1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10/10 9,90оценок: 48

Как узаконить берегоукрепление, или все про водоохранные зоны...

Тема в разделе "СНиПы, нормативные акты по строительству", создана пользователем SkayUoker74, 24.06.19.

  1. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Чуть-чуть ещё про прибрежную защитную полосу. Немного будем повторяться, но это только на пользу. Вот мы выходим, как Афродита из пены - из облюбованного водного объекта. Первое, что мы встречаем- это береговая линия. Эта линия отделяет земли водного фонда от земель не водного фонда, обозначает границы водных объектов.
    Далее. От береговой линии начинает свой отсчет береговая полоса. Её ширина, по общему правилу, составляет двадцать метров, за исключением небольшого количества случаев, в которых она сокращается до 5. Береговая полоса предназначена для общего пользования и не может быть приватизирована.
    Также от береговой линии считается и прибрежная защитная полоса, в которую полностью входит береговая полоса.

    Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
    То есть - важен рельеф прилегающей местности! Посмотреть вложение 6608541 image-7.jpg
     
    Последнее редактирование: 26.06.19
  2. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Далее - рассмотрим так же подробно, можно или нельзя строиться в водоохранной зоне и в прибрежной защитной полосе, какие есть категорические запреты, какие подводные камни подготовили нам наши мудрые и заботливые бессменные правители, и много чего другого по указанной теме.
     
  3. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Предваряя свое же повествование, скажу - строиться в водоохранной зоне можно! Есть моменты и нюансы, связанные с локальными очистными сооружениями - о них писали тут.
    Есть моменты и нюансы, связанные с местоположением строения относительно береговой линии. В дальнейшем выложу схему идеального расположения дома на берегу.
    Есть новые изменения в Земельном и Градостроительном кодексах, которые заставляют рыдать людей, попавших в так называемые ЗОУИТ...
    Есть и еще моменты - обо всех постараюсь рассказать в дальнейших постах.
    А сейчас нужно отметить вот что - многие, говоря о водоохранной зоне, путают это понятие с санитарной защитной зоной, еще ее называют ЗСО (зона санитарной охраны)...
    Вот это - посерьезнее.
    Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

    В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и статьи 43 Водного кодекса РФ.

    Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

    ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

    (i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

    (ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

    (iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

    Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
    Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

    Подчеркнем - это касается тех водных объектов, которые являются источниками водоснабжения!
     
    Последнее редактирование: 26.06.19
  4. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Границы и режим ЗСО
    Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

    Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

    Для поверхностных источников границы устанавливаются:

    для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

    для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.
     
  5. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

    В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

    Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.
     
  6. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Первый пояс ЗСО - самый строгий, и это понятно.
    Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается (ются):

    посадка высокоствольных деревьев;

    все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

    прокладка трубопроводов различного назначения;

    размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

    проживание людей;

    применение ядохимикатов и удобрений;

    спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

    купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
     
  7. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    На территории второго пояса запрещается:

    размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

    применение удобрений и ядохимикатов;

    рубка леса главного пользования и реконструкции.

    Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

    выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

    закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

    размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).
     
  8. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

    Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

    согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

    недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

    все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

    использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

    В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
     
  9. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Можно мне возразить, что для того, чтобы территория считалась ЗСО, нужен так называемый проект ЗСО, который должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Но - прилагаю ответ из Мосводоканала, относительно прекрасных берегов реки Вазузы (Тверская обл), которая является источником питьевого водоснабжения г. Москвы.
    Из ответа столь серьезной организации четко видно, что отсутствие проекта ЗСО на этой территории не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами (п.1.17 СанПиН 2.1.4.1110.-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения "
    Мосводоканал.jpg
     
  10. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Закругляясь про ЗСО, так как о них сказано и в других темах, стоит сказать, что в первом поясе строить совсем ничего нельзя. Во втором поясе строить можно, но нельзя получить землю в собственность.
    Как участки, принадлежащие людям со времен царя Гороха, вдруг оказываются во втором и даже в первом поясе - можно долго и с надрывом в голосе повествовать... но это не совсем наша тема.
    Опишем только вывод:
    Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
    И для желающих дадим ссылку на обзор судебной практики.
     
    Последнее редактирование: 26.06.19
  11. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Ну что ж, есть понимание, что такое водоохранная зона, с ее размерами и прочим.
    Есть понимание, что такое зона санитарной охраны (ЗСО). И понятно, что это не одно и то же!
    Но вот еще одна страшная и угрожающе звучащая аббревиатура - ЗОУИТ.
    Расшифровывается как "Зоны с особыми условиями использования территории."
    О чем речь - вот о чем:
    Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) были внесены изменения в части отнесения экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), на государственную экспертизу.

    Этим же Федеральным законом были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в который была добавлена глава XIX под названием «Зоны с особыми условиями использования территорий», в которой перечислено 28 (!) возможных ЗОУИТ. Законодателем определен переходный период до 2022 года, в течение которого будут разрабатываться Положения в отношении каждого вида ЗОУИТ и вноситься сведения о таких зонах в ЕГРН, однако ЗОУИТ, установленные на настоящее время, продолжают свое существование и, соответственно, действие ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ уже распространяется на проектную документацию объектов, строительство либо реконструкция которых планируются в границах этих зон.

    Учитывая характер указанных зон, получается, что практически каждый объект капитального строительства будет находиться в той или иной ЗОУИТ, а то и сразу в нескольких.

    Фактически это означает, что проектная документация на строительство либо реконструкцию почти каждого объекта капитального строительства будет подлежать государственной экспертизе.

    Таким образом, внесенными в ГрК РФ поправками, законодатель собственноручно установил государственную монополию на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и заживо похоронил институт негосударственной экспертизы.
     
    Последнее редактирование: 28.06.19
  12. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Трезво оценивающим положение дел в государстве людям в общем-то, понятно, что таким решением - загонять всех в госэкспертизу - мудрый и непогрешимый многолетний правитель пытается наполнить изрядно похудевшие, в силу его же мудрых и непогрешимых действий - государственные закрома.
    Но нам от этого легче не становится.
    Известие о том, что практически каждый объект капстроительства фактически так или иначе попадает в ту или иную зону ЗОУИТ, и соответственно - нужно получать заключение госэкспертизы - заставило нервно трястись не одного застройщика.
    И это же известие внесло разброд и шатание в ряды как чиновников, выдающих разного рода разрешения, так и юристов и простых граждан.
    Почитать о хаосе и непонятках относительно сей гениальной инициативы можно тут и вот тут.
    И даже приложу ответ от собственно ФАУ "Главгосэкспертиза России", в котором сей уважаемый орган...да, вот именно орган...ну в общем, эта организация в своем ответе говорит, что мол, не ее дело указы царские обосновывать, а ее дело - разъяснять, как эту саму экспертизу проводить. экспертиза.jpg
    Полный ответ во вложении.
    А ссылка на саму статью 105 ЗК РФ здесь. Пункты 12, 13, 14.
    Пока с 2018-го года доносились нестройные выкрики из проектного сообщества, а частники - так и вообще об этом не знали, закон вступил в силу с 1 января 2019-го.
    И лично мне 23 марта 2019-го эксперт госэкспертизы, когда я принес на первичную консультацию один проектик - безапелляционно заявлял - "раз вы в прибрежной полосе - (а я там планировал/проектировал берегоукрепление) - то марш-марш на экспертизу, как ПСД, так и результатов изысканий!"
     

    Вложения:

  13. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Однако особенность указов нашего царя в том, что на их выполнение все забивают. Что на т. н. "майские" указы, что на вышеупомянутый 342-ФЗ. Начавшийся кипеш немного снизили несколько писем из Минстроя, и 1 августа состоялось заседание расширенного заседания Совета Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве. На заседании Совета НОЭКС были рассмотрены вопросы совершенствования института экспертизы проектной документации.

    По итогам обсуждения принято решение обратиться к Президенту РФ В. В. Путину с информацией о ситуации в системе экспертизы и предложениями по совершенствованию указанного института. Одновременно, в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлены предложения НОЭКС об изменениях в законопроект № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий», а также о необходимости уточнения ряда положений Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    И на текущий день история получается такая: вводится единый подход к ЗОУИТ, вместе с этим, судя по другим поправкам в законодательные акты (вводимым тем же законом что и наша 3.4 в ст. 49 - 03.08.2018 № 342-ФЗ) ЕГРН (и публичная кадастровая карта) становятся официальным государственным информационным ресурсом, то есть в публичной кадастровой карте, в идеале, к какому-то 20му году должны будут содержаться актуальные сведения об объектах недвижимости, в том числе все ЗОУИТ, которые присутствуют в пределах рассматриваемого на экспертизе участка. Экспертиза тоже сможет пользоваться публичкой при проверке объекта. До этого у публички официального статуса не было, я сверял градплан и кадастровые выписки с публичкой на всякий случай, там удобно бывает посмотреть назначение земель, участки рядом с рассматриваемым и всё это на спутниковой съёмке. А в скором времени, или не скором, как там у них пойдёт, все будут обязаны посмотреть в публичку на предмет имеющихся ограничений.
    Так же поправки обязывают собственников и органы власти разных уровней срочно предоставлять в ЕГРН сведения о ЗОУИТ, даже сроки обозначены, что-то в пределах двух лет
    То есть поправка в ч. 3.4 статьи 49 просто немного опередила события, я бы сказал года на 2 как минимум... Разумнее было бы вводить её когда уже наполнят сведениями ЕГРН и утвердят "Положения в отношении каждого вида ЗОУИТ", тогда не было бы паники. - информация от оч. знающего дяденьки;)
    Минстрой.jpg
    Ну и Минстрой своим разъяснением дает понять - в любой непонятной ситуации запрашивай ГПЗУ!
     
    Последнее редактирование: 28.06.19
  14. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Однако по отношению к тем ЗОУИТ, которые были установлены ДО вступления закона 342-ФЗ в силу - а водоохранная зона с прибрежной защитной полосой к таким зонам как раз относятся - по мнению некоторых чиновников, закон должен быть применен! Ссылаясь на то, что ЗОУИТ, установленные на настоящее время, продолжают свое существование и, соответственно, действие ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ уже распространяется на проектную документацию объектов, строительство либо реконструкция которых планируются в границах этих зон.
    Как это сообразуется с элементарной логикой, понять не могу, наверно так же, как и "государство не просило вас рожать", но такое мнение я слышал сам, оно выпало изо рта одного муд..., ну, мудрого человека, наделенного властью, в общем.
    В целом, в каждом регионе свои обстоятельства, стараюсь общаться с коллегами и отслеживать - у кого и как.
    В нашем пока не требуют, более того - имел неформальную беседу с начальником нашей ГГЭ, и тот сказал - "с твоих частников много жира не соскребешь, так что пока они нас не интересуют".
    Так что будем посмотреть. А сейчас стоит упомянуть еще про одну аббревиатуру - ООПТ, или особо охраняемые природные территории.
     
    Последнее редактирование: 28.06.19
  15. SkayUoker74
    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565

    SkayUoker74

    Живу здесь

    SkayUoker74

    Живу здесь

    Регистрация:
    14.12.14
    Сообщения:
    1.973
    Благодарности:
    4.565
    Нет, всё-таки ещё пару слов относительно объявления водоохранных зон и прибрежных защитных полос зонами с особым использованием территории - ЗОУИТ.
    Представьте, что вокруг вашего жилья был лес. Вот такой обычный лес, и назывался он лесом. Понятно, что на этот лес распространялись особые правила - не курить там, не мусорить, костры не жечь опять же. Лес ведь общий, и вменяемые люди, коих всё же большинство - это понимают.
    Но вот вдруг какому-то всенародно избранному приходит в голову МЫСЛЬ. Он издает закон, и с этой поры лес называется Зоной Особого Биологического Разнообразия, и чтобы ваше жилье там осталось, или чтоб новый домик на опушке поставить,(рядом с другими такими же домиками) - вам нужно заплатить в государеву контору оброк, чтоб та контора грамоту выписала особую. Проверен, мол, домишка, не принесет он лесу, то есть Зоне Особого Биологического Разнообразия, никакой вредности.
    Ну да ладно, а то ещё за оскорбление власти привлекут...про ООПТ лучше напишу, как обещал.