Ассоциация строителей России совместно с комитетом Государственной Думы по собственности приложили немало сил к подготовке и лоббированию поправок в Градостроительный кодекс РФ

Внедрение этой модели позволит резко повысить управляемость строительным комплексом России, существенно поднять его эффективность. Что конкретно предлагается в законопроекте, рассказывает один из авторов, директор правового департамента Ассоциации строителей России, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Александр Самойлов.

- Сейчас в стране появилось множество строительных компаний, которые готовы решать профессиональные и отраслевые задачи на региональном и федеральном уровнях. Наиболее состоявшимся из них вполне по силам участвовать в регулировании как собственных технологических процессов, так и деятельности на рынке строительных услуг. И это не пустые слова. Нынешние процессы инвестирования, строительства и последующей эксплуатации объектов носят межотраслевой характер и весьма сложны для регулирования. Можно сказать, одного ведомственного контроля над этими процессами явно недостаточно. Нужно применять и другие управленческие механизмы, адекватные складывающейся ситуации, и максимально использовать для их создания потенциал самих строительных компаний.

Принятие федерального закона "О саморегулируемых организациях (СРО)" (что, разумеется, мы только приветствуем) - лишь первый шаг на пути перехода к саморегулированию в сфере строительства. Нам еще предстоит принятие поправок в Градостроительный кодекс РФ, которые конкретизируют механизмы саморегулирования трех видов деятельности: инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и капитального строительства. Такие поправки разработаны и внесены в Госдуму.

Принципиальный момент: изменения ориентированы на последовательное становление института саморегулирования в строительном комплексе. За основу взята модель совместного государственного и общественно-профессионального сорегулирования. При этом за государством сохраняются важнейшие регулятивные и надзорные функции. Но они сочетаются с дополнительными механизмами саморегулирования - объективным регулированием допуска на строительный рынок, принятием саморегулируемыми организациями на себя дополнительной ответственности перед потребителями строительных услуг, созданием системы финансовых гарантий, а также механизмов внутренних нормативных и правовых средств урегулирования конфликтных ситуаций. При этом гарантируется последовательность и контролируемость перехода строительного комплекса к саморегулированию.

По сути, в текст Градостроительного кодекса вводится представление о саморегулируемых организациях как о полноценном субъекте градостроительных отношений. Причем субъекте, наделенном отдельными полномочиями по осуществлению регулирования профессиональной деятельности основных участников градостроительных процессов. Механизмы саморегулирования вводятся параллельно с действующими механизмами государственного регулирования. Это оставляет возможность органам госуправления подстраховать отрасль на переходном этапе от ошибок роста. Условием допуска на рынок является обязательное членство в саморегулируемой организации: именно она определяет критерии, которым должен отвечать участник инвестиционно-строительной деятельности. Минимальный список требований закрепляется в Градостроительном кодексе. Такая конструкция устраняет некоторую опасность монополизации строительного рынка при переходе к саморегулированию.

В то же время концепция исходит из того, что саморегулируемых организаций на рынке будет ограниченное количество. Это позволит обеспечить необходимый государственный надзор за их деятельностью. Обязательным условием членства в саморегулируемой организации является страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам, а также за неисполнение договорных обязательств перед потребителями строительных услуг. Наряду со страхованием предлагается дополнительный механизм обеспечения ответственности в виде компенсационных фондов. В их формировании (в денежной форме) участвуют все члены СРО, а затем эти средства используются для возмещения ущерба в тех случаях, когда он не покрывается страховыми выплатами.

Законопроект также содержит положения об информационной открытости СРО нормы, обеспечивающие их эффективное взаимодействие в сфере градостроительства с органами государственной власти всех уровней, а также государственный надзор. Предлагаемые поправки отвечают требованиям развивающегося строительного рынка и действительно позволяют навести на нем порядок.

Комментарии (0)