листья, поддавали, проветривали и подсушивали парилку. В целом же в этой бане были вполне парильные кондиции, температура и влажность хорошо регулировались поддачей и проветриванием через небольшую форточку в окне. В эту баню мы обычно и ходили.
    Вторая баня в городе была построена на современных технологиях. Перегретый пар с соседней ТЭЦ поступал в парилку, грел батареи, змеевиком вьющиеся по стенам и с шипением выходил где-то под полком через специальные краны. Не помню, как регулировалась там температура, но всегда было достаточно горячо, влажно, парились там в клубах пара. Такая баня, конечно, дешевле обходилась городу, пар был практически дармовой, но легкого пара там никогда не было. Ту баню мы как-то не любили, я был в ней всего несколько раз, и с тех пор осталось настороженное отношение к горячему пару как средству создания кондиций в парилке.
    Достаточно часто приходилось бывать в «заводских» банях и городских «саунах». Как правило, это сауны с открытой электрокаменкой, все они примерно похожи, и пользовались ими посетители без заморочек, по простому. Зашли, температура хорошо за 80, но вроде не жарко, пот не выступает. Ну правильно, так и должно быть, сиди себе да радуйся. Ан нет, льют воду на каменку! В итоге воздух влажный, сауна уже не сауна, и для русской бани с веником слишком жарко, ни какого удовольствия. Только и остается, что сидеть и потеть.
    Иногда на заводе получалось приходить так, что в бане никого не было. Тогда можно было действительно погреться и попотеть в сухом воздухе сауны, а если изредка случался веник, то отключить нагрев и попытаться сделать пар, котором можно париться.
    К заводскому периоду банного опыта относятся и непродолжительные эксперименты с ароматизирующими добавками. Красивая легенда о том, что в бане нужно поддавать пивом – действительно легенда. J
    От чистого пива получается невкусный тяжелый пар с кислым запахом. От кваса в начале появляется аромат «корочки», но все кончается тем же кислым тяжелым паром. Гораздо лучше перед поддачей щедро разбавить пиво или квас водой, аромат будет не такой плотный, пар полегче. А вообще добавки как-то не пошли. Мы пробовали и заваривать травы, и использовали эссенции, и добавляли в воду для поддачи, и капали по паре капель и на камни, и просто на горячую стенку. Все равно не то, чистый пар, на мой взгляд, лучше. Но тут настаивать не буду, может просто неумело использовали. А может просто ситуация из серии «на вкус и цвет…». Во всяком случае, с тех пор как-то не задалось с добавками-ароматизаторами, обычно без них обходимся.
    Заканчивая вспоминать электрокаменки, не могу не вспомнить недавний случай. Я уже читал форум и значительно продвинулся в теории создания «кондиций» Были в гостях у родственников, у них в каменной пристройке к дому была сделана сауна. На самом деле, достаточно большая, примерно 3 на 2,5. Внутри достаточно мощная печка с камнями сверху. Все традиционно погрелись-попарились веником разок-другой, и пошли дом, я как-то остался еще немного попариться, мне пару заходов не хватило. Поскольку я воспитан на русских банях, к электропечкам у меня отношение было скептическое. Но в этой бане, как-то так срослось, что удалось «поймать» кондиции. Секрет - в периодичности нагрева. Не помню, как было в точности, но принцип такой. При заходе в парилку я печку отключал, пар получался за счет нагретых камней. Затем, выходя из парилки, включал печку и, пока я отдыхал, камни грелись и баня подсушивалась. Или наоборот, парился при включенной печке, это позволяло получать более сухой пар, а выходя отдыхать, печку отключал, чтобы баня не перегревалась. Детали и логику уже не помню, но общей принцип – периодическое включение-отключение себя оправдал. По крайней мере, для одного человека в конкретных условиях. Это было одно из лучших парений, а в бане с электропечкой – так однозначно лучшее. Теперь могу с уверенностью заявлять – электропечкам бы камней побольше, и прогреть их подольше, и отключить. Тогда будет ничего так, нормальненько. Еще один момент запомнился из той бани. Есть у меня пунктик, мне нравится делать чтобы было красиво, ухаживать за баней. Сложить веники, расставить шайки, смести листья с полков и пола т. д. Ну, чтобы было все окружающее в бане радовало глаз. Вот и тут, по окончанию парения я все убрал, смёл, и после этого присоединился к компании. А утром хозяйка так удивленно говорит – обычно утром там пол-дня баню убирать надо после гостей, а тут все прибрано, в бане полный порядок. Не скрою, мне было приятно J
    В «настоящих» русских банях париться приходилось реже. Из того, что запомнилось, это баня в Латвии. Там упор был на основательность. Парилка, душевая, все новенькое, беленькое, пафосное. Скамейки, шайки, вешалки, кованые украшения, беседка-барбекюшница для отдыха, постриженные газончики вокруг и вообще во всем европейский порядок. Хозяин много рассказывал про баню, видно, что он вложил туда часть души и гордился ею. Особо запомнилось, что печка у него кирпичная, красиво сложена и, со слов хозяина, хорошо держит тепло, париться можно даже на следующий день. А вот в пар, в «кондиции», я не попал. Вроде все хорошо, но как-то не так. Толи жарковато, толи помещение маловато и душновато, толи настроение не то, но как-то после парения осталось впечатление недосказанности, не произошло единения с парилкой. Так тоже бывает.
    Сейчас склонен считать, что для нагрева большого количества камней в каменке (а именно они держали тепло до завтра) баню приходилось долго топить, при этом сильно нагревались кирпичные бока печки, баня получалась «перетопленной», очень горячая кирпичная печка давала горячий режим, близкий к сауне. Это только версия, но на будущее сделал для себя отметку: камней в каменке должно быть в меру, и слишком мало плохо, и слишком много тоже не хорошо.
    Еще одну запомнившуюся мне баню упомяну только ради конструктивной особенности печки. Это классическая по размерам и компоновке деревенская русская баня с кирпичной печкой, как уже описывал выше. Но, для ускорения прогрева бани, использовано техническое решение, с которым до этого не встречался. Основанием каменки служат трубы, которые проходят насквозь поперек печи и установлены под небольшим наклоном. Трубы стальные, толстостенные, диаметром около 80 мм. Они работают наподобие булерьяновской печки, нагревая проходящий через них воздух и ускоряя прогрев парилки. Как говорится, не вижу препятствий к использованию такого решения и в своей бане. Если, конечно, выбор в итоге падет именно на кирпичную печь.
     
  3. SergeyZet
    Регистрация:
    19.02.12
    Сообщения:
    425
    Благодарности:
    316

    SergeyZet

    Живу здесь

    SergeyZet

    Живу здесь

    Регистрация:
    19.02.12
    Сообщения:
    425
    Благодарности:
    316
    Адрес:
    Россия
    Финские бани.

    Мы всей семьей уже несколько лет ездим на новый год в финляндию. Денег на коттедж в ближнем Подмосковье не хватает, приходится уезжать подальше от МКАД. Снимаем финский коттедж на двоих с друзьями, и чудненько там отдыхаем от суеты в покое и умиротворении без особых злоупотреблений и излишеств. Каждый коттедж предусматривает баню, так что за несколько лет накопился опыт эксплуатации бань в Финляндии, в этой, можно сказать, банно-саунной Мекке. Казалось бы, бери и копируй творения законодателей «банной моды», чего проще! Однако, реальное положение дел, так сказать, несколько отличается от сложившегося образа легендарной «финской бани».
    Очень часто считают, что современная сауна - это исконная традиционная финская баня. Это в корне неверно. Я предполагаю, что имеет место некий рекламный сговор, чтобы успешно продавать электропечки, стеклянные двери и фольгу. А также чтобы принимать деньги с населения за посещение простых и дешевых сооружений, ориентированных на получение прибыли. Нет, я не против таких саун. Сам с удовольствием посижу-погреюсь, а то и попарюсь даже. Я за справедливость и разрушение мифов J
    Посудите сами. Взгляните в прошлое. И ответьте, как и чем в прошлом (позапрошлом и т. д.) веке горячий финский парень мог нагреть баню до 100 градусов? И, скажите мне, зачем ему это было надо? Ответ прост. Такой бани не было никогда. А что-же было, спросит мой дорогой читатель? А были финугорские племена, населявшие территорию от Урала и примерно до Швеции, захватывая и территорию нынешней Московской области. Что-то мне подсказывает, что племена эти имели примерно одинаково устроенный быт и, в частности, конструкцию бани. Во всяком случае, в финском музее народного быта в Конневеси бани стоят точь-в-точь как наши. Топились они по черному, а как иначе? Стены, костер, камни. И все, и нет ничего проще. И на картинках, воссоздающих быт старой Финляндии, в одном из музеев Миккели, показывают общие бани, где парятся вениками и моются из тазиков. Будучи в Финляндии, также читал где-то, что традиционно финны в баню ходили в воскресенье с утра. Помоются, и чистыми топают в кирху. И потом весь день свободен. Не верю, что расчетливый финн сначала натопит-натопит баню под сотню, погреется-помоется в ней и топает в церковь. Не по хозяйски это.
    В общем, с точки зрения бани, учиться в финских коттеджах нам было абсолютно нечему. Все максимально приближено к евро-стандарту. Топят электричеством или дровами металлическую печку, камней не много, пар не держится. Типичная городская сауна, только и всего. Погреться, похлестаться веником с мороза нормально, но как образец для подражания и повторения не катит. У нас традиции побогаче, и аутентичности пожалуй побольше будет. Хотя, справедливости ради, иногда встречал в описаниях коттеджей «баня по черному на берегу озера». Но не попадал в такие. Да и топят их, наверное, больше летом, а мы-то все зимой ездим. Мне кажется, современные практичные финны это больше как замануху для русских используют, чтобы коттедж подороже сдавать.
    В общем с финскими банями какого-то открытия не получилось. Скорее наоборот, «закрытие» мифа о супер-пупер финских банях-саунах :)

    «Пироговый» режим

    Про «пироговый» режим» я узнал совсем недавно, около года назад. Как говориться, век живи – век учись. Казалось бы, чего проще. Теплый воздух поднимается вверх. И в бане, что характерно, тоже. Если в бане нет специальной вытяжной вентиляции, то теплый воздух так и будет скапливаться под потолком. Если, конечно, там место есть и пар венком по бане не разгоняют. Интереснейший физический эффект получается. Поднимаешь веник, и как бы «зачерпываешь» горячий пар от потолка. Разогнал порцию пара по телу веничком, и снова зачерпнул горяченького. Так и паришься, отрезая от горячего пирога аппетитные кусочки.
    Сначала я узнал это теоретически, и новая информация сопровождалась комментариями, что такой режим редок, не всегда и не везде его можно достичь. Уникальный такой режим, требуются специальные условия, чтобы его обеспечить. Это, так сказать, преамбула. А суть дела такова.
    Живет в небольшом городке в Беларуси мой кум Василий. Для сына, значит, дядя Вася. Замечательный человек, рукастый, головастый, рассудительный. Он построил свой дом еще в далекие девяностые. Строил сам, помогали родные и друзья. Бюджет ограничен, количество узбеков на душу населения и в современной-то Беларуси невелико, а уж тогда… ну сами понимаете. При доме есть баня и пруд. Тот пруд я хочу повторить у себя на участке, но это – отдельный разговор. А вот про баню расскажу сейчас. Планировка бани не очень удачная, длинный и узкий пенал. Один угол пенала занимает большая круглая печка, почти до потолка. От печки вдоль длинной стороны достаточно широкий полок метра 3 длиной. В тупике напротив печки тоже широкий полок поперек всей неширокой бани. Высота бани приличная, около 2,5 м, а ширина всего метра полтора, может чуть больше. Когда поперек бани лежишь, практически вся спина и то что чуть ниже, находится на полоке, а ноги втягиваются вверх к потолку, к жару.
    Любим мы с сыном париться у дяди Васи, окунуться в прудик после парилочки, поговорить за жизнь за столом после бани. Когда приезжаем в те края, стараемся обязательно встретиться. И всё бы хорошо, вот только не всегда случается поймать в той бане «идеальные» парильные кондиции. То жарковато, пар слегка даже обжигает, то холодновато и влажновато. Париться не мешает, но душа ж всегда стремиться к идеалу.
    В конце прошедшего лета были мы гостях у дяди Васи, и по традиции пошли в баню. И вот парю я сына, чувствую что мне жарко, а он лежит и все нипочем. Я чуть пониже пригнулся – ниже и вправду нормально. И тут вспомнил я про теорию пирога. Ну-ка, говорю, смотри, сын мой. Когда просто парю, не жарко? А если сверху веником захватить? «О, вот так чувствуется!» - говорит сын. Объяснил ему про паровой пирог, что там к чему, и он меня тоже попарил с захватом сверху. Ребята, пирог работает! Ощущения очень интересные и необычные!
    Когда это открытие сделали, стало все понятно. Потолок в парилке достаточно высокий, с одной стороны от двери печка, а с другой узкий длинный тупик. Пар выходит из печки, по потолку над длинным полком идет в другой конец парилки, в тупик. А там поперек еще и широкий полок, не дает пару вниз к полу опуститься. В этом тупике пар и накапливается, формируется тот самый легендарный пирог. Стало понятно и с непонятными «кондициями». Когда сидишь, голова в пироге, жарко. А когда ложишься, пара как бы и не хватает. Вот и не мог я понять, в чем дело. А дело, оказывается, в пироге!
    Дяде Васе о нашем открытии пока не рассказали, мы парни хитрые, в следующий раз на практике покажем, как его уникальная парилка работает и что она может. Он же в бане как поддаст, сразу веником машет, пар разгоняет. А то, говорит, пар как-то неравномерно в парилке распределяется. Вот будет сюрпрайз хозяину. Лет 10-15 в своей бане парится, а про пирог-то и не знает!

    В заключении

    Вот и заканчивается рассказ о банном опыте, щедро разбавленный воспоминаниями и размышлениями. Смогу ли я использовать что-то из этого при создании собственной бани? Безусловно! Пока вспоминал и писал, многие моменты прояснились, стало более понятно, в каком направлении двигаться и что делать дальше. Самое главное – печка. При некотором размышлении смог сформулировать для себя важный принцип выбора между кирпичной и металлической печкой. Пусть это прозвучит непрофессионально и вызывающе. Но на настоящий момент сложилось мнение, что особой разницы нет.
    Как так? Не может быть! - Воскликнет один читатель! Бред – безапелляционно заявит другой. Ну-ну... – саркастически ухмыльнется третий. А я и не буду настаивать. Но некоторое пояснение постараюсь дать.
    Основной «недостаток» кирпичной печи, это долгое время прогрева массива кирпичей и стен. Металлическая печь гораздо быстрее нагревает баню, но у нее другой «недостаток»». В силу малой инертности, создавать и поддерживать комфортные условия для парения при использовании металлической печи сложно. И вот тут-то, вокруг этих «недостатков» и начинаются танцы с бубнами.
    Металлическую печь обкладывают кирпичом или камнем, увеличивая ее теплоемкость и снижая излучение. Камнем обкладывают и трубу, по тем же основаниям. В итоге увеличивается теплоемкость печи и неизбежно растет время прогрева и «выхода на режим». Кроме того, в бане устраивают кирпичный щиток для обогрева и стабилизации температурно-влажностных режимов, и этот щиток, по сути, уже является неким паллиативом обычной кирпичной печи. Многие идут другим путем и применяют инженерные решения, позволяющие сократить время прогрева кирпичной бани. Друзья, не забываем, что прогрев каменки прямым пламенем эффективнее, чем нагрев камней через железные стенки в металлических печах, это тоже на до принимать во внимание при оценке скорости нагрева.
    И что у нас остается в сухом остатке? Коллеги-практики наверняка поправят меня, но с точки зрения инженера (дилетанта в банном деле) металлическая печь, со всех сторон обложенная камнем и подключенная к кирпичному щитку, по объему камня и скорости «выхода на режим» уже не сильно-то отличается от легкой кирпичной печи, в которой предусмотрены специальные решения для эффективного прогрева парилки. Не хочется провоцировать дискуссию между апологетами тех или иных печей (с непременным участием колеблющихся, которым есть что сказать) поэтому скажу так. Какую бы печь я в итоге не выбрал (а я еще не выбрал!), очень надеюсь, что в любом случае получу вменяемые и вполне приличные условия для парения.
    Мне видится, что тут на первый план выходит скорее опыт использования и понимание особенностей конкретной парилки, чем тип печи. Баню тоже нужно уметь настроить, баня – она как нежная скрипка. Мало уметь играть на ней. Чтобы понять все возможности хорошего инструмента и извлечь только ей присущие обертона и звуки, со скрипкой нужно сжиться, поиграть на ней, и извините, с ней «попариться».
    Возвращаясь к баням, скажу, что, безусловно, важную роль играют планировочные, инженерные и эстетические решения. Именно они делать каждую баню такой индивидуальной, создают изюминку и неповторимость каждой бани. Так что, Серега, давай твори, выдумывай, пробуй.

    Такие вот мысли о бане. Впереди зима, есть время, чтобы искать информацию, читать литературу, изучать опыт других, многократно все обдумывать и выбирать технические решения. Не знаю, какая у меня получится баня, но очень хочется, чтобы получилась хорошая во всех отношениях!
    Друзья, всем удачи в строительстве и легкого пара!

    С искренним уважением, Сергей ZET