Из всех природных материалов, используемых в дорожном строительстве щебень, пожалуй, можно считать основным.

Объемы производства щебня превышают 3 млрд. кубометров в год. Доля России составляет около 5% от этой суммы, причем примерно 70 млн.м3 ежегодно используется в дорожном строительстве.

В общей стоимости строительства автомобильных дорог расходы на материалы превышают 60%. От их качества во многом зависит безопасность движения, экономическая эффективность автомобильного транспорта, а также потребительские свойства (коэффициент сцепления, ровность и т.д.) и долговечность сооружений. Особенно высоки требования к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды. Он должен быть устойчив к отрицательному воздействию природных факторов, а также к механическому истиранию от движущегося транспорта.

Щебень, применяемый в дорожном строительстве можно разделить на две группы:
- осадочные скальные и рыхлые горные породы. К этой группе относятся известняк, доломит и другие породы, крупностью фракций 5-20, 20-40, 40-70, 0-40 и 0-70 мм. Преимущественно такой щебень используется для устройства оснований одежд дороги.
- метаморфические и магматические горные породы - гранит, габбро, диабаз фракций 5-20 и 20-40 мм. Используется для нижних слоев покрытий.

Гранитный щебень:
- Содержание зерен щебня пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в процентах по массе 18-25. Объемный насыпной вес щебня 1,37 т.м3
- Морозостойкость щебня F-400
- Марка гранитного щебня по прочности 1400
- Марка щебня гранитного по износу И-1
- Содержание в щебне зерен слабых пород 0,2-3,5%
- Гранитный щебень соответствует ГОСТ 8267-93

Гранитный дорожный щебень - эффективное и износостойкое дорожное покрытие.

Щебень фракции 5-10 мм - самый лучший крупный заполнитель для высокомарочного бетона, применяемого в заливке мостовых конструкций, Фракции 20-40, 40-70 также пользуется устойчивым спросом и применяется в строительстве и ремонте железнодорожных насыпей, трамвайных линий и подушек автомобильных дорог.

Известняк - уникальный строительный материал, обладающий высокой устойчивостью к температурным перепадам - он выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания, не утратив своих прочностных характеристик.

Применяется в качестве подушки под дорожное основание, такое, как асфальт, плотный грунт или бетон.

Известняковый щебень - менее прочный, чем гранитный, однако очень хорошо справляется со своими задачами в дорожном строительстве.

Известковый щебень:
- Содержание зерен щебня пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в % по массе 10-12 % Форма зерен I
- Содержание пылевидных и глинистых частиц в % по массе 1,5-2 % (0-0,20%)
- Марка щебня по прочности (дробности) др. 11-16% М600(800)
- Содержание в щебне зерен слабых пород в % по массе 5-9 %
- Марка по морозостойкости известнякового щебня F 150
- Насыпная плотность щебня известкового 1300 кг/м3
- Влажность щебня 3-4%
- Пористость щебня 5,4-7,3 % Пустотность 48,1-50,8 %
- Водопоглощение щебня 2,5 %

В отдельную группу обычно выносится так называемый "кубовидный" щебень (фр.5-20, с содержанием зерен лещадной и игловатой формы менее 15 %). Часто в последнее время его называют "щебнем будущего".

Каковы его качества в сравнении с применением привычных видов щебня?
- он прочнее и его "трещинноватость" ниже;
- в 2-3 раза повышается долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий;
- снижается расход щебня и связующих (битум, цемент);
- коэффициент уплотняемости асфальтобетонной смеси приближается к единице, что обеспечивает долговечность и увеличивает морозостойкость дорожных покрытий;
- снижаются время и трудозатраты по укладке асфальтобетонного покрытия до 70% (для укладки покрытия требуется всего два прохода катка вместо десяти при использовании обычного щебня).

Но нельзя забывать о такой важной характеристике щебня, как радиоактивность. Для строительства дорог используется гранитный щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг ).

"Бригада С"