
Минитрактор своими руками
Выбираете энергоэффективные решения?
Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE
Рано или поздно любого человека, живущего «на земле», посещает мысль о необходимости использовать в хозяйстве механического помощника. Вспахать или разровнять участок, выкорчевать пни, перевезти несколько мешков цемента, вырыть канаву и т.д. — дел невпроворот. Вот только цены на мотоблоки, мотокультиваторы, садовые минитракторы и снегоуборщики промышленного изготовления «кусаются», а каждый раз брать их в аренду — «жаба душит». Поэтому «кулибины» портала FORUMHOUSE предпочитают засучить рукава и сделать нужный агрегат или механизм самостоятельно. Именно о таком образце, способном дать фору фирменным собратьям, и пойдёт речь в данной статье.
Содержание статьи:
- Как сделать универсальный бортоповоротный минитрактор на гидроприводе.
- Какие инструменты нужны для изготовления самодельного минитрактора.
- Во сколько обходится строительство самодельного минитрактора.
Бортоповоротный малыш на гидроприводе
Тема пользователя портала с ником RoteRatte о том, как он сделал универсальную бортоповоротную гидравлическую платформу на колёсном ходу, зацепила многих. Ещё бы, «малыш» на фото ниже способен на многое.

Поднять и перевезти блоки ФБС весом в 200 и 500 кг.

Выкорчёвывать пни.

Снять на участке плодородный слой почвы.

Чистить зимой ковшом снег на дорогах в СНТ.

Причём, по мере изготовления различного навесного оборудования, спектр задач, которые сможет решить погрузчик-минитрактор, значительно расширится.
Примерно год назад я взялся за благоустройство своего участка. Дел предстояло сделать немало — выровнять участок, вытащить старые блоки ФБС, на которых стоял старый дом, выкорчевать пни и т.д. Думал заказать малогабаритный трактор, чтобы снять плодородный слой, но ценник за работу на двух площадках общей площадью около 250 кв. м мне зарядили в 30 тыс. руб. Причём «фирмачи» ещё и обещаниями 2 недели кормили. Поэтому подумал-подумал и сделал минитрактор, и управился потом с этой работой за 2 дня.

От идеи до воплощения минитрактора в металле у RoteRatte ушло около 7 месяцев. Залог успеха — тщательный расчет, планирование, а также максимальное использование готовых заводских узлов и деталей от автомобильной техники.

После разработки концепции аппарата, пользователь заказал и купил агрегаты, которые можно просто положить дома и не думать, что цены на них вырастут. Это двигатель («390-й» Champion с электростартером, мощностью 13 л.с.), гидравлика (гидронасосы, гидроцилиндры), приводы и колёса.

На «потом» оставили металлопрокат. Также RoteRatte продумал компоновку минитрактора так, чтобы свести к минимуму токарные работы.

Из основных инструментов RoteRatte использовал:
- УШМ (углошлифовальную машинку);
- бытовой сварочный инвертор;
- простой сверлильный станок;
- дрель;
- молоток.
Основные технические характеристики минитрактора:
- длина – 2050 мм;
- ширина – 1100 мм;
- высота – 1400 мм;
- скорость – 3-4 км/ч;
- масса – 400 кг.

Хотя пользователь рассчитывал различные параметры гидросистемы и приводов на специальных калькуляторах, «малыш» оказался сильнее, чем задумано. Например, минитрактор может легко поднять и тащить за собой бетонные фундаментные блоки весом в 200 кг.

Блок весом в полтонны «малыш» тащит с небольшой пробуксовкой, из-за гладких шин, посаженных на «газелевские» колёсные диски 16-го радиуса.

Также пользователь изготовил комплект навесного оборудования. Это два ковша.

Первый объёмом на 250 литров — для легких материалов, и второй объёмом 170 литров — для тяжелых, а также цепь с крюком и миниприцеп.

Интересен необычный способ «выкорчёвывания» из земли тяжёлых ФБС, который придумал пользователь. На фото ниже демонстрация «ноу-хау» RoteRatte с применением цепи и миниприцепа.
Управление минитрактором, через 2 насоса и распределители, осуществляется так: левый борт – гидромотор хода + наклон ковша, правый – гидромотор хода + подъем/опускание стрелы. Чтобы одновременно и нормально работать ходом, ковшом и стрелой нужен джойстик управления и распределители с электроуправлением. Это усложняет и удорожает конструкцию.
Минитрактор вызвал большой интерес у участников портала, и у пользователей появились вопросы как по конструктиву, так и по особенностям эксплуатации «малыша». Приведём наиболее интересные из них. Участник портала serg1740 спросил, почему RoteRatte не использовал гусеничный привод: так и устойчивость выше, из-за низкого центра тяжести, и проходимость по грунту больше.
Я задумывался над гусеничным приводом, но взвесив все «за» и «против» отказался. Это дороже и намного сложнее из-за наличия катков, валов и т.д. Если использовать самопальные гусеницы, сделанные из транспортерной ленты или вырезанные из тракторных шин, получим непредсказуемый результат. Нормального качества, фирменные гусеницы, которые потянут тяжелую работу на асфальте, грунте с камнями, а не только на снегу, совершенно не вписываются в бюджет.
Добавим, что сначала пользователь полагал, что после проведения ходовых испытаний, поставит на минитрактор шины-ёлочки с развитыми грунтозацепами, но отказался от этой идеи. Тягового усилия колес с гладкими шинами достаточно, а кроме этого они меньше портят газон и участок, которые тракторные шины просто разорвут.

Ещё один вопрос, где у минитрактора спрятан масляной радиатор. По словам RoteRatte он не нужен, т.к. при + 25 °С масло в баке греется не выше 40-45 °С. При более низких температурах воздуха, например, около 0 °С масляной бак остаётся холодным, даже если машина тяжело работает целый день.

Важный совет от участника портала с ником Alex9999.
Не советую самодельщикам-трактористам при подъёме и перетаскивании грузов увлекаться стропами, сделанными из цепей. Они конечно стоят недорого и работать удобно, но при превышении допустимой нагрузки цепи сразу рвутся. Лучше брать стропы из текстиля или стальные. Эконом вариант — буксирный трос, который продаётся в любом автомагазине. Если и использовать цепи, то постоянно контролировать их состояние. Если есть хоть одно повреждённое звено — цепь нужно менять.

Важно: при подъёме вкопанного блока ФБС, или который вмёрз в грунт, нагрузка при рывке превышает статическую в 10-15 раз. При выдергивании блока весом в 200 кг разрывная нагрузка на чалку превысит 1 тонну. Поэтому существует запрет на подъём защемленного груза.
И в завершении статьи примерный бюджет самоделки.
Детали я покупал только новые. Специально подсчёт не вёл, но примерно потратил на минитрактор около 150-200 тыс. руб. Правда траты были не разовые, а постепенные, т.е., что-то докупал пока его проектировал и строил, поэтому нагрузка на семейный бюджет не так ощутима.

В этой теме можно узнать больше о конструктиве и особенностях эксплуатации бортоповоротного минитрактора, а также задать интересующий вопрос его разработчику. По теме интересен ещё один вариант самодельного трактора с самосвальным прицепом.
Также рекомендуем статьи, где рассказывается как правильно работать со сварочным инвертором, и что нужно знать чтобы выбрать качественный мотокультиватор и мотоблок.
В видео – недорогие сарай, теплица и дровник своими руками.
Да и найти применение такому агрегату в большой деревне думаю у автора проблем не составит. :)
Берегите себя.
Автор и изготовитель данного трактора забыл представиться.
Ник это хорошо. Но должность многое объяснит.
Генеральный конструктор ОКБ машиностроения Дороховского тракторного завода им. Сталина
Вот теперь всё встало на свои места.
Но в то же время имеются много чего готовенького за те вже деньги.
Например - http://branson-tractor.ru/ekskavatory-pogruzchiki
Двигатель: Дизельный, 19 л.с., 993 л.
Максимальная скорость: 12,5 км/ч.
Масса: 650 кг.
Высота подъема погрузчика: 1810 мм.
Глубина ковша погрузчика: 440 мм.
Цена фронтального погрузчика Branson BL90: 180 000 рублей
Вот ежели, много времени...то ДА! Имеет место быть...
http://branson-tractor.ru/branson-1905h
...тем не менее, можно спокойно купить что-нить более бюджетно
Multione например до 500труб
Мини Русич Т-224 полный привод - до 300тыс
А есть вполне вменяемые б/у из того же ряда, бобкэты например - до 300труб.
Эскаваторы ЮМЗ-МТЗ вообще за с смешные деньги - до 150труб.
https://www.avito.ru/moskva/gruzoviki_i_spetstehnika/prodam_mtz_1213898399
https://www.avito.ru/prechistoe/gruzoviki_i_spetstehnika/ekskavator_yumz_1254400030
Все же и восстановить серийное, даже убитое - гораздо проще чем с нуля ваять своЁ сложное.
Потом, такой хендмейд - никогда и не продашь...
Да даже и самоделка за 200тр это отличный вариант. Я бы на месте автора уже сборку наладил и продавал
В связи с этим припоминаю, водятла Козлевича с "Золотого теленка". Его "антилопа гну" - всегда была в исправности, чистоте и неге, сам же Адам Каземирович вечно в масле, с з/ч в разных карманах, - в остановках ежесекундно что-то подкручивал, натягивал, смазывал... ;)
Был и у меня приятель, царство небесное, из того же родя людского: тоже что-то дорабатывал, смазывал, менял и чистил...
Однажды выехали в сторону Икши... Только выехали с Долгопы - заглохли. "Бензин-кончился!", - сообщает. Я ващщще охренел...
"счас", грит - "сделаем, не волнуйся". оказывается он вставил "мерныл литр" и определял расход со смесителем своей конструкции в карбюраторе...
"Убил бы!...", - сказала б один известный персонаж ;)))
Хобби на то и хобби, что экономика на втором плане, 7 месяцев труда и материалов явно стоят больше 30 тыщ рублей. Поэтому практического смысла у данного опыта нет.