Расстановка вещей, вбирающая в себя всю организационную сторону современного домашнего интерьера, не вполне, однако, исчерпывает собой систему внутреннего убранства жилища - систему, основанную на оппозиции структуры пространства и его среды.


кухни и дизайнКак правило, технический императив расстановки реклама всегда сопровождает культурным дискурсом «среды», иллюстрирующей собой «близость к природе» или «контроль над техническими приспособлениями».

Оба члена оппозиции расстановка-среда структурируют одну и ту же практику домашнего пребывания; это два аспекта одной и той же функциональной системы бытового пространства, но и в том и в другом реализуются смыслы игры: для расстановки - это игра функциональности, позволяющей комбинировать пространство так, чтобы операции труда были либо увлекательны, либо экономичны по затратам усилий; для среды - это привносящая мотивы творчества игра красок, материалов, форм...

Черно-белое и естественно-природное

Краски традиционно наполняются морально-психологическими смыслами. Человек любит тот или иной цвет, у него бывает свой цвет. Или же цвет диктуется внешними факторами - событием, церемонией, социальной ролью. Или же он составляет

ЭЛЕГАНТНОСТЬ И ШИК

Эта высокотехнологичная модель с черными створками фасадов и необычными поверхностями из жаропрочного стекла. Это каленое стекло обладает уникальными оптическими свойствами: при попадании лучей света на такую поверхность она обретает эффект внутреннего свечения нежного зеленоватого оттенка.

принадлежность определенного материала — дерева, кожи, полотна, бумаги. Но главное все же в том, что краска ограничена формой, не ищет других красок, не обладает свободной сочетаемостью. Традиционно цвет предмета подчинен его внутреннему значению и замкнутости его контуров. Даже в таком свободном церемониале, как мода, цвет в немалой мере осмысляется не сам из себя - он служит метафорой определенных культурных значений. На наиболее упрощенном уровне символика красок «растворяется» в психологии: красный цвет - страстный, агрессивный, голубой - знак спокойствия, желтый - оптимистический... Краски имеют свой язык, так же как цветы, сны, знаки зодиака.

Респектабельный буржуазный «шик» заключается помимо прочего в устранении видимостей в пользу сути; поэтому черное, белое и серое (металлизированное) составляют не только минимальную степень красочности, но также и парадигму социального достоинства и морального «стэндинга», столь ценимых в обществе конвертируемых ценностей. В то же время цвета, встречаемые в живой природе, допускаются и приветствуются, но обязательно в «превращенном» виде: непременным условием качественной кухонной мебели является высокотехнологическая обработка, например, деревянных элементов декора.

Из-за того, что предметы обстановки в эпоху вариативного мышления сделались подвижными элементами в децентрализованном пространстве, а структура их стала более легкой, для их изготовления применяется древесина, более податливая замыслу творца (тик, палисандр, эбеновое дерево). Причем, как правило, окраска этих пород уже не совпадает с традиционным цветом дерева, но проявляется в более светлых или более темных вариантах, зачастую в сочетании с полировкой или лаком (или, наоборот, намеренной «необработанностью»); в любом случае, и цвет, и материал оказываются во власти дизайнера или «активного» потребителя, а вся вещь становится предметом умственной манипуляции, креативного потенциала человека.

Стоит отметить, что дизайнеры кухонной мебели не ограничиваются исключительно комбинированием материалов и предложением потребителю выбирать более приглянувшийся ему вариант цветового решения тех или иных элементов. Декорирование осуществляется и «игрой» лаковых покрытий, позволяющих посредством сочетания бликовых и глянцевых лаков и эмалей наносить «кружева» на фронтальные поверхности.

На пути к компромиссу с природой

кухни и дизайнКонечно, современная вещь - вещь в первую очередь функциональная. Но было бы совершенно неверно говорить о том, что функциональность подавила собой символический аспект окружающих нас предметов. Он не всегда эксплицитно выражен, но присутствует в «имидже», позволяя гуманизировать сферу чистой функции. Особенно это заметно в стремлении к компромиссу с природой путем сохранения в дизайнерских композициях натуральных материалов и даже придании им значения главенствующих элементов.

Фасады, покрытые красным лаком с глянцевым блеском, и металлические поверхности прекрасно сочетаются со всеми декоративными деталями кухни. Металлическая окантовка подчеркивает урбанизм модели.

По аналогии с особенностями восприятия цветовых гамм можно сказать, что каждому из применяемых в производстве кухонь материалу может быть поставлено в соответствие психологическое значение, акцентирующее внимание на том, каким образом выполняется функциональное предназначение материала. Так, например, металл подразумевает собой жесткую рассеченность пространства, дерево - укрытие и защиту, прозрачное стекло - контроль, тогда как матовое - загадку для непосвященного и «преодоленную» тайну для владельца мебели. При этом наблюдаемое в настоящее время смешение стилей в дизайне пространства кухонь с неумолимостью влечет за собой и более широкое, нежели прежде, комбинирование материалов, используемых при изготовлении кухонной мебели. Уже никого не удивляют металлические ручки, ставшие привычными в сочетании с деревом дверок шкафов и ящиков, или сочетание, применяемое в производстве фасадов кухонь, когда «теплые» шпонированные элементы обрамляются рамками из «холодного» алюминия или нержавеющей стали.

Дизайнеры современных кухонь стремятся привнести в собственные творения элементы, свидетельствующие о нерасторжимой связи человека и естественной природы. Связи, поставленной под сомнение веком высоких технологий и ощущаемой сегодня лишь как ностальгическое стремление вырваться из-под условностей урбанистического гнета. К таким элементам нужно отнести столешницы так называемого «скального типа», чьи боковые поверхности обрабатываются либо вручную (если столешница изготовлена из натурального гранита), либо по технологии, имитирующей сколы, характерные для ручного обтесывания камня (если столешница выполнена из камня искусственного).

Гигиеничная пластичность

кухни и дизайнВместе с тем технический прогресс позволяет потребителям не замыкаться в мире натуральных материалов. Современное широкое применение композитов обусловлено во многом «пластичностью» этих материалов, не всегда достигаемой использованием естественных субстанций. Стойкие к воздействию агрессивных сред (в первую очередь кислот), легко подвергаемые полировке, позволяющей обновить внешний вид покрытия, эти материалы сегодня незаменимы при производстве столешниц или боковых панелей предметов мебельного ансамбля, например барных стоек или вытяжек. Более того, современные композиты, производимые на основе природных минералов и акриловой смолы, открывают перед разработчиками мебели возможности создания новых форм, наиболее ярким примером чего могут служить завоевавшие популярность бесшовные поверхности (например, раковины, вплавленные в столешницу из композита, не меняют топологию поверхности рабочего пространства и позволяют создавать безупречные плоскости). Производимые в виде листов искусственные композиты затем соединяется особым сверхпрочным клеем. В таких соединениях отсутствуют видимые швы и стыки, поэтому создается впечатление, что весь объемный предмет представляет собой монолит. Дизайнеры же получают уникальную возможность не ограничивать себя в размерах и формах. Кроме того, бесшовная поверхность является более гигиеничной, так как исключены характерные места загрязнения, какими обычно бывают швы и стыки. Новые синтетические материалы стали причиной и появления новых тенденций в непосредственно проектировании элементов мебели. Сегодня весьма популярным конструктивным решением, во многом определяемым наличием практичных композитов, является установка очень тонких, не более 1,5 см, столешниц. Нержавеющая сталь, очень часто используемая при проектировании такого элемента кухонь, как алзатина (пристеночный бортик), удачно дополняет задаваемый композитами пространственно-цветовой ритм. Причем свежая тенденция создавать бортики высокие, до 17-18 см, в сочетании с тонкой столешницей, сменила противоположное сочетание - массивная столешница в сочетании с бортиком узким. В дополнение к этому пути развития конструкторской мысли проявляется и стремление дизайнеров проектировать утолщенные дверцы шкафов (30 мм) и навесных полок. Таким приемом разработчики кухонь на символическом уровне подчеркивают надежность создаваемой ими мебели и ее долговечность.

Свечение соблазнакухни и дизайн

Не менее богат коннотативный ряд, порождаемый стеклом - одним из самых загадочных материалов, используемых человечеством с испокон веков. Но одновременно с яркой историей стекло обладает и вызывающим восхищение внутренним богатством, которое позволяет концентрировать в предметах из этого материала творческий потенциал художника. Все более широкое применение стекла в производстве, например, дверок навесных конструкций в кухнях последних моделей оказывается возможным благодаря развитию технических способов придания этому материалу разнообразных свойств. Стекла с зеркальным эффектом, с металлизированным покрытием (наиболее распространен бронзовый отлив, хотя технологических ограничений для работы фантазии нет - металлический блеск может иметь и иные цвета), обработанные по технологии лакокрасочного напыления, встречаются часто • и весьма удобны для задания особой пространственной ритмики. При этом самым важным и непреходящим свойствам стекла остается его гармоничность со светом - светом, отраженным бликую-щей поверхностью, остановленным красочным покрытием на стекле, пропущенным стеклом прозрачным и откорректированным стеклом матовым.

Именно светоносность делает привлекательным для дизайнеров стекло каленое, которое органично смотрится в качестве материала для производства столешниц. Помимо своей прочности оно обладает и уникальными оптическими свойствами: при попадании лучей света на такую поверхность она обретает эффект внутреннего свечения благодаря технологически измененной (температура закаливания - не ниже 600° С) структуре своего материала. Одновременно с этим стекло предъявляет и символику «замороженное™», «застывания»: стекло в высшей степени воплощает в себе фундаментальную двойственность «среды» - близость и дистантность, интимность и отказ от нее, сообщительность и несообщительность. Метафора стекла - это феерия фрустрации и тяга соблазна. Стекло образует прозрачность без проницаемости: сквозь него видно, но нельзя прикоснуться, оно как бы намекает, что мгновение можно остановить, зафиксировать и продлить в текучем времени, поскольку жест человека всегда наткнется на непреодолимую границу, которой - парадоксальным образом - нет для взгляда.

Комментарии (0)