Как театр начинается с вешалки, так и любой дом начинается с дверей. И в этом больше смысла, чем видится на первый взгляд.


В римской мифологии почитали двуликого Януса – бога дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени.


Под покровительством Януса (лат. Ianus, от ianua – «дверь») находились все двери – частного дома, храма богов или ворота городских стен, а так как он вел счет дням, то на пальцах его правой руки было начертано CCC (300), а на левой – LXV (65), что в сумме означало число дней года.

Сегодня антикварные вещи, фрагменты подлинного исторического интерьера, и особенно – двери обеспечивают репутацию не только дворцов и самых престижных отелей мира, но и любого частного дома. Однако именно старинная дверь в интерьере Вашего дома может прочитываться не только как историческая вещь, а как знак истории и времени вообще, так как дверь, как мы уже знаем, является символом времени.

Получается, что только подлинная дверь откроет Вам связь с прошлым, отодвинет реальное время, уступая дорогу времени мифологическому. Реальный миф будет выражать идею особого вида престижа – престижа аристократизма и благородного происхождения.

Удивительно, но оказалось, что первоначальная функция дверей не играет в интерьере существенной роли: подлинная входная дверь также «отменяет» время, как и сделанная из этой двери стеновая панель, панно, или столешница для журнального, или кофейного столика. Чтобы ощутить себя «дома», современному человеку не важна функциональность, важно ощутить себя во вневременной реальности. Подлинные, исторические двери открывают такие возможности.

В этой связи интересен опыт голландцев, где давно уже вошла мода на исторический стиль в интерьере. Около сорока лет назад, хитрые голландцы придумали, как смывать краску с крестьянской провинциальной мебели, и тем самым явили миру «белый» антиквариат. Старое дерево, сохраняясь долгое время под краской, приобретало красивый янтарный цвет.

Это перекликается с главными принципами мировой реставрации, где все более ценится сохранение (консервация) подлинного предмета, лишь укрепление и поддержание его в дошедшем до наших времен виде, в противовес к реконструкции, когда практически заново восстанавливаются разрушенные или утраченные части исторического предмета.

С недавних пор в США вошла мода на «состаренные» дома. Строители пытаются придать совершенно новым особнякам слегка подержанный вид, используя потертые, побитые, или даже помятые детали декора. Чтобы создать иллюзию ветхости, архитекторы и дизайнеры подрисовывали трещины, клеили потертые обои, подбирали ковры и занавеси с приглушенными, как бы выцветшими красками.

Такой старомодный стиль придавал особнякам особый флер, а это давало повод строительным компаниям поднимать цены втрое. Но не о коммерческой стороне дела речь.

Вскоре оказалось, что клиенты из высшего общества, владельцы таких богатых особняков, стали настаивать на антикварных материалах, чуть ли не на помойках и блошиных рынках отыскивая старые изразцы, или кусочки кипарисовой обшивки дома. Так подтвердилась мысль, что подлинный аристократизм и внутреннее благородство генетически стремится только к исторически подлинным предметам интерьера.

Рынок антикварных ценностей в России развивается по своим законам. С одной стороны, он становится все обширнее и дороже. Хотя цивилизованный, то есть собирательский спрос существует только в некоторых, традиционно развитых сферах. Это - букинистика, нумизматика, живопись (русская школа).

Коллекционирование прикладного искусства в России еще не стало по-настоящему серьезным делом. Даже, казалось бы, при активном спросе на ампирную мебель, цены на подлинную мебель из красного дерева, например, сравнительно невелики. Не говоря уже о подлинных дверях – не дворцового, а именно жилого интерьера.

С другой стороны, появляются в этой нише первые ласточки собирателей-реставраторов, которые кроме старинных дверей имеют в своей коллекции и фрагменты печей и каминов, старинные почтовые ящики, чугунные раковины и водопроводные краны, и, конечно, старинную дверную фурнитуру из меди и латуни. Ведь даже дверная ручка – это тоже часть истории, когда узнаешь, что она родом из парадной, где бывали Тургенев, Достоевский, Мусоргский…

Такие реалии российского рынка, безусловно, на руку любителям антикварной прикладной старины, желающим устроить свое жилище. Ведь отсутствие рынка – это и отсутствие дифференциации цен. Так что даже те, кто не располагает баснословными деньгами, пока еще в состоянии приобрести понравившийся раритет в виде дверей и дверной фурнитуры. Важно только уметь разглядеть действительно редкую вещь.

Автор: vashdom.ru
Комментарии (0)