Найдется ли сегодня хоть один садовод, не мечтающий обзавестись к предстоящему сезону надежным и умелым помощником - мотоблоком или культиватором, способным раз и навсегда избавить своего владельца от "рабского" труда.

 Необходимо только знать, какие культиваторы бывают и какие из них лучше подойдут именно для вас и вашего участка: ведь, осведомлен - значит, вооружен!

Не секрет, что площадь большинства дачных участков составляет от 6 до 20 соток, которые могут обработать мотокультиваторы (МК) с мощностью двигателя от 2,5 до 6 л. с. Понятно, что чем больше мощность двигателя, тем выше производительность культиватора и тем быстрее будет обработан участок. Мощность двигателя является важнейшим, но не единственным критерием для выбора культиватора. Необходимо учитывать также тип двигателя (двухтактный и четырехтактный - бензиновый или электрический), конструкцию редуктора (цепной, шестеренчато-цепной, шестеренчатый) и сцепления, глубину и ширину обработки, вес культиватора. Полезно уточнить основной комплект поставки культиватора и какие дополнительные навесные агрегаты можно к нему приобрести. Не праздный вопрос - цена культиватора, наличие в регионе сервисной службы.мотокультиватор

Рассмотрим особенности некоторых моделей культиваторов, имеющихся в специализированных магазинах города. Будет справедливо начать представление МК с самой распространенной у садоводов модели - отечественного культиватора "Крот" (см. таблицу). Она создана более 20 лет назад и до сих пор пользуется у садоводов заслуженным уважением. Изначально культиваторы выпускались только с двухтактными двигателями мощностью 2,6 л. с. Для работы требовалась топливная смесь из бензина марки А-76 и специального масла для двухтактных двигателей. Приготовление смеси, кажущееся на первый взгляд неудобством, оказывается благом при работе на склонах. Смазка, поступающая в цилиндр вместе с топливом, обеспечивает надежную работу двигателя при уклонах участка до 25 градусов, в то время как четырехтактным двигателям позволительно работать только при углах до 15 градусов. В последнее время МК "Крот" выпускают и с надежными четырехтактными импортными движками фирм "Briggs&Stratton" (США) или "Tecumseh" (Италия-США) мощностью 3,5 л. с., использующими бензин марки Аи-92 и отличающимися облегченным запуском и низким расходом топлива. Бывают "Кроты" и с электроприводом.

Культиваторы "Крот"мотокультиватор крот

Культиваторы "Крот" имеют шестеренчато-цепной редуктор, сцепление - натяжением ремня клиноременной передачи. Все модели укомплектованы четырьмя фрезами, обеспечивающими ширину обработки 60 см при глубине до 25 см, сошником для регулировки глубины обработки и транспортировочными колесиками для перемещения МК по участку. С таким вооружением "Кротам" по силам обработка участков площадью до 15 соток. Большое достоинство "Кротов" в наличии широкого спектра дополнительных навесных орудий и агрегатов, таких как окучник, плуг, выкапыватель корнеплодов, грунтозацепы, ходовые (приводные) колеса, тележка-прицеп, насос, травокосилка. С ними он может если не все, то очень многое. Однако не следует думать, что глубина вспашки плугом будет как у "Кировца" - не те мощность и масса. Но перевернуть осенью верхний пласт травой вниз на легких почвах вполне возможно, особенно при мощности двигателя 3,5 л. с. А умеренная цена, наличие заднего хода и различные варианты применяемых двигателей делают его интересным для многих садоводов.

Обратим внимание на культиваторы "Крот" ЭК-3.01 и La Zappa с электрическим приводом. Они очень хороши для садоводов, не желающих разбираться с устройством бензиновых двигателей, "дергать за веревочку" при их запуске и искать "куда ушла искра". Управление их двигателями не сложнее, чем домашним пылесосом: просто нажмите на кнопку. Такие культиваторы, не создающие вредных выбросов, просто незаменимы при обработке почвы в плохо проветриваемых и закрытых помещениях, например в теплицах.

Познакомившись с устройством и возможностями МК "Крот", нетрудно разобраться с особенностями других моделей культиваторов, приведенных в таблице. Из нее видно, что зарубежных конкурентов у "Крота" предостаточно, в том числе целая линейка культиваторов американской фирмы MTD.

Большинство импортных мотокультиваторов с двигателем 3,5 л. с. имеют одинаковую схему компоновки: двигатель с горизонтальным расположением коленвала, цепной редуктор с одной передачей переднего хода, ременное сцепление с натяжным роликом. Исключение составляет японский культиватор F 220, имеющий червячный редуктор и сцепление с конусной муфтой. Все они легче "Кротов" и имеют фрезы меньшего диаметра, поэтому глубина обработки почвы не превышает 20 см. Не рекомендуется и работа на целине. В качестве дополнительных орудий используют металлические колеса - грунтозацепы и окучник. Достоинство этих культиваторов - небольшой вес (27-35 кг), что позволяет работать с ними как юным садовницам, так и пожилым садоводам.

Несомненно, шире возможности у более мощных импортных и отечественных мотокультиваторов с движками 4,5-6 л. с. тех же известных фирм "Briggs&Stratton" или "Tecumseh". Это означает, что проблем с запуском, эксплуатацией и обслуживанием мотора не будет. Ну, а если "вдруг чего", сервисные центры в Питере имеются. Компоновка культиваторов этой группы в большинстве случаев также стандартна - горизонтальный вал, клиноременное сцепление, цепной редуктор с одной или двумя передачами. Конструкция достаточно распространенная, ее можно увидеть и под другими торговыми марками. У моделей VH 400 и VH 540 фирмы "Viking" корпус редукторов выполнен неразборным. С одной стороны, это удешевление и упрощение обслуживания редуктора (раз в сезон добавить смазку). С другой стороны - при поломке редуктор целиком заменяется на новый.

Культиватор "Тарпан"мотокультиватор тарпан

По схеме компоновки из этого ряда мощных культиваторов выделяются Т/240 американской фирмы MTD и отечественный "Тарпан". В этих моделях применены двигатели с вертикальным коленвалом, надежный червячный редуктор и сцепление конусной муфтой (у "Тарпана" - автоматическое центробежное). Такая компоновка позволила сделать конструкцию культиваторов модульной, легко и быстро разделяемой на два блока для удобства транспортировки и хранения. Другое достоинство необычной конструкции и в том, что снятый силовой блок может быть присоединен к различным навесным агрегатам. В случае Т/240 это роторная газонокосилка, измельчитель садового мусора, водяной насос, делающие культиватор "универсалом-многостаночником". Стоит отметить еще одну изюминку у Т/240 с двигателем "Tecumseh". У него комбинированная система смазки: обычным разбрызгиванием и под давлением от плунжерного насоса к ключевым узлам, например, к подшипникам коленвала. У "Тарпана" отметим мощный (6 л. с.) и надежный (двухлетняя гарантия) двигатель. С ним "Тарпану" по плечу и тяжелая почва, и целина, и высокая производительность - ширина обработки до 1 метра за проход! За час он может обработать до шести соток. А если лопатой?