Владимир Путин обещает навести порядок в вопросах землепользования, когда станет премьер-министром. Для этого будет создан специальный орган, или в правительстве даже появится отдельный вице-премьер

О реформировании системы управления земельными ресурсами

Идея хорошая, считают юристы, но реализовать ее на практике будет непросто

Вопросами землепользования в будущем правительстве будет заниматься либо специальная федеральная структура, либо профильный вице-премьер, заявил в четверг президент России Владимир Путин на встрече с журналистами. «Если будет избран президент, которого я поддерживаю, если будет создано правительство соответствующим образом и если мне удастся возглавить это правительство, то по одному из этих путей мы пойдем», – сказал он, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Ваши 6 соток», которому опять удалось пообщаться с президентом. «То, что нужно сконцентрировать административный ресурс по решению этой проблемы – это правильно, и я с вами согласен. И мы это сделаем», – подчеркнул Путин. «Действительно, эти функции несколько раздроблены между различными учреждениями, ведомствами и министерствами», – констатировал президент.

"Здесь два пути концентрации административного ресурса: либо делать вице-премьера, который занимался бы всем этим комплексом вопросов и это был бы центр принятия управленческих решений, либо сосредоточить все эти вопросы в одном ведомстве", – считает Путин.

На сегодняшний день «главных» органов по вопросам землепользования два – Роснедвижимость и Росрегистрация. И оба ведомства занимаются не только землей, но и другими объектами недвижимости. Помимо этого, еще есть Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, которая осуществляет государственный земельный контроль в отношении земель водного и лесного фондов, а также особо охраняемых природных территорий. Также функционирует Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной и в государственной собственности.

Также вопросы землепользования находятся в ведомстве Министерства сельского хозяйства и Министерства природных ресурсов.

Эксперты считают, что такая система на практике часто не работает. Как пояснила главный юрист юридической фирмы «Мегаполис Лигал» Елена Турецкова, неудобство этой системы в том, что собственники земельных участков вынуждены обращаться за одной информацией в один орган (например, поставить свой участок на кадастровый учет в Роснедвижимости), а затем еще и в другой (зарегистрировать свое право собственности на земельный участок в Росрегистрации).

Помимо этого, полномочия Роснедвижимости ограничиваются всего лишь выявлением нарушений в области использования и охраны земель. «При выявлении нарушения, сотрудники, по сути, могут лишь составить протокол о правонарушении, – поясняет директор по корпоративному управлению и правовым вопросам инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group Сергей Клименко. – Обратиться в суд на основании данного протокола может лишь орган местного самоуправления». Однако на практике этого не происходит, поскольку указанные протоколы так и не попадают на рассмотрение суда. Зачастую причиной правонарушений, по мнению эксперта, является коррупционность местных чиновников, отсутствие кадрового состава для ведения подобных дел. Поэтому сейчас фактически нет никакого контроля за операциями с землей.

Поэтому, считает председатель комитета Государственной думы по строительству и земельным отношениям, член совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Мартин Шаккум, президент абсолютно прав, когда говорит о необходимости совершенствования системы управления земельными отношениями. Такое совершенствование необходимо как на уровне законодательной, так и исполнительной власти, заявил он «Газете.Ru».

Однако сами юристы к этой инициативе отнеслись неоднозначно. В целом, считают эксперты, введение единой структуры по вопросам землепользования необходимо, потому что существующая система неэффективна и требует скорейшего реформирования. «Сейчас акты, регламентирующие деятельность отдельных отраслей, по ряду положений зачастую противоречат друг другу: Земельный кодекс, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс, Водный кодекс, Гражданский кодекс и т. д., – поясняет руководитель практики аналитики и правового мониторинга консалтинговой группы «Михайлов и партнеры» Сергей Марков. – В этом смысле учреждение единого органа, занимающегося регулированием земельных отношений, возможно, помогло бы достичь позитивного результата».

Однако на практике реализовать идею Путина будет достаточно не просто, предупреждают юристы.

Хотя бы потому, что система земельных отношений включает в себя ряд вопросов, находящихся в компетенции других федеральных органов – отношения по землепользованию включают в себя вопросы, связанные с кадастровой, градостроительной, природоохранной, экологической, сельскохозяйственной, контролирующей и иными видами деятельности, считает Марков. «Поэтому государственное регулирование всех существующих земельных отношений одним органом вряд ли возможно», – приходит к выводу эксперт.