Ищу профи! Основано на реальных событиях

Как найти грамотных исполнителей, обезопасить строительство и сохранить бюджет и нервы

На бирже FORUMHOUSE можно встретить самые разные заказы: проектирование и строительство домов и бань, монтажные работы, дизайн и ремонт помещений, устройство печей и каминов, изготовление мебели, планирование участка...и многое-многое другое. Но одно из главных преимуществ биржи - возможность оставлять отзывы и давать оценку качеству выполненных работ.

Большинство исполнителей дорожат своей репутацией, стремятся выполнить заказ качественно и получить хорошие рекомендации. Но случается, что не все исполнители набирают "десятку".

Как вести себя заказчику, если что-то пошло не так? И как избежать подобных ситуаций? Рассмотрим на примере конкретных историй с биржи FORUMHOUSE.

История 1: Деньги вперед?

В начале октября Александр заключил договор на поставку и монтаж восьми пластиковых окон. И внес предоплату - 65 тысяч рублей. Срок по договору был 10 рабочих дней, однако ни спустя это время, ни спустя два месяца заказанные окна так и не были поставлены - время исполнения заказа несколько раз переносилось под разными предлогами. В итоге, Александр составил досудебную претензию о расторжении договора и возврате средств и подал заявление в правоохранительные органы, где выяснилось, что он - далеко не первый пострадавший от действий этой недобросовестной компании.

Как избежать подобных ситуаций? Ведь большинство компаний-исполнителей работают строго по предоплате.

Александр Окунев (ник на форуме - mfcn)модератор FORUMHOUSE, главный научный сотрудник  Научно-исследовательского института строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук

Предоплата опасна, верно. Однако работа исполнителя, изготавливающего продукцию по заказу, без предоплаты также практически невозможна. Ведь если не внесены средства, нет никакой гарантии, что заказчик заберет продукцию, а она не серийная, изготовлена по размерам заказчика, продать ее третьим лицам если и удастся, то сильно снижая цену, да и найти их еще надо. Держать склад. В результате возникает патовая ситуация, из которой практически нет выхода.

И все же, снизить риски можно, если, выбирая исполнителя, отдавать предпочтение проверенным компаниям. На бирже это - компании с портфолио и положительными отзывами форумчан, которые, по сути, являются альтернативой традиционному сарафанному радио.

Александр Топоров (ник на форуме - 44alex)строитель

Заказчику полезно обратить внимание, чтобы потенциальный исполнитель вел темы на форуме - это даст дополнительные гарантии безопасности.

Также наш эксперт Александр Окунев советует обратить внимание на наличие у исполнителя действующего офиса, стационарного телефона, готовность подрядчика показать производство, на его техническую грамотность. Если вы намерены сделать крупный заказ, например, на строительство дома или устройство крыши, не стесняйтесь попросить исполнителя выехать на место предыдущих работ и поговорить с бывшими заказчиками напрямую.

Заключайте договор. В нем должны быть указаны ответственные за выполнение работ лица с паспортными данными (сверьтесь с оригиналом паспортов), реквизиты компании, должна стоять печать. Не лишним будет при заключении договора обратиться к юристу.

Дмитрий Галаюда (ник на форуме - Gaser)консультант раздела "Вентиляция" на FORUMHOUSE

На любую сделку с предоплатой необходим договор с детальным описанием предмета договора (максимально возможные спецификации и детализированные сметы, сроки начала и окончания работ, график платежей, ответственность обеих сторон – и не полпроцента в год, а реально бьющая по карману, указание на конкретных исполнителей, подписание уполномоченными лицами, ссылки на нормативные документы и результирующие акты, только подписанные 2-мя сторонами и оформленные приложениями изменения. Обратите внимание, как происходит сама процедура внесения изменений в "рыбу" договора – адекватно или подозрительно легко). Кроме договора – «качественный» документ при приеме любых сумм по системе бухучета партнера и прочие отчетные.

Договаривайтесь только о частичной предоплате, которая перекрывает себестоимость материалов. Или о фактически выполненных и принятых вами этапов работы.

Александр Окунев

Другой момент, что есть еще гарантийные обязательства, требования, что поставленная продукция работает, как надо. Окна не протекают, закрываются, сохраняют тепло, не деформируются от холода. Стеклопакеты остаются целыми со временем. Тут возникают долгосрочные отношения, верить в продолжительность которых, зная только имя исполнителя и его сотовый телефон, на мой взгляд, опрометчиво.

При этом, не стоит бросаться на "супервыгодные" предложения: по крайней мере, стоит перепроверить, чем обоснована такая щедрость. Предложение цен ниже рыночных должно иметь под собой основу в виде и/или больших объемов компании, собственного производства, эксклюзивных позиций на рынке и т.д.

Дмитрий Галаюда

Предложение много ниже рынка если и рассматриваются, то под микроскопом и без всяких предоплат  – недобросовестный поставщик, скорее всего, отпадет еще до вопроса о договоре. Это касается не только сумм, но и сроков, и качества (готовый дом за две недели?!).

История 2: Остался недоволен качеством

Участник биржи FORUMHOUSE Pragadin разместил объявление о поиске специалиста для монтажа деревянной лестницы на металлокаркасе.

Pragadin

После монтажа металлокаркаса у меня появилась масса вопросов по качеству конструкции. Но N уверил: когда все зашьется деревом – будет отлично. В процессе монтажа ступеней выяснилось, что проступь ступени и ее высота не соответствует проектной. Расхождение проступи в 2 см, а высота ступеней везде разная. Конечно, такая работа принята не была, и я попросил N переделать каркас.

Однако заказчика ждал еще один неприятный сюрприз: во время работы по переделке каркаса N использовал болгарку, искры от которой испортили плитку на соседних стенах. Ее пришлось сбивать, заказывать новую. Кроме того, исполнитель "забыл" сделать в ступенях паз для светодиодной подсветки, объяснив отступление от задания отсутствием фрезы.
 

Pragadin

Деньги за работу N просит перевести ему на карту. Я отказываю, с просьбой приехать для приведения лестницы в надлежащий вид, и напоминаю N, что до начала работ мы условились все оплаты производить по факту выполненных работ. Спустя месяц я начал получать звонки от коллег N, с угрозами и требованиями отдать деньги.

Как избежать подобных ситуаций? Как грамотно сформулировать исполнителю критерии качества выполненных работ? И что делать, если качество действительно оставляет желать лучшего? Ведь просто не платить - тоже не решение проблемы.

Чем более точно поставлена задача и прописаны в договоре критерии качества и сроки начала/окончания и исполнители, тем лучше будет результат, - считает Дмитий Галаюда.

По мнению эксперта, если речь идет о «простой продукции» типа лестницы, необходимы:

  • Договор и техзадание с приложением полного проекта, где будут указаны все размеры и критерии качества. Ссылка на нормативные акты, если заказчик знает, о чем речь, и видел эти акты.
  • Максимально полная спецификация с характеристиками используемых материалов и технологий.
  • Технически грамотный контроль качества материалов и точности исполнения на нужных этапах.

До начала работ обязательно провести инструктаж. В процессе полезно вести контроль, сделать протокольные фото или видеосъемку и, в случае отклонении от «намеченной линии», останавливать дальнейший ход работ.

Дмитрий Галаюда

В данном случае можно было прекращать на этапе сварных швов, отсутствия их обработки и грунтовки, чтобы прекратить нарастание кома проблем. Перезаключение договора происходит на условиях исправления допущенных огрехов.

Александр Топоров

Отмазка с фрезой вообще смешная для тех, кто имеет отношение к столярничеству. Совет заказчику: чтобы сформулировать требования по качеству, посмотрите готовое изделие данного исполнителя (хотя бы элемент на стенде), сфотографируйте и оговорите, что качество должно соответствовать образцу.

Как возместить ущерб за испорченные строителями вещи, не относящиеся к заказу (в данном случае - за плитку в коридоре)?

Прописывайте в договоре ответственность за вред, причиненный в процессе работы, гарантии исполнения обязательств (вплоть до внесения страховой суммы при особых условиях работ), пени за нарушение сроков и прочие «мотивирующие» пункты.

История 3: О несоблюдении сроков и контроле денег

Весной 2015 года Bellerofonte задумал построить каркасный дом площадью 155 кв. м. в Подмосковье. И начал поиски подрядчика, который выполнил бы комплекс работ - от устройства фундамента до отделки фасадов "под ключ". Был выбран исполнитель из Ярославля, дом построен, но, по мнению Bellerofonte, не все на стройке шло гладко.

Bellerofonte

Из пяти полных месяцев, что N строил мне дом, два с лишним стройка простаивала по его вине. У меня на объекте за все время он появился раз 5 или 6 (не считая знакомства с проектом и участком). Месяц каркас мне ставили двое рабочих вместо обещанных трех, что также не способствовало продвижению стройки. В итоге, когда в конце октября дом еще не был утеплен, а очередная бригада (всего на моей стройке отметились 3 бригады строителей и 1 бригада отделочников) задерживалась на 2 недели, мне пришлось нанять вторую бригаду, чтобы они параллельно продолжали стройку. На что N обиделся, отказался от дальнейшего сотрудничества, кинул меня на деньги (не самые большие, но сам факт!) и уехал.

По завершению работ, Bellerofonte проанализировал собственные ошибки:

  • Не стоило начинать работу и перечислять аванс, пока не был подписан план-график с четким указанием сроков и штрафов за их нарушение.
  • Следовало менять бригаду при первом же подозрении, что что-то идет не так.
  • Жестче контролировать деньги и требовать отчетные документы.
  • Тщательнее подойти к составлению сметы, т.к. предложенную строителями смету в итоге пришлось умножать на 1,5-2, что привело к увеличению стоимости дома и торможению стройки.
Дмитрий Галаюда

Неподготовленный заказчик нечетко поставил задачи, сам нарушал договор. При этом и исполнитель договор нарушал (при составлении не дополнил сроками – это «выгодно»). Нарушения и проблемы налицо прежде всего потому, что договор был плохо подготовлен.

Как определить профессионализм строителей до начала работ? По мнению нашего эксперта, стоит обратить внимание на:

  1. Наличие профильного образования и стажа работы (может быть, даже копия трудовой помогут). Лицензии для видов деятельности, подлежащих лицензированию. Сертификат о прохождении подготовки.
  2. Положительные отклики (именно с технической точки зрения, а не рекламные), рекомендации.
  3. Имеет смысл провести проверку знаний исполнителя, заранее подготовив вопросы (самостоятельно или с привлечением консультантов). Обратить внимание на то, как исполнитель ведет себя на этапе составления/уточнения технического задания, подписания договора. Грамотные специалисты никогда не будут работать без детального проекта, техзадания на проектирование и четкого полного договора.

Одним только документам доверять также не следует, ведь их можно подделать, считает Александо Торопов.

Александр Топоров

Сертификаты и лицензии исполнителя - в топку. Бумажки легко покупаются и совершенно ничего не гарантируют. А вот сертификаты на приобретаемые строительные материалы (основные) не плохо бы сохранять.

Как составить правильную смету? Увы, здесь помочь сможет только подготовленный сметчик. Можно и нужно пытаться вникать, чтобы защитить себя и свой бюджет. А лучше всего заказать профессиональную экспертизу проекта, чтобы исключить ошибку и намеренное повышение цен (в случае, если на стороне исполнителя сметчик специально "работает на повышение").

Дмитрий Галаюда

Очень часто экспертиза ценой в 5-10 тысяч рублей (даже в 50 тыс.руб. или «бесплатная» в режиме общения на форуме) сохраняет раз в 10 больше денег (или несколько млн. руб. на доме) и огромную кучу нервов (с обеих сторон). Даже просто поставив Исполнителя в известность о своих намерениях (провести экспертизу для уменьшения ошибок) перед составлением сметы, мы можем подвинуть Исполнителя в сторону условной «честной торговли».

Как найти общий язык с заказчиком?

FORUMHOUSE провел мини-опрос среди исполнителей, чьи анкеты пользуются неизменным успехом на бирже.

Павел Никоновпроектировщик

Вряд ли можно сказать, что я хорошо лажу с заказчиками. Я придерживаюсь в работе с заказчиком фундаментального принципа о том, что, скорее всего, он неправ. Ведь если бы он был прав, то кто бы ему мешал самому сделать себе проект? Зачем в таком случае нужны мои услуги? И недаром ли я ем свой хлеб? Поэтому я себя я ставлю в позицию критика и никогда не спешу удовлетворять требования заказчика с первого раза, давая ему подумать над моими предложениями подольше. Но конечно, в любом случае последнее слово всегда за заказчиком. В общем, я стараюсь относиться к клиентам, как к своим детям, - с любовью (которая не есть потакание) и сделать так, чтобы они свой проект довели до идеала, устраивающего нас обоих. Ведь в будущем каждый гость этого дома станет моим потенциальным клиентом.

Екатерина Березоваархитектор-дизайнер группы "Феникс"

Доверие, понимание, отзывчивость, профессионализм, общительность, внимание и доброта! Те люди, которые это принимают, понимают и сами излучают - работают с нами. Да, бывало, что приходилось отказывать клиенту: начинали работу, советовали, консультировали, подгоняли под нормы и расчеты, а человек не понимал, что так, как хочет он, сделать нереально - по крайней мере, на наш профессиональный взгляд.

Сергей Надежастроитель-проектировщик

Правила простые. Сначала нужно понять, что именно в итоге хочет видеть и иметь клиент, в какую сумму он рассчитывает уложиться. Самое главное, доходчиво объяснить все нюансы, которые могут возникнуть при работе, составить смету - желательно расписать все до мелочей. Затем остается только честно и грамотно выполнить работу. В случае, если возникают какие-то конфликтные ситуации, стараюсь их сгладить и понять, почему они возникли.  Если вина наша, прошу извинения и исправляю ситуацию. Главное, вести себя корректно и не хамить, а стараться помочь людям, по возможности, сэкономить при строительстве время и деньги.