Иноязычное словечко «шале» недавно звучало экзотически, но постепенно мы привыкли, больше того – некоторые домовладельцы теперь смело заявляют: «На своем участке я построил шале!»

Однако путаница в представлениях еще сохраняется, и мы попробуем ее устранить.

Если исходить из общеизвестной истины «В начале было слово», то в начале понятия «шале» мы обнаружим сразу несколько одинаково звучащих французских слов (разница лишь в написании): и «тепло», и «шаль», и тот самый «швейцарский домик в горах». Вроде бы все значения разные, но, если задуматься, между ними есть связь. Когда вы замерзли, идя по снежным альпийским тропинкам, то вам, естественно, хочется оказаться в доме, где можно сесть у камина с чашкой горячего глинтвейна, закутаться в шерстяную шаль или плед и обрести столь желанное тепло. Шале… Уютное, одним словом, понятие.

Когда-то шале означало построенное в горах убежище, защищающее скот и людей от непогоды. Возводилось оно из природных материалов, камня и дерева, иногда стены грубо штукатурились известью. Цокольный этаж всегда строили из камня – так обеспечивали прочность постройки и надежную защиту от льда и снега.

Первый этаж строили из дерева хвойных пород, причем фасады, обращенные в направлении преимущественных ветров, иногда дополнительно обшивали дранкой или щепой. Крыши делали покатыми, как правило, сильно нависающими над стенами – для защиты от непогоды. В качестве кровельного материала использовали дранку или гонт, а для прочности на них наваливали камни – чтобы ураганный ветер не снес крышу. Кроме того, частью таких домов со временем сделались террасы, выходящие далеко за пределы периметра дома и опирающиеся на сваи. Это давало возможность увеличить площадь дома без необходимости устраивать спуски и возводить новое строение ниже по склону.

Под воздействием ветра, снега и дождя деревянные части дома темнели и, надо признать, выглядели такие «шале» не особо весело. Украшался только восточный фасад, который чаще всего освещен солнцем. Стены в этом случае штукатурили белой известью, украшали росписями и резьбой, на крышах делались резные коньки.

С течением времени шале становились все более комфортным жильем, пригодным не только для временного укрытия, но и для постоянного жительства. А потому и украшений стало больше, в частности, на стенах появились росписи на религиозные сюжеты и темы. Фасады стали украшать различными изречениями, вроде как девизами того или иного семейства. Но все-таки основным признаком тогдашнего – по сути, исконного – шале является отсутствие каких-либо излишеств.

Вся обстановка такого типа домов была достаточно аскетична и сугубо функциональна, что вполне объяснимо при суровой жизни в горах. Домик в горах – это вам не «домик в деревне», тем более не домище в коттеджном поселке. На равнине и строить легче, и материалы завозить сподручнее, и климатические условия мягче, чем на высоте двух-трех тысяч метров над уровнем моря. Поэтому даже удивительно, что стиль шале оказался востребованным и там, где, сколько ни смотри по сторонам, ничего выше соседской крыши не увидишь, – то есть на равнине. Когда стали строить высокогорные «убежища» на плоскости, понятное дело, произошла определенная трансформация как в архитектурном, так и в интерьерном отношении.

Впрочем, о современной жизни шале следует рассказать отдельно.

Коррективы современности

Нынешний домовладелец похож на горного пастуха не больше, чем «Мерседес» на гужевую повозку: и требования разные, и доходы, и представления о том, каким должно быть жилище. Главное для современников – это комфорт загородного дома, а потому, естественно, там вы можете обнаружить не один санузел, джакузи, бильярдную, а также газовое отопление и даже систему «умный дом», которая может управлять всем инженерным хозяйством.

Опять же, и по площади дома могут существенно различаться: если в прежние времена они были скромных размеров, то теперь это могут быть сотни квадратных метров. А поскольку разновидностей строительных материалов на современном рынке гораздо больше, чем некогда в Альпах, то и конструктив может меняться серьезным образом. Никто не запрещает использовать при возведении шале газобетон или пластик, равно как и применять современные эффективные утеплители.

Тогда что же, спросите вы, остается от «шале»? Кое-что остается, и, чтобы увидеть это, нужно для начала повнимательнее оглядеть такие дома снаружи.

Классическое шале имеет, как правило, пологую мансардную крышу, доминирующую над всем домом. Такая крыша является, можно сказать, визитной карточкой шале и даже определяет его планировку. Первый этаж представляет собой единое пространство, объединяющее столовую, гостиную, каминную и входную зоны. На втором – мансардном – этаже расположены приватные помещения: спальные комнаты, кабинет, ванная.

Центром в главном холле или гостиной служит камин, ведь именно вокруг живого огня так естественно собираться семейству. В отделке используются натуральные материалы: грубо оштукатуренные и побеленные стены украшаются деревянными панелями из сосны или лиственницы. Предварительно дерево проходит специальную обработку, его искусственно состаривают, тонируют и покрывают воском. В оформлении каминов (а также стен и полов в цокольном этаже) применяется натуральный камень. Полы первого и мансардного этажей, как правило, делаются деревянными. Дерево, камень, кованые изделия, натуральные ткани (лен, шерсть) – все это создает естественную атмосферу жизни и соответствующую цветовую гамму в помещениях. Это цвета земли, цвета скупой горной природы. Мебель в типичном шале тоже простая, иногда даже по-деревенски грубоватая, с отсутствием полировки и дорогой фурнитуры. Свет проникает в помещения через обычные окна – никаких прозрачных крыш не должно быть.

Дух шале возрождается и повторяется не только в парадных, но и в служебных помещениях дома. В ванных комнатах, к примеру, могут лежать грубые деревенские ковры, а на кухне преобладать керамическая посуда; столы будут накрыты вышитыми скатертями, а входную дверь, может украсить венок из трав. Такой венок является фирменным знаком интерьера шале.

В Альпах когда-то существовало поверье, что прикрепленный над входом венок оберегает хозяев дома от сглаза и отпугивает злых духов. Правда, для этого он должен быть собран из 77 альпийских лечебных трав и цветов и освящен в церкви на Успенье. Сейчас, конечно, никто не найдет столько растений, да и в церковь венок тоже не носят, но традиция, превратившись в декор, жива до сих пор.

Вообще, что касается стилистических интерьерных решений, то главной приметой оформления шале, как считают многие архитекторы, является романтический комфорт. Современный человек не может жить без минимального набора удобств – это аксиома. Но и гнаться за максимально возможным комфортом в данном случае бессмысленно, как и набивать свой дом вещами и вещичками в стиле хай-тек. Интерьеры двадцать первого века зачастую уходят от природы в искусственность, в вымученный компьютерный дизайн, в то время как идея шале, не будем забывать, рождена природой, а еще мыслью о тепле очага, родного дома, защищающего от природных стихий.

Вот почему в таком доме уместна крестьянская утварь и очень близкие и дорогие (дорогими, подчеркнем, только вашему семейству!) вещи: фотографии в деревянных рамках, старые игрушки, привезенные из разных мест, сувениры и т. д. Тогда в доме появляется не просто атмосфера – в нем появляется душа, и он становится Домом в полном смысле слова.

У них – и у нас

Стиль шале в последние годы стал популярен, и в первую очередь в странах Запада. Причиной стали два фактора: растущая популярность альпийских горнолыжных курортов у европейцев и американцев и тяга всех цивилизованных людей к природе. Цивилизация нередко делает жилое пространство «мертвым», а вот атмосфера шале – всегда живая, настоящая. Не зря элементы стиля шале обнаруживаются и в городских квартирах, и в самых современных загородных домах.

Как ни удивительно, дома в таком стиле строят и на севере США, и в Канаде, где тоже случаются обильные снегопады и дуют холодные ветры, и в южных странах с довольно ласковым климатом – в Италии или Испании. Казалось бы, некоторые архитектурные особенности шале где-нибудь на Лазурном Берегу неактуальны, но их все равно берегут, наверное, чтобы сохранить дух такого горного дома, его уникальную пространственную организацию. Разумеется, в разных странах в стиль шале может привноситься местный колорит, допустим, в США в него вполне органично проникает стиль ранчо. Но общий колорит все равно выдерживается, и дом типа «шале» узнаваем в любой части света и в любой стране.

Понятно, что в стиле шале продолжают строить и в горах. Правда, там это, как правило, не индивидуальные дома, а гостиницы для тех, кто не прочь с ветерком прокатиться с горы на лыжах. Если вы приедете в Шамони или Куршевель, то можете без всяких проблем снять для себя и компании шале, где будут плазменный телевизор с DVD, джакузи, система климат-контроля и т. п. Будет ли в нем та особая атмосфера? Наверное, да, хотя избыток цивилизации, как уже говорилось выше, в таком доме не всегда уместен.

Наши домовладельцы тоже стараются не отстать от Европы с Америкой. Мы запрягали медленно, половину прошлого десятилетия угрохав на строительство бездарных «крепостей» и «замков» из красного кирпича. Но дальше «поехали» очень быстро, в считаные годы освоив многие архитектурные традиции и новации цивилизованной части мира. Среди таких традиций (которые для нас одновременно новации) оказался и стиль шале. Еще лет 10–12 назад дома в таком ключе были в диковинку, теперь же, как утверждает статистика, в том же Подмосковье примерно пять процентов строящихся индивидуальных домов можно отнести к типу шале.

Можно сказать, что сегодня строить шале стало модно и престижно, и часть домовладельцев явно «ошалела» или собирается «ошалеть». А если возникает мода, то появляются и профессионалы, которые могут воплотить ее в конкретные объекты.

Сейчас уже появились строительные компании, которые могут построить шале на вполне профессиональном уровне, со знанием дела. В таких домах отличительные черты шале разумно сочетаются с удобствами и комфортом. Первые этажи обычно строят из кирпича, второй этаж делают деревянным, например из профилированного бруса. Отделка – грубая штукатурка, обшивка деревом, для цоколей – природный камень. В общем, соответствие с прототипом выдерживается довольно точно.

Впрочем, интерес к этому стилю объясняется не одной лишь модой. Проглядывает и вполне законное стремление человека поселиться не только в престижном и дорогом доме, а создать подлинное жилище, способное защищать не только от атмосферных явлений, но и от стрессов, способствующее умиротворению души. Не случайно ведь такие дома зачастую выбирают для себя люди очень и очень состоятельные, которые при желании могут приобрести или построить самый дорогой коттедж и заполонить его невероятно дорогими «прибамбасами». Оказывается, уютная атмосфера и неповторимый колорит важнее престижа – дом, прежде всего, нужен, чтобы в нем жить, а не хвастать им перед знакомыми и соседями.

Комментарии (0)