Слово «штукатурка» у многих людей вызывает, как правило, привычную ассоциацию с густой сероватой массой, которую наносят на стены, выравнивая их, с последующим их декорированием.

Однако еще древние римляне придумали штукатурку, которая по своим декоративным качествам настолько хороша, что сама служит завершающим отделочным слоем. В эпоху Возрождения термином stucco veneziano называли декоративную штукатурку, имитирующую ценные виды различных отделочных материалов.

Создавать подобные изыски можно было, приготовив состав по определенной рецептуре и придумав особую технику нанесения. С веками и то и другое изменилось. Это позволило добиться новых эффектов. Однако некоторые законы все же сохранились, и именно они придают венецианским штукатуркам уникальные свойства. Расскажем о них.

1. В качестве наполнителя мастера используют не песок или мел, как в обычных штукатурках, а мрамор, истолченный до состояния муки или пудры.

2. Красящий пигмент при необходимости вводят непосредственно в состав штукатурки, поэтому далее ее наносят на поверхность уже в заколерованном (окрашенном) виде. Штукатурки, которые надо красить после нанесения, к венецианским уже не относят.

3. Техника применения специальной смеси также особенная. Ее накладывают на поверхность несколькими тонкими слоями, далее их художественно формируют и растягивают с помощью небольших остро отточенных шпателей.

Декоративные эффекты

Многие под венецианской штукатуркой подразумевают только имитацию мрамора. Это происходит оттого, что специалистов, создающих фактуры тех или иных материалов, единицы. Между тем при использовании такого декоративного материала можно создавать эффект малахита, бирюзы, дорогого дерева, пробковой коры, жатой и (или) глянцевой кожи, дорогих тканей, напоминающих шелк или бархат, и тканей этнических типа холста, рогожи. Дополнительные приемы позволяют творить металлизированные поверхности: состаренное серебро, медь с налетом зеленоватой патины, бронзы, черного металла. Все эти приемы были известны мастерам прошлого, о чем можно судить по отделке уникальных памятников архитектуры и искусства.

В современную эпоху, когда дизайнеры стали особенно ценить предметы, тронутые временем, появились еще две техники нанесения слоя штукатурки. Посредством одной из них создают гладкую, зачастую зеркально отштукатуренную, стену (так в эпоху Возрождения готовили в соборах стены под фресковую роспись). Вторая техника, наоборот, имеет целью сымитировать неровную старую, осыпавшуюся и потрескавшуюся стену. Эта модная тенденция была подхвачена многими производителями отделочных материалов, и венецианская штукатурка сама превратилась в объект подражания: множество флизелиновых и виниловых обоев имитируют старинное покрытие, причем настолько искусно, что зачастую невозможно определить, как обработана поверхность (выдают лишь едва заметные вертикальные швы и тактильные ощущения). Так что выберет венецианские штукатурки скорее тот, кто готов заплатить не только за высокие потребительские свойства, но и за определенную престижность, ведь каждый знает, что оригинал гораздо ценнее растиражированной копии.

Интересно отметить, что венецианской штукатуркой была богато декорирована дача «вождя всех времен и народов», а парадные холлы дома на Котельнической набережной уже лет пятьдесят украшают уникальные стеновые покрытия, которые сейчас, правда, требуют реставрации. Нелишне вспомнить и о таких памятниках архитектуры, как королевский дворец Фонтенбло во Франции (1533-1565) и соборы эпохи Возрождения.

Таким образом, венецианскую штукатурку наряду с росписью и золочением использовали для дорогой парадной отделки во все времена.

Современные технологии производства

Основой любого штукатурного состава вообще, и штукатурки в частности, являются связующее и наполнитель. Причем в венецианской штукатурке оба компонента должны быть особого качества, иначе стена вместо произведения искусства превратится в пятнистую картинку, которая вскоре покроется неравномерными трещинами.

Мрамор для наполнителя настоящей «венецианки» выбирают из немногих месторождений, отличающихся высочайшей степенью белизны и отсутствием посторонних включений. Благодаря этому штукатурка приобретает прозрачность, которая позволяет наносимым слоям проглядывать один из-под другого, образуя заданные рисунки.

Если же в качестве связующего берут известь, то ее гасят, причем несколько десятков лет (!) особым способом без доступа воздуха, что придает ей уникальную эластичность.

Однако технический прогресс внес свои коррективы в старинную рецептуру. Появились венецианские штукатурки, при изготовлении которых в качестве связующего используют современные полимерные смолы, причем выбор их также крайне важен. Высококачественные смолы после отвердения безвредны даже при попадании внутрь организма, а дешевые долгое время наполняют помещение вредными испарениями.

Таким образом, сегодня чисто известковые венецианские штукатурки в готовом к применению виде не производят: в каждой из них содержится небольшое количество полимера для удобства в использовании.

Кроме двух основных компонентов (наполнитель и связующее) производитель всегда вводит в рецептуру множество вспомогательных веществ в строго определенных пропорциях. Это позволяет модифицировать состав, придав ему дополнительные свойства: блеск или матовость, повышенную влагостойкость, способность удерживать структурный рисунок. Все секреты производители хранят в тайне, поэтому настоящая высококлассная венецианская штукатурка стоит очень дорого, во все времена она считалась парадной отделкой наряду с росписью, золочением, текстильной отделкой.

Потребительские качества

Потребительские качества венецианской штукатурки очень высоки. Как у полимерных, так и у известковых «венецианок» по долговечности и декоративности, пожалуй, нет конкурентов. Они экологичны, не имеют ярко выраженного запаха, после окончательного схватывания безвредны. Инструмент по окончании работы легко отмыть водой без применения вредных органических растворителей.

Полимерные штукатурки весьма стойки к появлению трещин, так как при полном схватывании на стене они образуют очень гибкую тонкую (толщиной не более двух миллиметров) пленку и крепко сцепляются с основанием. (В строительстве это свойство называют высокой адгезией к основанию.) Штукатурки данного типа великолепно ложатся практически на любую поверхность: дерево, гипсокартон, МДФ, кирпич, бетон, загрунтованный металл. При эксплуатации они выдерживают температурный режим от -50 до +80 °С. Необходимо отметить, что свою прочность венецианская штукатурка набирает постепенно в течение 28 дней. По окончании данного срока декорированную поверхность можно мыть мыльной водой и щеткой.

Известковые «венецианки» проигрывают полимерным штукатуркам по влагостойкости. Зато они обладают такими важными качествами, как паропроницаемость и стойкость к образованию грибка, что делает их незаменимыми в отделке, например, винных погребов. Известь, входящая в состав этого отделочного материала, со временем только набирает прочность и под воздействием воздуха вновь преобразуется в известняк уже заданной формы в виде слоя штукатурки. Данное покрытие обладает совершенно уникальными прочностью и морозостойкостью. Таким образом, если предварительная подготовка стены проведена правильно, то срок службы такой штукатурки исчисляется сотнями лет.

Если окончательный слой «венецианки» планируют сделать толстым, он все равно не будет превышать двух миллиметров. Поэтому особую роль играет предварительная подготовка обрабатываемой поверхности. Часто при высыхании штукатурка словно проваливается в едва заметные царапинки и изъяны на стене, обволакивая их и делая видимыми глазу. Если на поверхности остались кусочки старой краски, то она непременно размокнет под слоем нанесенной сырой штукатурки и отвалится вместе с новым покрытием. А волнообразно зашпаклеванная поверхность просто не даст возможности мастеру наложить рисунок. Вследствие этого стену необходимо идеально выровнять, как под покраску, и обработать эластичной шпаклевкой, а затем пропитать грунтом глубокого проникновения. Однако следует помнить, что нельзя применять разбавленный клей ПВА, так как на него современные штукатурки просто не лягут.

Советы покупателям

Принцип приобретения штукатурки похож на выбор живописного полотна. Отталкиваться нужно от понравившейся работы, затем узнать, кто ее автор, и лишь потом обсуждать с ним условия заказа. Здесь нельзя рисковать - покупать краски для живописи подходящих цветов, а потом уже заниматься поиском художника, который бы нарисовал полотно. Так же дело обстоит и с «венецианкой». Было бы большой ошибкой сначала приобрести банку со штукатуркой, ориентируясь на крошечный фрагмент рекламного буклета, а потом начать искать мастеров, которые смогли бы этот фрагмент воспроизвести в масштабах стены. Дело в том, что фирмы, торгующие готовыми составами, ориентируются прежде всего на профессионалов, которые занимаются нанесением составов, а маленькие образцы служат лишь навигатором для венецианщика или архитектора. Кроме того, для каждого вида покрытия нужны целый комплект материалов и определенно составленная технология, начиная с подбора грунтов и заканчивая последовательностью нанесения разных цветовых оттенков.

Следует учитывать и то, что в арсенале даже крупной и солидной фирмы может не быть полного перечня покрытий, удовлетворяющих всем запросам мастера. К примеру, итальянские штукатурки удобно класть на потолке, а французские, наоборот, дадут более тонкий и прозрачный эффект на стенах, зато станут стекать с инструмента при работе с потолком.

Все тонкости материаловедения невозможно рассмотреть в одной статье, поэтому единственный вариант - положиться при выборе отделочных материалов на мнение специалиста, поставив перед ним конкретную задачу.

За помощью лучше всего обращаться в студии, которые выполняют работу под ключ и имеют в штате и дизайнеров, и технологов, и мастеров. Обычно они выставляют цену, которая может колебаться от 20 до 100 долл. за 1 кв. м в зависимости от сложности работы и расхода материала. Таким образом, в случае порчи штукатурки мастерами студия оплатит эти издержки.

На фирме, как правило, уже есть готовые выкраски покрытий размером 30х30 см. Многие студии имеют целые коллекции таких образцов, свои фирменные секреты и изюминки. Именно по ним можно определить наиболее подходящий вид покрытия, затем после внесения небольшого аванса подобрать оттенок, фактурный рисунок и сделать индивидуальную выкраску. Необходимо также обсудить с дизайнером студии, насколько покрытие на стене будет соответствовать понравившемуся варианту.

Фирма, как правило, гарантирует покупателю определенную частоту повторения заданного рисунка (например, 70 или 90 %). Стопроцентного повторения вы сами не захотите, так как, заказывая ручную работу, вряд ли вам было бы приятно увидеть на стене растиражированный квадратик выкраски. Не следует сразу приобретать полный спектр материалов, поскольку работа длится не одну неделю, а составы, как правило, поставляют постепенно. В случае если выбранный оттенок окажется неудачным, остается возможность немного (но не кардинально) переколеровать материал с минимальными затратами.

Перед началом работы мастер студии по заданной ему технологии готовит эталонный образец, демонстрируя таким образом свое умение. Как правило, крупные оптовики имеют подобные подразделения в своем составе либо могут рекомендовать их как партнеров. Там же мастера получат бесплатную консультацию по нанесению штукатурки или возьмут платный мастер-класс. Стоимость его колеблется от 50 до 300 долл. (в последнюю цену входит не просто обучение, а продажа авторских приемов).

Правильно нанесенная «венецианка»

Здесь имеет смысл рассказать о разнообразии эффектов, которых добиваются посредством специальной техники нанесения штукатурки.

Поверхность стены может быть как зеркально гладкой, так и с некоторыми наплывами (рваная «венецианка»). Мазки не должны быть очень большими, поэтому лучше, если их размер не превышает 15 кв. см. Необходимо также, чтобы они перекрывали друг друга, образуя тем самым туманный хаотичный рисунок. Наличие на стене видимых полос и стыков является серьезным браком. Кроме того, часто неумелый мастер оставляет за собой ряд мелких параллельных полосок (след неуверенной руки). Если их много - это тоже недостаток.

Нужно учитывать, что глубина рисунка всегда зависит от количества нанесенных слоев. Для достижения хорошего эффекта их должно быть не менее пяти. Сейчас для ускорения и облегчения трудоемкого процесса нанесения применяют кельму (специальный строительный инструмент, напоминающий утюг) и накладывают только три слоя штукатурки. Однако чуда не происходит: скорость повышается в ущерб декоративности. Визуально такая поверхность мало отличается от покрашенной глянцевой краской стены - отсутствует глубина рисунка. Конечно, это неважно для коммерческих учреждений (лифтовых холлов, огромных супермаркетов). Компенсацией станет низкая цена за работу - около 5-7 долл./кв. м.

Рисунок хорошо выполненной «венецианки» похож на разбросанные лепестки роз или выглядит четким и графичным. Если выполнить венецианскую штукатурку в двух или нескольких цветах, можно добиться совершенного мраморного эффекта (это под силу только специалистам высокого класса). Глянец и блеск - необязательные условия, поверхность бывает матовой и даже сатиновой. Ее выбор зависит от вашего желания, качества состава и техники нанесения. Иногда «венецианку» выполняют с жемчужным и даже золотистым отливом.

Зачастую венецианские штукатурки, выполненные разными мастерами, настолько отличаются друг от друга, что по внешнему виду их невозможно отнести к одному и тому же классу покрытия. Первые пригодны только для применения в коммерческих помещениях, вторые украсят классические интерьеры, а третьи будут органично смотреться в интерьерах в стиле хай-тек.

Меньше всего по своим декоративным качествам для парадных помещений подойдут известковые венецианские штукатурки, которые хороши для стиля кантри или этно. Хотя талантливому дизайнеру легко перевернуть данное представ.

Зачастую венецианские штукатурки, выполненные разными мастерами, настолько отличаются друг от друга, что по внешнему виду их невозможно отнести к одному и тому же классу покрытия. Первые пригодны только для применения в коммерческих помещениях, вторые украсят классические интерьеры, а третьи будут органично смотреться в интерьерах в стиле хай-тек.

Меньше всего по своим декоративным качествам для парадных помещений подойдут известковые венецианские штукатурки, которые хороши для стиля кантри или этно. Хотя талантливому дизайнеру легко перевернуть данное представление, умело сочетая отдельные элементы.

Декоративный эффект от применения венецианской штукатурки трудно переоценить: помещение приобретает объем, лишается монотонности. С помощью этой техники можно отделывать некоторые элементы фасадов, чаще входных групп, для чего используют либо известковые «венецианки», либо полимерные составы, содержащие силоксановые смолы. Именно тогда будут обеспечены надлежащие прочность, влагостойкость и обязательно паропроницаемость. Однако следует помнить, что мраморная мука, которая входит в состав любой «венецианки», - материал, весьма подверженный действию агрессивных сред. Поэтому не следует рассчитывать на глянцевые фактуры, которые очень быстро станут матовыми под воздействием внешних факторов.

К сожалению, на рынке венецианских штукатурок появились подделки, самая распространенная из которых - дешевый мел. Его часто берут вместо дорогой мраморной крошки. В банке оба раствора смотрятся одинаково, а на стене подделка сразу видна: вместо игры полутонов - белые блеклые разводы, больше напоминающие деревенскую мазанку, чем изысканную отделку. Низкая стоимость (около 5 долл. за 1 л) также смущает: для венецианской штукатурки слишком дешево, а для меловой пасты - дорого. Впрочем профессиональный мастер после предварительной выкраски легко обнаружит подвох.

При наличии достаточного времени и терпения можно попытаться нанести венецианскую штукатурку самому - нет ничего невозможного! Однако необходимо иметь в виду, что первоначального навыка, полученного на занятиях в мастер-классе, будет недостаточно, и потребуется набить руку. Поэтому заранее надо обзавестись несколькими кусками гипсокартона и потренироваться прежде на них.

Фактурные венецианские штукатурки


В этой области специалистов мало, так как для работы с данной техникой необходимо иметь художественное образование. В среднем стоимость услуг мастера вместе с материалом колеблется от 70 до 100 долл./кв. м. Здесь декоративные возможности ограничиваются фантазией дизайнера и платежеспособностью заказчика.

В самой высокой ценовой категории находятся «венецианки» с ковровыми орнаментами, имитирующие текстиль с набивным рисунком, зачастую позолоченным или посеребренным. Талантливый дизайнер способен повторить на стене практически любой мотив, присутствующий в интерьере, например узоры занавесок или осветительных приборов. Цена такой работы достигает 200-400 долл./кв. м, включая стоимость материала.

Таким образом, особая ценность венецианской штукатурки как отделочного материала заключается в возможности легко сочетать на поверхности разные фактуры и имитации, изменяя объем оформляемого пространства. Сейчас, когда в строительной индустрии царит унификация, подобные элементы декорирования становятся почти единственным способом оживить интерьер и придать ему черты индивидуальности. По сути, на смену архитектуре формы приходит архитектура цвета и света.

По материалам ProtoART

Комментарии (3)
Комментарий удален
1 год назад
0
Комментарий удален
1 год назад
0
Комментарий удален
1 год назад
0