Как превратить скучные однотонные полотна в яркие материи с узором? Подарить вторую жизнь надоевшей скатерти и старому платью? О простых и доступных техниках росписи тканей рассказывают мастера этого ремесла

Батик, шибори, трафаретная графика, цианотипия – это все о росписи тканей. Казалось бы, сегодня в магазинах можно найти полотна самых замысловатых расцветок. Но ткани с нанесенным вручную рисунком по-прежнему высоко ценятся. В отличие от большинства промышленных материалов, в них есть главное – душевность.


Искусство росписи тканей пришло к нам с Востока. Самая древняя роспись с изображением темных фигур была найдена в Китае и насчитывала более двух тысяч лет. В средние века революцию в мире текстиля произвели ткани, привезенные в Европу из Индии – тончайшие рисунки мастера наносили не только с помощью кистей, но и используя деревянные штампы.


Превратить однотонный отрез льна или шелка в красивую материю с рисунком, чтобы потом сшить из нее скатерть или необычное платье, под силу каждому в домашних условиях. О секретах росписи тканей читателям forumhouse.ru рассказывают наши эксперты.


Напечатать гербарий

Помните детские печатки из сырой картошки и стирательной резинки, с помощью которых на бумаге появлялись одинаковые листики и сердечки? Художник Юлия Солонина из Санкт-Петербурга создает рисунки на ткани в технике ручной набойки – с помощью таких вот печаток и сделанных в Индии деревянных штампов.

Юлия Солонина:

– В Индии ремесло набойки живо до сих пор, и можно приобрести у резчиков уже готовые штампы или заказать печатку по своим эскизам. Изначально для набойки использовали масляные краски, но за такой тканью непросто ухаживать. Поэтому сегодня рисунки наносят акрилом для текстиля. Такие ткани можно без опаски стирать вручную или в машинке в режиме деликатной стирки при температуре до 30 градусов. Лучше всего для набойки подходят натуральные ткани – от шелка до шерсти и кожи. Но содержание синтетики до 30% иногда допускается.

Кстати, если интерес к разрисовыванию тканей в вас со временем угаснет, деревянные штампики станут отличным развлечением для детей – с их помощью даже самые маленькие художники смогут создавать на бумаге чудесные веселые картинки.

А еще летом Юлия собирает красивые листья и веточки растений – папоротника, клевера, клена, брусничника, чтобы оставить их след на полотне. Изначально это была техника монохромной фотопечати для составления гербариев – цианотипия. Химический состав цитрата железа(III)-аммония и ферроцианида калия наносили на бумагу и облучали ультрафиолетом, получая отпечаток синего цвета. Сегодня для создания цианотипий Юлия использует уже готовые светочувствительные американские краски.


Юлия Солонина:

– Краску наносим на ткань или бумагу в затемненном помещении. Поверх выкладываем композицию – это могут быть листики, цветы – все, что угодно. Выносим на засветку. И, собственно, все.


Кроме цианотипии характерного синего тона, нанеся другой состав, можно получить печать в коричневых оттенках.

                                                                          Цианотипия Юлии Солониной

Напоминающего цианотипию эффекта можно добиться и «народным» способом с помощью отбеливателя. Для нанесения его на отрез темного насыщенного оттенка можно использовать тонкие палочки или, например, сделать кружочки карандашным ластиком. В местах, куда попадет отбеливатель, ткань потеряет цвет.

Узелок завяжется

Если ваша молодость пришлась на конец 70-х – начало 80-х годов XX века, то вы, наверняка, умеете варить джинсы. Мода на тертые и линялые джинсы появилась в СССР благодаря движению хиппи, но достать культовую одежду в условиях дефицита было крайне сложно. Поэтому обычную синюю джинсу, какую только удавалось раздобыть, за пару часов состаривали на кухне до неузнаваемости – то есть стильного предмета гардероба.

Сами того не ведая, модники 80-х овладели азами древней японской техники окрашивания тканей – шибори (или узелковый батик). Перед тем, как поместить синие джинсы в кастрюлю с нагретой водой и ударной дозой белизны, их тщательно скручивали вдоль штанин или утягивали в нескольких местах резинками – для получения вертикальных разводов и «звездочек».


Таким нехитрым способом, заменив белизну на цветной краситель для ткани, а темные джинсы, например, на светлую футболку, можно создать на ней совершенно невероятные узоры. Все зависит лишь от вашей фантазии и того, будете ли вы складывать, скручивать, перевязывать или заранее прошивать нитками материал. Для вдохновения представляем вам работу американского шибориста Скотта Шейна.

В технике шибори можно интересно окрасить не только одежду, но и, скажем, создать аутентичные салфетки и скатерть для вечеринки в этно-стиле. И даже привнести хиппи-стиль в спальню, разукрасив в яркие цвета постельный комплект.

Светлана Канарева, художник-батичист:

– В намеченное для узора место можно положить крупную бусину или камешек и очень крепко обвязать предмет шнуром, чтобы получить красивый рисунок. Если мы хотим получить четкие границы рисунка, то в краситель помещаем сухую ткань. Если же перед окрашиванием ткань немного смочить, границы получатся более нежные, размытые.


Свекла и лук – наш лучший друг

И хотя современные краски для тканей в большинстве своем безопасны и экологичны, мода на натуральное подвигает некоторых художников на эксперименты с природными красителями. Так, отвар свеклы и черники способен окрасить ткань в розовый цвет, луковая шелуха подарит горчичные и медные оттенки, а краснокочанная капуста и ежевика придаст тканевым волокнам голубой и фиолетовый оттенки. В зеленую палитру ткани окрасит шпинат, в желтую – цедра апельсина.

Ткань в горячий отвар помещают на несколько часов, для получения более насыщенных оттенков оставляют на ночь. А чтобы цвет не исчез после нескольких стирок, перед окрашиванием материал в течение часа кипятят в фиксирующем растворе. Если в качестве красителя берут ягоды, то раствор готовят солевой – полстакана соли на восемь стаканов воды. Если окрашивают овощным отваром, ткань кипятят в уксусном растворе – четыре части воды и одна часть уксуса.


Трафаретные узоры

Еще одна несложная техника росписи тканей – нанесение рисунка через трафарет. Для этого понравившийся трафарет накладывают поверх ткани и с помощью губки, кисти или аэрографа наносят краску. Совет: не забудьте постелить под ткань клеенку, чтобы не испачкать стол просочившейся краской.

Вместо холста – шелка

Свободная роспись по ткани – батик – самая серьезная техника нанесения рисунка. И здесь без художественных навыков уже не обойтись.


Все начинается с разработки эскиза и перенесения его с кальки на ткань. По контуру наносят резервирующий состав (его приобретают уже готовым или делают самостоятельно из горячего воска или смеси бензина, клея и парафина). Он обозначает границы заливки краски и не позволяет ей растечься. Затем художник приступает к росписи – на шелковых платках и шифонах вырастают цветы и целые города, начинают бурлить реки и плескаться рыба. Затем краску на изделии закрепляют – заворачивают в чистую бумагу и 40-60 минут запаривают над баком с кипящей водой, а затем полощут в воде с добавлением уксуса.

Уже зачесались руки и не терпится начать преображение домашнего текстиля? Выбирайте любую понравившуюся технику росписи тканей и приступайте к экспериментам! В этой теме наши форумчане делятся идеями по созданию оригинального текстиля для дома. О том, как подобрать «наряд» для окон, читайте здесь. Также советуем посмотреть наш видео-урок по пошиву арочной шторы.


Комментарии (0)