Бюджетные садовые дорожки для высокого УГВ и глинистого грунта от участника портала

Как сэкономить на садовых дорожках, не потеряв в надежности и долговечности

Когда приходит время облагораживать участок, одной из первых встает необходимость создания садовых дорожек. Достаточно распространенный вариант – тротуарная плитка на гравийно-песчаной подушке, уложенная на ЦПС. Однако, если позволяет состав почв и рельеф участка, можно значительно сократить все затраты, как и поступил один из участников портала FORUMHOUSE.

Проще, быстрее, дешевле

Когда пришел черед пешеходных садовых дорожек, vwts пошел по пути наименьшего сопротивления и экономии, о чем не жалеет вот уже много лет.

vwtsПользователь FORUMHOUSE

Вот читаю я тут многие темы и никак не понимаю, зачем народ столько денег выбрасывает? Зачем все эти цементы, сухие смеси, щебень и прочие «пироги»? Моя дорожка без всего этого лежит абсолютно ровно десять лет, а под плиткой я пустил кабель-каналы, доступ к которым не замурован раствором.

Технология укладки простейшая:

  • Верхний плодородный слой снимается на 20-25 см.
  • Укладывается слой геотекстиля (по бокам оставляется широкий край).
  • Засыпается песчаная подушка (20 см), тщательно утрамбовывается/проливается/утрамбовывается.
  • В нужном порядке укладывается плитка, у автора – квадратная, 50x50x5 см. При этом оставшийся край геотекстиля заворачивается на песчаную подушку и получается под плиткой.

У vwts глинистая почва на участке, с очень высоким УГВ (уровень грунтовых вод) – бывает и 10 см, а бывает и 0 см, и в зимний сезон некоторые плитки на дорожках или площадке приподнимает. Но с приходом тепла грунт оттаивает, и все встает на место, который год подряд. Как показала практика, «плавающие» дорожки без фиксации отделочного слоя на цементный раствор, на глинистых почвах надежнее и долговечнее – у соседей регулярно «рвет» бетон. Да и себестоимость дорожек и площадок, уложенных таким образом, значительно ниже аналогов.

Работоспособность такого способа обеспечивается и «песчаными рукавами» в геотекстиле, эффективно отводящими влагу, и газонной травой, проросшей и между плитками, и по краям. С травой vwts справляется, как и на всем участке – газонокосилкой.

vwts

Траву между плиткой кошу бензиновой газонокосилкой на уровне 1 см, сами понимаете, что был бы чуть перекос в плитке – косилка осталась бы без ножа.

За все время использования дорожки не приходилось подновлять, моются они дождем, и даже после ливня буквально в течение десяти-пятнадцати минут становятся сухими. Даже когда по всему участку стоят лужи, подсыпка дренирует воду, а небольшой естественный уклон дополнительно препятствует застаиванию. Большой размер плитки также на руку – она плотно лежит на основании и не смещается. Один из участников темы предлагает несколько усовершенствовать укладку.

Funny ChildПользователь FORUMHOUSE

Массивные, плоские камни могут укладываться непосредственно на песчаную подушку. Не забывайте только закрывать ее сверху полностью геотекстилем, чтобы избежать возможного засасывания камней: расход копеечный, а гарантия обеспечена.

Еще один активный участник обсуждения – Groundworkturf, согласен с жизнеспособностью таких дорожек, но уточняет, что геотекстиль должен быть плотный (от 200 г/м²), с максимальной фильтрующей способностью.

Не все положительно восприняли идею с мощением дорожек без использования ЦПС, высказывались мнения, что тогда проще вообще основание не подготавливать, а укладывать плитку прямо на землю. Дескать, при таком высоком УГВ плитка и так пристанет намертво, без дополнительных манипуляций. Но и такие попытки среди соседей не дали положительного результата – глину пучит неравномерно, со временем дорожки разъезжаются в разные стороны. А у vwts на песке лежит ровно, не смещаясь.

vwts

Дорожка не возвышается – вровень с землей, бордюров и колышков нет – земля держит. Сейчас, спустя десять лет, в нескольких местах грунт поднялся над плиткой примерно на 5-10 мм. Это ни на что не влияет, вода не стоит совсем – сразу уходит в песок (который в геотекстиле).

У автора и дорожки исключительно пешеходные, а на площадке стоит теннисный стол, треволнения вокруг которого она с честью выдерживает. Как считает сам vwts, нагрузку, допустим от автомобиля, его дорожки не выдержат, но перед ними подобная задача и не ставилась. А вот декоративное, удобное, прочное и долговечное покрытие с минимальными затратами – получилось. И даже спустя десятилетие никаких предпосылок к скорой переделке не наблюдается. Так почему бы ни сэкономить на цементе и щебне и не бояться, что за зиму пучением разрушит свежеуложенную плитку, особенно, если состав почв допускает подобные вольности.

Для тех, кому грунт не позволяет экономить, в нашей статье рассказывается о технологии устройства самых востребованных дорожек. А в другом материале – полезная информация по деревянным дорожкам. В видео – мастер-класс по укладке дорожки с подсветкой.