Инновационная велосипедная дорожка: туалетную бумагу – в дело

Как европейцы и проблему утилизации отходов решили, и велосипедистам подсобили.

Переработка отходов нашей жизнедеятельности давно является первостепенной задачей, так как этих самых отходов от нас в изобилии, а свободные места на планете – уже дефицит. Разные страны предлагают разные решения, кто из сточных вод сырье для бетона получает, кто пластиком асфальт разбавляет, а голландские энтузиасты придумали, как из переработанной туалетной бумаги дорожные покрытия делать.

Дорожка для велосипедов из вторсырья

В Нидерландах велосипед является излюбленным транспортным средством; суммарная протяженность велодорожек в этой стране – около 35 000 километров. Учитывая, что собой представляет Голландия по размерам, это серьезный показатель, ввиду чего развитию велосипедной инфраструктуры в этой стране уделяется повышенное внимание. Но даже на фоне общего велосипедного бума выделились жители одной из провинций: в Фрисландии по осени уложили и торжественно открыли первую не только в стране, но и в мире, дорожку, один из километров которой создан с использованием переработки туалетной бумаги.

Климатические условия в стране таковы, что уровень осадков в год бывает от 68 до 88 см, поэтому при укладке дорог используется особое, крупногранулированное асфальтовое покрытие (OGFC).

Эрнст Уоррелл Профессор энергетики, ресурсов и технологических изменений в университете Утрехта

Мокрые дороги становятся очень скользкими, что создает аварийно-опасные ситуации на трассах. Мы используем именно проницаемый тип асфальта, потому что с его поверхности вода уходит намного быстрее.

Эта пористая, влагопроницаемая разновидность асфальта проводит осадки в дренажный слой. Сама смесь для укладки покрытия отличается от стандартной большей долей битума, необходимого для связки камня и кварцевого песка – основных компонентов этого асфальта. А так как битум разжижает массу, что создает проблемы и при транспортировке, и в процессе укладки, в качестве загустителя используют целлюлозу.

При этом ежегодно жители страны потребляют примерно 180 000 тонн туалетной бумаги, и львиная ее доля смывается в канализационную систему. Эти отходы попадают в очистные сооружения, осадок, полученный в результате фильтрации, просушивают и сжигают. Кроме того, что этот процесс требует энергозатрат, а в воздух в процессе такой утилизации попадает большое количество углекислого газа, в осадке присутствуют и полезные вещества – например, целлюлозное волокно из туалетной бумаги. Дабы не разбазаривать ценные ресурсы, голландцы запустили альтернативный проект – наладить переработку целлюлозного волокна из осадка, вместо сжигания. В результате переработки получается третичная целлюлоза, которая и послужила сырьем для велосипедной дорожки.

Сам процесс многоступенчатый – фильтрация сквозь промышленное сито (ячейка 0,35 мм), очистка, отбеливание, сушка. На выходе образуется пушистая масса серого цвета. Так как для производства туалетной бумаги применяется макулатура или отходы деревообрабатывающих производств (стружка), качество полученных целлюлозных волокон достаточно высокое.

С чисто технической стороны третичную целлюлозу можно использовать повсеместно – везде, где применяется обычная целлюлоза. Однако с учетом среды, из которой она получена, сфера применения волокна значительно сужается. Дороги, как велосипедные, так и автомобильные, это как раз отличный вариант, в горячей битумной смеси не выживут никакие патогены, а колесам, впрочем, как и пешеходам, без разницы, что там добавлено в асфальт.

Мишель ШирГубернатор провинции Фрисландия

Для людей это достаточно странное явление – туалетная бумага в асфальте, но когда пешеходы не задумываются о деталях, то видят перед собой просто обычный асфальт.

Как и любой технологический процесс, особенно многоступенчатый, переработка стоков с целью получения целлюлозы – дело весьма затратное. Как отмечают менеджеры проекта, водоохранным предприятиям проще заплатить за сжигание осадка, чем за его переработку. С другой стороны, наличие волокна создает проблемы для очистных и насосных станций, и если стоки от нее очищены, у оборудования выше производительность и меньше поломок. В связи с этим проект считается перспективным, да и рынок сбыта у компаний, вложившихся в его разработку, появился не только в своей стране, но и в других европейских державах. Из третичной целлюлозы планируется производить биопластик и различные композиты, а также использовать ее для выработки энергии.

Что касается уложенной дорожки, то вполне естественно, что она ни визуально, ни по техническим характеристикам неотличима от других покрытий.

Дорожка стала «первой ласточкой», позже такой же смесью укрепили дамбу на западной стороне Амеланда, и ею же отремонтировали парковку в зоопарке. Конечно, это пока не государственный уровень, но кто знает, что будет дальше. Деревья мы уничтожаем значительно быстрее, чем вырастают новые, и у переработки отходов явно большое будущее, даже если сырье столь специфическое.

Не только отходы могут получить вторую жизнь, разработан даже реверсивный бетон, а также асфальт не только с туалетной бумагой, но и из отходов животноводства. В видео – как отвести воду с участка с помощью подпорных стенок.