Германские зодчие, дизайнеры и живописцы дали свой ответ на русский конструктивизм – Баухаус

Это учебное заведение было открыто в 1919 г. и упразднено в 1933-м национал-социалистами, пришедшими к власти. Именно в этом заведении получил развитие одноименный стиль архитектуры и дизайна. Его идеологи продвигали Баухаус не только как стиль, а как определенный образ мышления.

В 1919 году основатель школы Вальтер Гропиус так описал ее цели: «Баухаус стремится объединить … все искусства – скульптуру, живопись, прикладное и изобразительное искусство как неотделимые компоненты новой архитектуры». Приверженцы Баухаус стремились объединить различные направления искусства и промыслов и повысить статус ремесел: дизайнерских, мебельных, технических, к примеру – изготовление бытовой техники. И картина, и стул, и чайник считались равнозначными предметами интерьера по всем заключенным в них составляющим: технологической, идейной, художественной.

Баухаус воспевал чистые линии, лаконичность, простоту и рационализм, которые должны были способствовать утверждению практичности и функциональности создаваемой среды. Рождаемые в духе этого направления проекты основывались на экспериментах со строительными материалами, приветствовалось использование передовых технологий. Не случайно идеологи Баухаус заинтересовались гипсокартоном. Ведь этот продукт позволял не только реализовать самые смелые дизайнерские фантазии, но и повысить эффективность технологических процессов.

Сторонники Баухаус находили много общего в своей идеологии с масонством, которое в Средние века создавалось гильдиями на основе личного уникального представления о мире и мысли о равноценности всех искусств и ремесел. Теоретики этого движения сотрудничали с ведущими представителями различных отраслей промышленности и стремились создать сообщество, независимое от государства. Пришедшие к власти нацисты увидели в деятельности приверженцев Баухаус серьезную угрозу. Как результат, в 1933 году школу закрыли. Убегая от преследования, многие приверженцы движения переехали в США, где продолжили свою деятельность.

И все же, после  окончании второй мировой войны, в 50-х гг. течение Баухаус вернулось к жизни. Благодаря министру экономики Людвигу Эрхарду Германия превратилась в «Экономическое чудо». Строители начали возводить первые новостройки, придерживаясь главных принципов стиля – практичность, функциональность, простота. Фольксваген «жук», Мопед Веспа и частный дом стали символами «экономического чуда». Братья Карл и Альфонс Кнауф также внесли свою посильную лепту в возрождение строительной индустрии.  Они использовали гипсовые штукатурки и, немного позже, – гипсокартон. Так, компания КНАУФ начала расширяться.

Больше об эволюции гипсокартона читайте здесь.