Их предназначенье - радпвать наш взор и будоражить память. Их удел - всегда быть на виду. Их устремленья – вечность. Садовые скульптуры всегда на посту.

Какими только они не бывают! Большими и маленькими, гениальными и пошлыми, древними и с иголочки, ампирными и постмодернистскими!.. Одним перечислением стилей мы рискуем утомить читателя, а потому отправим любопытствующих к специализированным художественным изданиям. Садовника же и ландшафтного дизайнера интересуют в первую очередь три вопроса:

- по какому случаю их устанавливают;

- где размещают;

- из какого материала изготавливают.

Попробуем в этом разобраться на классических примерах, известных всем.

Немного терминологии

Садовые изваяния многолики. Так что для
начала разберемся в терминах.

Скульптура (1) • вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.



Статуя (2) • скульптурное изображение фигуры человека или животного, имеющее полный трехмерный объем и величину, близкую к натуральной или большую.

Памятник (3) * произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие.

Стела (4) • вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.



Обелиск (5) • четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.

Ростральная колонна • отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей.



Зачем?

Красиво и полезно

Некогда Петр I распорядился разместить в своей летней резиденции коллекцию из нескольких сотен античных статуй - подлинников и копий. Таким образом монарх надеялся повысить культурный уровень придворных, с трудом покидавших уютное средневековье.

Сегодня публика, гуляющая в Летнем саду, получает не столько интеллектуальное, сколько эстетическое удовольствие. Ведь статуи - это очень красиво. А посему главный повод для установки садовых скульптур - украшение территории.

Чтобы помнили

Прежде памятники (стелы, обелиски и пр.) устанавливались в честь закладки садов -это очень традиционный для ландшафтных европейских парков прием.


Разумеется, не только создание парка является достойным скульптурного увековечивания событием. В исторических парках скульптурные композиции, стелы, памятные колонны сооружались чаще всего в честь громких побед. Вспомним петергофский Большой каскад, где у подножия дворца Самсон раздирает пасть льву. Самсон символизирует Россию, лев - Швецию, вся композиция - победу в Северной войне.

Часто в исторических парках можно встретить символическое надгробие с именем усопшего владельца поместья (похороненного, естественного, в другом месте), а то и надгробное сооружение над прахом любимой собачки (египетская пирамида в Царском Селе).

Где?

Садовая скульптура акцентирует внимание наблюдателя, создает фокус восприятия. Естественно, для выполнения столь важных функций она должна быть хорошо видна.

Поближе к небу

Садовые скульптуры, как правило, устанавливаются на возвышениях: естественных, а порой и специально насыпанных холмах и верхних отметках рельефа или постаментах (каменных, кирпичных, бетонных) (б).

В ногу с деревьями

Очень часто скульптуры выстраиваются вдоль дорог - обычно прямолинейных аллей. Вспомним Летний сад, где ритм античных статуй гармонирует с ритмом посаженных деревьев, а те, в свою очередь, служат прекрасным фоном для героев, наяд и богинь.

На площадях и перепутье

Скульптуры украшают собой парадную часть сада перед входом в дом или дворец; услаждают взор людей, сидящих на скамейках вокруг площадок отдыха; радуют утомленных прогулкой путников на скрещенье дорог (в Павловском парке на перекрестье 12 дорожек расположился, например, Аполлон в окружении муз).

Средь струй и волн

Вода влечет к себе скульптуры, а скульптуры любят воду. Для регулярных парков характерны фонтаны со скульптурными композициями (Нептун в Верхнем парке Петергофа), для ландшафтных - малые архитектурные формы на берегу водоемов. Очень часто можно встретить скульптуры на мысу или на крошечном острове посреди водоема (ростральная колонна Царскосельского парка в честь победы в русско-турецкой войне расположена посреди Большого пруда, который символизирует собой овеянное победами Черное море).

Впрочем, все вышеперечисленное имеет отношение лишь к традиции, если не сказать - к истории. Сегодня скульптуры получили право свободно «разгуливать» по всей территории. Их можно встретить практически везде: на опушках, лужайках и даже в укромных уголках сада. Уже никого не удивляет, когда статуи сидят на садовых скамейках, к ним можно подойти, сфотографироваться на память, посидеть рядом.

Из чего?

Классическая скульптура - мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал - роскошный внешне и удобный в обработке - использовали художники античности и Возрождения. Но времена меняются, и в начале XX века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается, как греческий Акрополь (впрочем, его скульптуры давно уже не томятся под открытым небом, мирно почивая в Британском и прочих музеях).

Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла - в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов.
Для русско-советских парков традици-онны деревянные скульптуры во главе с национальным символом - косолапым мишкой.

Передвижения во времени и пространстве

С известной натяжкой можно отнести к скульптурам керамических гномиков, пластиковых овечек и прочих сомнительного качества садовых существ. Специалисты предпочитают использовать термин «обманки». Скульптура благородна, стационарна. Растиражированные садовые украшения подходят под определение «китч» с той же легкостью, с какой переносятся с места на место. Хотя, конечно, все имеет право на существование: лишь бы присутствовали мера и вкус. У основания трехэтажного особняка с гранитным цоколем подобные европейские «украшения» могут смотреться не просто смешно неприлично!

Впрочем, по большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Снежная баба, песчаные замки, изысканные ледяные композиции - чем не садовая скульптура с малым сроком хранения? Прошлым летом достопримечательностью Мельбурна стала пятиметровая скульптура из травы, созданная в городском парке. Только вот до устремленья в вечность этим творениям рук человеческих далеко: живут они до первого ветра, солнышка или заморозков.



«Садовник» №4-2007
Комментарии (0)