Откатные ворота своими руками: теория и опыт участников портала

Упрощаем жизнь - откатные ворота экономят хозяевам и время, и силы, и место на участке. Конструкция, технология создания, личный опыт.

Если за рубежом вместо заборов зачастую – зеленые насаждения, разделяющие участки, и свободный подъезд к дому, то для наших дачных и коттеджных поселков характерны настоящие заборы по всему периметру и ворота. До недавнего времени подавляющее большинство ворот представляли собой распашную конструкцию, однако сегодня все большее распространение получает откатная разновидность. Среди участников портала FORUMHOUSE такие ворота тоже пользуются популярностью.

Конструктив

У консольных откатных (раздвижных) ворот – всего одна створка, которая съезжает (откатывается) в сторону, задвигаясь за полотно забора, не имея контакта с поверхностью. Это значительно экономит свободное пространство во въездной зоне. Кроме того, откатную створку можно снабдить автоматической системой и управлять ею посредством пульта, но даже ручное управление упрощает процесс открытия/закрытия, сохраняя хозяевам время и силы.

Основной узел откатных ворот – комплект из роликов (роликовые опоры) и направляющей балки, еще называющейся направляющим рельсом, который и обеспечивает съезд ворот вдоль забора.

Также используются определенные доборные элементы:

  • Верхний и нижний улавливатели – монтируются на принимающей опоре, обеспечивают надежную фиксацию ворот в закрытом состоянии, предотвращая «гуляние» полотна. Если верхний только стопорит створку, то нижний оснащен опорной площадкой, чтобы ослабить нагрузку на ведущие ролики и направляющую.
  • Поддерживающая шина – монтируется в верхней части ближайшей к роликам опоры, дополнительно фиксирует положение створки.
  • Опорный ролик – монтируется на торец направляющей в передней части, это одновременно и заглушка, и демпфер для смягчения удара при вводе створки в нижний улавливатель.
  • Заглушка – закрывает заднюю часть направляющей, совмещает практическую и декоративную функцию – украшает и защищает от набивания снега.

Чаще всего встречается два способа крепления направляющей и роликов.

  • Сверху – монтажная балка ограничит пропускную способность ворот (не въедет грузовая техника), но минимизирована возможность перекоса каркаса и затруднений в работе, вызванных как этим перекосом, так и налипшим за ночь снегом.
  • Снизу – нет ограничений для техники, при правильном подборе узлов системы и материалов перекосы не грозят, но необходима ровная поверхность вдоль забора для отката створки.

Как среди потребителей в целом, так и на нашем портале более востребована нижняя фиксация основного узла, хотя в определенных случаях не обойтись без верхней.

При всех достоинствах откатных ворот, существенным недостатком считается впечатляющая стоимость готовой конструкции – при заказе в фирме цена может «взлететь» и до сотни тысяч, в зависимости от сезона и выбранных материалов.

В случае самостоятельного изготовления, эта цифра сократится в несколько раз, а технология посильна для домашних умельцев с хорошей инструментальной базой.

Кстати, золотые руки пригодятся не только для монтажа ворот, самостоятельно сделать дому фасад под фахверк, тоже реально.

Чтобы свести траты к минимуму, некоторые умудряются обойтись и без покупки главного узла – направляющей и роликов, заменяя их подручными приспособлениями (профиль, подшипники), но это редкость; покупные системы хоть и стоят ощутимо, но надежнее и «сюрпризов» от них ожидать не приходится. При выборе комплекта для откатных ворот учитываются габариты пролета и створки – чем она длиннее и тяжелее, тем мощнее должна быть направляющая и ролики. Если рабочие нагрузки превысят предельно допустимые, износ узлов ускорится, и они не успеют отработать вложенные средства. Что касается материала колесиков, то современный пластик не уступает металлу по прочности и долговечности (в нормальных условиях эксплуатации), но работает тише – открытие/закрытие идет без звукового сопровождения.

Технология изготовления

Откатные ворота – каркасная конструкция, «обшиваемая» отделочным материалом. Его выбор зависит от общего полотна забора и стилистики оформления всего участка, с одной оговоркой – вес. Это может быть металл, древесина, ковка, поликарбонат или комбинация нескольких видов, вписывающаяся в дизайн. Универсальный металлопрофиль для многих становится оптимальным вариантом и для основного полотна, и для ворот – он легкий, не требует особых профессиональных навыков, сочетается с любыми материалами, приемлемо стоит, долго служит.

Фундамент

Независимо от материалов, из которых будет створка, откатная система нуждается в надежном фундаменте – ролики монтируются на гладкую, зафиксированную в основу поверхность (закладная, банкетка). Для этих целей используется швеллер (обычно с 16 по 20), его длина составляет половину от ширины проема, плюс небольшой припуск (10-20 см). Более надежным считается ленточный фундамент под закладную, вырытый на глубину промерзания (в среднем 1,5 метра). Чтобы предотвратить растрескивание, ленту усиливают арматурным каркасом. К полкам швеллера также привариваются «столбики» из арматуры сечением 12-14 мм, длина кусков равна глубине траншеи. После установки опалубки и арматуры в траншею опускается швеллер, и лента бетонируется. По технологии, после заливки фундаменту нужно дать выстояться 28 дней, чтобы добиться марочной прочности.

Когда позволяет тип грунта, и нет опасности сильного пучения, можно обойтись и упрощенным вариантом – заливается не лента, а столбы, на те же 1,5 метра. Швеллер в этом случае фиксируется в бетоне либо арматурным каркасом, либо металлическими уголками, как у пользовательницы нашего портала с ником mona, создавшей на форуме ветку по теме откатных ворот.

monaУчастница FORUMHOUSE

Со стороны двора буром сделали два колодца – вплотную к фундаменту забора, глубиной по 1,5 метра, на расстоянии 2 метров друг от друга. Вставили в них закладные из уголков 10x10 (толщину железа не помню, но не менее 4 мм) и залили бетоном, над землей уровень получился 10 см (сам фундамент высотой 40 см).

В качестве опор – забетонированные металлические столбы, к которым в последствие приварятся поперечины и комплектующие. Материалом для основного полотна и створки выбран профлист – все металлические элементы конструкции окрашены в цвет изнанки. Изначально система на «ручном приводе», но чтобы в дальнейшем была возможность автоматизации без лишних манипуляций, над закладной из земли выведен ПНД кабель.

Створка

Створка состоит из полотна и противовеса – части, остающейся внутри забора даже при закрытых воротах, это обязательная деталь, обеспечивающая нормальную работу системы. Длина створки зависит от ширины проема, плюс противовес – еще ½ от ширины проема. Полотно должно входить в улавливающий ролик так, чтобы не образовывалось просветов и щелей между створкой и опорой.

Стандартная ширина проема составляет 4 метра, но если есть сложности с углом заезда (на узких улочках), то ее увеличивают.

По высоте ворота либо сливаются с общим полотном, либо входная группа ворота-калитка специально делается выше/ниже, все зависит от дизайна забора и рельефа участка. Когда предполагается общая линия заграждений, не стоит забывать о дорожном просвете (около 10 см) и габаритах направляющей. Поэтому при расчете высоты каркаса стоит отталкиваться не от высоты листа профнастила, а от высоты участка забора, граничащего с воротами.

Для каркаса створки используются металлические трубы. Чтобы конструкция получилась надежная, но не слишком тяжелая, берут трубы с разным сечением для рамы и заполнения. Чем массивнее створка и тяжелее облицовка, тем больше должно быть сечение в силовой части (рама) - 60x30 мм, 60x40 мм, 80x40 мм. Для заполнения же (ребра жесткости) достаточно профиля сечением 20x20 мм или 40x20 мм. Каркас сваривается по заранее выбранной схеме, стыки обрабатываются шлифмашинкой, все металлические элементы каркаса грунтуются и окрашиваются. При изготовлении своих ворот mona воспользовалась рабочей силой в лице брата и супруга.

monaУчастница FORUMHOUSE

Вчера свершилось то, о чем мы мечтали с мая месяца – въезд на наш участок начинается с откатных ворот. Сделаны и установлены руками мужа с помощью брата-сварщика, делали они их два дня.

Речь идет о каркасе и всех элементах системы, обшивка профилем силами супруга проведена позже, так как не получилось подобрать саморезы нужной длины в цвет полотна, шляпки пришлось закрашивать дополнительно.

Платформы основных роликов – регулируемые по высоте, что упрощает подгонку створки «по месту» перед окончательной сборкой, а ширина швеллера дает простор для маневра при креплении самих роликов.

Естественно, все манипуляции сопровождаются постоянной сверкой уровня, чтобы исключить перекосы. Ролики привариваются к закладной по краям, чтобы расстояние между ними было почти равно половине проема – это обеспечит надежную опору для сворки и предотвратит перегрузку и перекос.

Свою откатную систему mona усложнила врезанной в створку калиткой – не было места под отдельную. Это несколько усложнило конструктив и исполнение, но результат ее полностью устраивает. Опасения, что препятствием станет порожек, не оправдались – никто не спотыкается. Так же участников обсуждения волновали возможные сложности в работе ворот зимой, но и тут все оказалось на уровне, как показала практика.

monaУчастница FORUMHOUSE

Зиму наши ворота переживают замечательно – в декабре купили и установили автоматику, откатные ворота (в отличие от распашных) удобны, а автоматические – в три раза удобнее. Снег, слякоть, не выходя из машины управляешь с пульта. О порожек калитки никто ни разу не споткнулся, полотно ворот исправно попадает в концевой ролик. И зимняя эксплуатация и самих ворот, и двигателя прошла нормально.

А участник портала alex_ сделал у себя откатные ворота с верхним креплением направляющей. Его выбор объясняется и отсутствием места под противовес, и тем, что грузовик в любом случае не заедет на участок – сразу за стоянкой под легковушку расположен декоративный пруд. Вместо покупной системы закрытого типа, когда ролики двигаются внутри направляющей, alex_ обошелся самодельной конструкцией на подшипниках.

alex_ Участник FORUMHOUSE

Я отказался от движения внутри желоба и сделал конструкцию на подшипниках – покупал мотоциклетные, с закрытым механизмом. Обильно смазал литолом, почти год все работает нормально. Что характерно, ворота настолько легко "катаются", что пятилетний ребенок мизинцем их открывает.

В качестве направляющей у него швеллер, по верху которого «бегают» ролики, но так как даже при 4 метрах длины створки, имеет место небольшой прогиб по центру, он советует использовать двутавровую балку. Поддерживающая шина крепится на нижнем опорном столбе. Для желающих повторить его опыт – схема конструкции, которую реально доработать под свои условия.

alex_ в дальнейшем устранил проблему прогиба, усилив швеллер, и поставил автоматику – купил готовый комплект, но для желающих сэкономить и на этом моменте, есть полезный совет от другого умельца с портала.

рasiaУчастник FORUMHOUSE

Автоматику откатных ворот можно попробовать собрать на базе автомобильной сигнализации и двигателей центрального замка автомобиля. Двигатели будут включать/выключать кнопки, управляющие двигателем откатных ворот.

С ним согласен cgtw, у которого подобная система работает уже несколько лет. Когда он монтировал откатные ворота, не смог найти отдельного управляющего блока, он шел только с установочными работами. Воспользовался cgtw дешевой сигнализацией, переведя ее в служебный режим.

Полностью изготовить все элементы системы откатных ворот или смонтировать створку и закладные на базе покупного комплекта – каждый решает, исходя из собственных финансовых возможностей и навыков. В любом случае, экономия по сравнению с заказом в профильной фирме – десятки тысяч.

Подробности о разных типах откатных ворот и технологии их установки – в теме на форуме «Откатные ворота своими руками». Чтобы не только въезд, но и передвижения по участку были комфортными, прочитайте статью о самых популярных дорожках. В видео о заборе из профнастила – масса полезной информации для тех, кто решил использовать именно этот материал для основного полотна и ворот.

Комментарии (13)
Беатриче

У меня тоже нет места для калитки. Порожек не хочу, в случае с детской или инвалидной коляской (эта проблема есть) становится очень неприятным препятствием.

8 месяцев назад
0
0

к сожалению чиновники в нашей стране думают так: инвалидная или же детская коляска для них - проблема((( И все делается так, чтобы эту проблему не видеть.

8 месяцев назад
-6
-6

а чиновники тут причем?

5 месяцев назад
0
0
desolator

может вам пандус соорудить? никаких проблем с колясками и тем, кто на ногах приятно будет, перешагивать не надо

8 месяцев назад
0
0

Пандус посреди (да хоть и с краю) ворот? Лучше тогда уж калитку вровень с грунтом рядом с воротами.

8 месяцев назад
0
0
Vit But

а зачем калитка, просто приоткрыл ворота.

8 месяцев назад
4
4
avtomat78

У меня калитка рядом с воротами, так уже забыл когда ею пользовался.

8 месяцев назад
1
1
Львович

Калитка нужна ОБЯЗАТЕЛЬНО. Если уезжаете надолго, например, в отпуск, ворота лучше обесточить.

8 месяцев назад
0
0
Miklz

Где то проскользнуло в начале "ролик с двумя ребордами" - это ролик натяжитель ремня ГРМ в ВАЗ 2108 09. Мало того он эксцентричен - позволяет произвести регулировку. Отлично работают - подшипники закрыты сальниками.

8 месяцев назад
0
0
петро78

я сделал ворота со встроенной калиткой. На всякий случай, когда эл. во отключают ей пользуюсь

8 месяцев назад
1
1
Tatarinjn

Калитка рядом с воротами. Ворота ни разу не отключал за 2 года. Коляска в конце концов тоже транспортное средство, так что велено через ворота, а калитка для пеших. ))

7 месяцев назад
1
1

Как вариант - да. Но, к сожалению, лично мне этот вариант не подходит. Долго рассказывать и объяснять почему, в общем каждый решает для себя сам. Это не в коем случае не критика описанного в статье решения. Оно достойно уважения.

2 месяца назад
0
0
Комментарий удален
7 месяцев назад
0