Ар Нуво (он же Модерн), как стиль архитектуры, родился почти одновременно с гипсокартоном, с разницей в несколько месяцев

По исследованиям некоторых специалистов, день рождения стиля приходится на 1 января 1895 года. В это время на парижских улицах можно было увидеть афишу чешско-моравского живописца Альфонса Мухи, представлявшую спектакль «Жисмонда» c Сарой Бернар в главной роли. А дата рождения гипсокартона – 1894 год.

Модерн – это перерожденный рококо. Чувственность этого стиля воплощена в плавных, извилистых линиях. В сюжете обязательно присутствуют природные мотивы. Но основное в модерновых произведениях – это асимметрия. Все эти черты характерны для рококо. И все же, у модерна есть отличия. Этот стиль – более демократичный, но одновременно, – и более утонченный, чем его предшественник. В идее рококо обозначено торжество природы человека со всеми его страстями, которые символизировало, например, пламя, нередко копировавшее китайскую роспись на изделиях из фарфора. В модерне же больше видно влияние Японии. В основе восприятия мира синтоистов – культ гармонии и спокойное, безропотное любование природой, а все, что нарушает гармонию, – это грех. Создатели ар нуво находили гармонию в изящных линиях, словно воссоздающих нежные очертания травы, слегка пригибаемой ветерком, или водорослей, потревоженных легким течением.

Модерн символизировал вдохновение. Люди искусства – художники, архитекторы и другие, творившиеся в этом стиле, – искали себя, пробуя новые материалы, изучая их свойства, способные окрылять и воодушевлять. Гипсокартон как нельзя лучше подходит искателям той эпохи. Именно этот материал предоставляет безграничные возможности для творчества и дизайна, так как из КНАУФ-листа рождаются криволинейные поверхности разных радиусов и размеров.

Но, к сожалению, пока гипсокартон активно и уверенно доказывал свое право на существование, солнце модерна уже зашло. Жизнь этого стиля оказалась слишком быстротечной. И все же, история ар нуво (модерна) этим не завершилась. В 1960-70 гг. этот стиль снова стал популярен благодаря психоделическому року, который зафиксировал своё визуальное воплощение в стилистике переходной эпохи XIX-XX вв. Афиши концертов и обложки альбомов популярных в то время групп стали заново возвели на олимп шедевры Альфонса Мухи.

Больше об эволюции гипсокартона вы можете узнать здесь.

Комментарии (0)