В очередной раз мой шуруповёрт с никель-кадмиевыми аккумуляторами меня достал: появился большой саморазряд аккумуляторов и сильно снизилась ёмкость. Перебрал, оставил в работе лучшие банки, остальные – в утилизацию.Шуруповёрт с замененными аккумуляторами NiCd на LiFe18650.
Естественно, высвободился один из двух корпусов от аккумуляторов. Решил поставить в него литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4, они же – «лиферы»), 4 шт. Прикинул, что влезут типоразмером не больше 18650 и оказался прав, т.к. в оставшееся место поставил разъемы на 5 контактов для вывода с каждого элемента для контроля и балансировки.
Купил вот что:
- "Аккумулятор ROBITON LiFe18650 ёмкость 1100мАч" - 4шт. по 185 руб.
- "Батареечный отсек ROBITON Bh2x18650/pins с выводами для пайки PH1" – 2шт. по 70 руб.
Разъемы взял и сколхозил от разобранного компьютера, 2 шт. В них хорошо втыкались щупы обычного тестера, поэтому их и выбрал.
Если будете покупать ROBITON, то заходите на их сайт, выбираете товар и там же у них есть ссылки – где дешевле купить с ценами! Класс!
Пришли аккумуляторы и сразу выяснилось, что между ними разброс до 0,3 Вольт, что сразу навело меня на мысль о необходимости разработки балансира. Но, об этом ниже, т.к. мной обнаружена возможность балансировки этих лиферов без всяких дополнительных устройств.
Да и внутренне сопротивление оказалось больше, чем в Спецификации (приложена). Ну, обгавкал слегка поставщика (типа - из разной партии и не соотв. Спецификации), но даже если он предложит их поменять, то не буду, т.к. внутреннее сопротивление вполне устраивает, а суета уже поднадоела.
Скомпоновал всё, подпаял (см. фото) и начал развлекаться. Всё, что там могло болтаться подпёр жестким пружинящим вспененным чем-то. Батарейные отсеки, конечно, закрепил на винтах.
В спецификации есть намек на то, что после длительного хранения нужно 5 циклов заряд-разряд. Сделал 4-5 полных циклов.
Все это проделывал с постоянным по-баночным и общим контролем напряжений (просто ради интереса).
Балансировка.
Уже было разработал схемку простейшего балансира, но заказать комплектующие не успел, т.к. напоролся на любопытную вещь.
Обнаружил вот что:
1. При полном заряде аккумуляторов (заряжал и до 15 Вольт и до 14,6 В) происходил разбаланс между элементами - до 0,3 Вольт (между лучшим и худшим элементами). Однако, если после заряда запустить шуруповерт в заторможенном состоянии 2-3 раза на 1 секунду (это - очень большие токи, не увлекайтесь), то волшебным образом происходит балансировка аккумуляторов с огромной точностью +-0,01В. Проверял это раз пять, повторяемость - 100%.
Позже проверил и на токе 0,5 Ампер (естественно, дольше, чем 1 сек).
Результат тот же..
2. При глубоком разряде аккумуляторов также происходит разбалансировка на примерно те же 0,3 Вольта. Поэтому, после разряда их надо сразу заряжать и как я написал выше балансировать.
3. Для нормального заряда методом "постоянного напряжения" (15 В) с начальным током 4 Ампера достаточно 20 минут, что очень удобно в работе, т.к. чаще всего не понадобится второй блок с аккумуляторами. А 50% заряда набирается за единицы минут, а мощность шуруповерта при 50% заряда уже очень высокая.
Народ, мне хотелось бы проверить этот метод балансировки не только на элементах 18650, не только на Робитонах и не только мной. Ну, и - на разных этапах жизненного цикла лиферов. Если будет возможность и желание проверьте у себя кто может. Кто проверит - пишите результат в комментариях.
Зарядное устройство.
У меня – самодельное зарядное устройство: переделанный зарядно-разрядный блок от совсем старого шуруповерта, а сам блок питания – от совсем старого ноутбука с напряжением 15,0 Вольт, который хорошо подходил и для никель-кадмиевых аккумуляторов и идеально подошел для лиферов.
От штатного блока питания я заряжать не пробовал. Но, он – генератор тока, а не напряжения и за его зарядом надо внимательно следить, чтобы не было перезаряда.
Если кто-то будет использовать такие лиферы для старых шуруповертов, то советую внимательно изучить Спецификацию на них (приложена).
Заодно к шуруповерту приделал старый ненужный налобный фонарик. Кнопку фонаря расположил под мизинец.
Недостаток такого монтажа АкБ:
Иногда пропадает контакт у АкБ. Приходится слегка долбануть аккумуляторным блоком по ладони и контакт восстанавливается. Лучше стучать при включенной кнопке.
Достоинство:
Зятю стучать по шуруповерту при пропадании контакта не понравилось и он купил мне новый...