Оконные наличники могут поведать нам много интересных историй. Фотограф Иван Хафизов уже несколько лет разгадывает их тайны

У московского фотографа Ивана Хафизова необычное амплуа: вот уже несколько лет он ездит по городам и селам России и снимает наличники. Сейчас в коллекции Ивана – свыше семи тысяч фотографий из 102 городов центральной части страны, Урала и Сибири, многие из которых он выкладывает в виртуальном музее резных наличников. Этот некоммерческий проект фотограф запустил четыре года назад, решив показать всему миру красоту русского деревянного зодчества. Пройдет совсем немного времени, и большинство наличников, которые сегодня снимает Иван, можно будет увидеть только на фотографиях.


Какие секреты хранят в себе наличники, зачем в прежние времена их устанавливали на окнах, и чем современные деревянные кружева отличаются от работ мастеров XVIII-XX веков, Иван Хафизов рассказывает читателям forumhouse.ru.


Ставни – от солнца, ветра и медведей

– Я никогда не жил в доме с наличниками и даже лето проводил не у бабушек в деревне, как многие, а в Казани, поскольку все мои предки еще в XIX веке перебрались из сел в города. Но летом 2007 года, оказавшись в командировке в Энгельсе Саратовской области, я гулял по городу с фотоаппаратом и, по большей части от скуки, начал фотографировать разноцветные ставни на деревянных домах. Домов было много, краски местные жители не жалели, поэтому иногда встречались совершенно безумные цветовые сочетания. В общем, из этой командировки домой я привез штук больше полутора сотен фотографий разноцветных оконных наличников. А через месяц была поездка на велосипедах по Ярославской области, когда оказалось, что наличники на окнах Ростова Великого совершенно иные, нежели те, что были в Энгельсе! В этот раз я стал их снимать уже совершенно осознанно и методично — от дома к дому, пытаясь разобраться в том, чем они похожи и чем отличаются…

                                                 Наличники со ставнями в Нерчинске, Забайкальский край


Первое различие – в наличии или отсутствии ставней. И что интересно, везде ставни имели разную функциональность. На севере – летом полярный день, и люди закрывают ставни, когда ложатся спать, чтобы свет не мешал. В Поволжье очень солнечно – ставни закрывают днем, чтобы дом не нагревался. А за Уралом ставни защищали от сильного холодного ветра. Раньше они и назывались – вставни и были не на петлях, а просто вставлялись за ручки. А одна женщина, выслушав меня внимательно, сказала, что в Якутии ставни – от медведей.


Самые старые наличники, которые я снимал –  в Иркутске, в доме постройки 1760 года. Это четыре дощечки-планочки, самые обычные. Их главная задача – закрывать зазор между рамой и стеной, не пропускать ветер. Позже, в XIX веке, над окном стали вешать еще и наклонную дощечку, которая защищала от дождя – таких наличников много в Финляндии. У нас они тоже встречаются, но красоты в них пока еще нет.

Более поздние наличники можно разделить на две группы – народные (их резали мастера-самоучки) и архитектурные, которые заказывали у профессиональных резчиков помещики или купцы. Вологда, Тюмень, Новосибирск – города, где резьба по дереву имитирует большие стили: барокко, классицизм, модерн. А народные наличники выглядят не так вычурно, хотя мастера иногда и стремились повторить элементы, виденные на окнах у богатого барина.

                                                                                Вологда

Солнце, поля и драконы

– Иногда даже самый простой наличник может увести в настоящие дебри. Какое послание зашифровал резчик в вычурных узорах? Кто владел домом и какова его история? Если изучать наличники «вглубь», не хватит и целой жизни, чтобы узнать все о каждом из них. Поэтому я стараюсь делать упор на сравнении наличников между собой.


Какие символы можно встретить на наличниках? На первом месте, конечно, солнце – вырезали его и в советское время, продолжают и сейчас. Следом по популярности идут растительные орнаменты. В Ярославской, части Ивановской, Московской и Тверской областях на наличниках можно увидеть змей и драконов. В Ростове Великом я нашел наличник сразу с пятью (!) драконами. Змей не боялись, их привечали – у хорошей хозяйки под домом всегда жил ужик, защищавший от мышей не хуже кота. В некоторых книгах пишут, что встречаются символы земли – ромбы с пересекающимися диагональными полосками (пахали поле сначала вдоль, потом –  поперек). Но я нашел этот символ лишь на двух наличниках из семи тысяч. Даже звезда Давида – традиционный еврейский символ – встречается чаще, у меня их штук семь. Есть на некоторых наличниках и пятиконечные звезды – символы советской эпохи.

                                                            Драконы на наличниках в Ростове Великом


В Кижах я сфотографировал интересный наличник со знаками, похожими на римские цифры – IXXI. Экскурсоводы рассказали местную версию о том, что они обозначают, Первый крестик – глава семейства, второй крестик — его младший брат. Палочка слева — его сын, а справа — его второй сын. И в итоге получается, что дом принадлежал второму сыну брата главы семейства. Но в отличие родовых символов, такие обозначения могли появиться на домах сразу нескольких неродственных семей.

В Красноярском крае на многих, даже современных, наличниках можно увидеть  древний родовой символ в виде перевернутых вил. Монгольские родовые знаки называются «тамга», а этот, с вилами — «тарак-тамга». Похожая тамга, например, была родовым гербом династии Гиреев, которые долгое время правили Крымским ханством.

                                                         "Тамга" на наличниках Красноярского края


На мой взгляд, заблуждение, что все мастера знали и понимали значение узоров, которые они вырезали, и это сакральное знание передавалось. Мне кажется, это не так: вырезали, потому что у деда и у соседа так было, или модно так было. Я недавно видел – снимают наличники с окон. И спрашиваю: «Зачем вы это делаете? Красиво же!». В ответ услышал: «Раньше модно было, сейчас – не модно. Вот и снимаем». Все просто.


Рыжие с зеленым

– В моем архиве много фотографий, где старинные наличники служат оправой теперь уже пластиковым окнам. Поначалу их даже снимать на камеру не хотелось. Но потом понял, что это неизбежный процесс – невозможно, когда у тебя постоянно дует из окон. Людям хочется тепла и комфорта, и у них два варианта: снять наличники совсем или оставить их, установив пластиковые окна. И второе решение заслуживает уважения и всяческого поощрения. Конечно, сегодня можно установить и современные деревянные окна с хорошими стеклопакетами, которые будут выглядеть более эстетично, но пока они не очень популярны, потому что стоят дороже пластиковых.

                                                                         г. Юхнов, Калужская область


Вместе с увяданием наличников, созданных мастерами после войны и до революции, появляются и новые. Сейчас среди резчиков есть два движения – те, кто делал наличники еще при советском режиме и продолжают работать, и новая волна – молодые ребята 25-30 лет. И наличники двух этих групп кардинально отличаются друг от друга. Первые вырезают по-старинке: по книгам или копируя увиденное у соседа. А молодежь старается привнести свое, использует новые технологии: запрограммировал на станке с ЧПУ – раз, все готово. И вместо наличников получается погонажная доска. К технологиям нужны знания, а книг, которые бы описывали архитектуру наличников, до сих пор нет – для мастеров существуют сугубо технические издания или те, что рассказывают о славянских знаках. Поэтому моя мечта – издать книгу, в которой будут собраны фотографии и описания наличников со всех регионов нашей необъятной страны.

                                                                            Томские наличники


Показать действительно есть что! Когда я впервые увидел томские дома, то был заворожен игрой черного и серебра. В основном наличники в России делали из сосны, но под влиянием климата выцвела она везде по-разному. А ведь в XIX веке эти деревянные строения были крашены в голубую, белую и даже в зелено-оранжевую гамму – люди жили в радостных домах. Перестали красить от бедности в 20-30-е годы прошлого века. Если посмотреть фотографии Прокудина-Горского начала XX века, то там еще нет некрашеных окон. Ведь лаки, морилки, масла, позволяющие сохранять фактуру природного материала, появились не так давно, и прежним мастерам важнее было сохранить само дерево, а не его рисунок.


Избы и люди

– В поездках радуешься не только резным находкам, но и встречам с людьми, живущими в этих старинных домах. Хотя встречают по-разному: кто приветливо – интересуются, не насчет починки ли дороги я приехал, а кто и полицию грозится вызвать. В маленьких городках и деревеньках обычно фотографируешь один дом, а на другом краю села о тебе уже знают.


А однажды я гулял в Омске, снимал местные наличники, и ко мне подошел огромный бородатый дядька. «Наличники фотографируешь? А-а-а…эти тоже мы делали!». Так ранним утром, в будний день в незнакомом городе я встретил мастера наличников, которые только что запечатлел на камеру. Звали его Хоттабыч. Вот так свезло!

Досье: Иван Хафизов, 34 года. Окончил МПГУ, по образованию – преподаватель математики и информатики. По призванию – фотограф, помимо увлечения наличниками, занимается интерьерной и свадебной фотосъемкой. Женат, воспитывает двух дочек.


Если вы хотите украсить дом деревянным кружевом, посмотрите наше видео о том, как воссоздать элементы русского зодчества на своем участке. И почитайте советы наших форумчан, увлекающихся художественной резьбой по дереву. Идеи, как облагородить крыльцо, вы найдете в этом материале.


Комментарии (8)
Беатриче

Большое спасибо Ивану за то, что сохраняет историю хотя бы в виде фотографий, такого ни в одном настоящем музее не увидишь! Сайт у него очень интересный, давно любуюсь! Молодец! Глядишь, кто-то и возьмет себе на заметку такую красоту и продолжит ее жизнь у себя дома!

1 год назад
0
0
    Юрий

    Класс!!! Строю свой дом сам, размышляю о разумных, приятных и оригинальных украшениях. Учту.

    1 год назад
    0
    0
      Василий

      Я удивлен, что человек, потративший ( другого слова не подберу) столько времени на фотографирование наличников, так и не знает истинного предназначения. Стоит просто спросить любого древоремесленника - к примеру ромб с 4 точками, символ засеянного поля, другими словами - дом полная чаша, чтобы Лихо в дом не ходило. Наличник - это оберег на окно, так же как есть обереги на дверь, свою землю ввиде разного штакетника.

      1 год назад
      0
      0
        Светлана

        Какие же красивые дома получаются, когда окна так украшены. Как редко сейчас в наш не бедный век можно увидеть хорошо оформленные окна. А так дома стоят как слепые. Спасибо Ивану, может быть его стараниями "зрячих" домов станет больше...

        1 год назад
        0
        0
          Ivnik

          Цитата: "Я удивлен, что человек, потративший ( другого слова не подберу) столько времени на фотографирование наличников, так и не знает истинного предназначения.." А я удивлён, что есть беспардонные всезнайки! Спасибо Ивану за увековеченную красоту!

          1 год назад
          0
          0
            Вадим

            Согласен с Ivnik , а Иван делает очень хорошее, полезное дело.

            1 год назад
            0
            0
              Алексей

              Болел этой же болезнью на рубеже веков. Ездил по деревням и фоткал. Еще нормального фотоаппарата не было. Во всем согласен с автором. Не было ни какого "сакрального" знания о наличниках и прочих резных украшениях. Даже если в деревенских узорах "городской" умник начнет выискивать всякие солнцевороты, макоши, даждьбоги, то сильно огорчится. Даже если орнамент и будет напоминать, то это всего лишь элемент декора и не больше. Причем в самых отдаленных уголках, нетронутых цивилизацией, убранство домов самое бедное и скучное. Выяснилось, что в конце 19 начале 20 века резные элементы продавались на торгу в массовыми тиражами. Как табуретки в Ikea. Художественной ценности в основной массе не представляли тогда и не представляют сейчас. Еще одно замечание - это мода. Закат Российской империи характеризуется эдаким национальным стремлением ко всему рус-с-с-каму. И резьба была невероятной красоты, и вся не исторической. Это только стилизация. Тоесть вокруг паровозы и аэропланы а мы ... Дерево почти все сгорело, да попортилось и ничего до нас не дошло. Еще один аспект. Расцвет "резьбовых " промыслов возможно был спровоцирован политикой Святейшего Синода. Первоначально, все резчики, и каменщики кстати, все были расписаны по разным артелям. С открытием сезона мастеров распределяли на разные ударные стройки и ни кто ни кого спрашивал о его желании. Но и работали они за деньги. Потом монастыри и церкви сами стали нанимать работников, а вот артельные мастера переключились на бытовые предметы массового производства. Раньше резали иконостасы, теперь наличники. Оказалось, что наибольший запас красивой резьбы всегда был у меня под носом, в центре города, в двух трех остановках троллейбуса.

              1 год назад
              0
              0
                ляп тяп

                Вот бы запустить какую-нить государственную программу по сохранению культурных ценностей России. В данном случае архитектурных украшений зданий с хх по хх век, год. С сохранением информации (фотоматериалов) на жестком диске в хранилище РФ. Если народные песни, танцы, узоры одежды уже утеряны то здесь просто кладезь- жирный пласт истории. А организовать всё как конкурс где зарегеные пользователи сохраняют фото в определённом качестве проименованное адресом окна. Лучшему в подарок приору в узорах хохлома :)

                1 месяц назад
                0
                0