Как повезло нам, современным садоводам: из всего богатства, накопленного человечеством в области садового дизайна, мы можем выбирать для своего сада самое лучшее.

Искусство садоводства знакомо человеку с давних времен. В эстетических воззрениях античности окультуренное садовое пространство противопоставлялось дикой природе. И такой подход сохранился на долгие века.

После падения Римской империи и в аскетический период Средневековья искусство обустройства садов получило дальнейшее развитие благодаря монастырям. Цель содержания садов при монастырях была как практической, так и духовной. Монахи выращивали овощи и фрукты - для еды, а целебные растения - для врачевания. Сажали и декоративные растения. Монахи верили в облагораживающую роль труда и получали удовольствие от садоводства.

Период Реформации навсегда изменил общественные воззрения и судьбы Европы. Обогатилось и садовое искусство. В XV в. в Англии были «изобретены» узловые caды и партеры, которые покорили Европу и задержались на пике садовой моды на целое столетие. Узловые сады представляли собой строгие прямоугольные бордюры или клумбы обрамленные невысокими, аккуратно подстриженными вечнозелеными живыми изгородями. Внутреннее пространство между изгородями заполняли узорами из цветов, аккуратно постриженными топиари или разноцветным щебнем, песком, морскими ракушками.

В XVII в. появились первые профессиональные (не придворные) садовые дизайнеры, которые работали на заказ для монархов, аристократов и nouveaux riches, стремившихся как можно быстрее влиться в «благородное» общество. История сохранила для нас их имена: Андре Ле Нотр во Франции, Джордж Лондон и Генри Уайз в Англии. В своих парковых и садовых дизайнах они использовали модный в то время французский, голландский и итальянский стили. Французский стиль повторял помпезность и роскошь Версаля. Голландский - более сдержанный, интимный и домашний - хорошо подходил для небольших владений и особенно пришелся по душе британцам. Черты итальянского стиля были свойственны многочисленным декоративным строениям и статуям.

В XVII в. из садов исчезли черты религиозного и литературного символизма, в дизайн добавились ноты праздности и флирта. Сады стали символом богатства, власти и образованности их владельцев. Типичными чертами роскошных садов были прямые широкие аллеи, симметрично обсаженные подстриженными деревьями, каменные балюстрады, фонтаны, водные каналы, статуи и аккуратные топиари в деревянных кадках. На клумбах и цветочных бордюрах тоже царил строгий формализм: цветы четко делились по видам и окраске, более высокие - посередине, более низкие - по краям, витиеватый узор многократно повторялся, а сами клумбы обрамлялись низкими вечнозелеными изгородями. Ни одно дерево или кустарник не могли избежать стрижки. Повсюду царил триумф геометрии.



В начале XVIII в. фактически все освоенное парковое пространство оказалось строго формализованным и загнанным в жесткие рамки. В ответ на это начала зарождаться потребность в более естественном дизайне. В искусстве все шире распространялся классицизм, вдохновляемый свежими идеями либерализма и Просвещения.

Новое направление в садовой моде предписывало открытую перспективу и сохранение естественного рельефа местности. Впервые появились понятия окультуренного ландшафта и ландшафтного дизайна. Под лозунгом «природа выше искусства» в европейскую моду вошел естественный и романтический «английский» стиль с холмами, прудами, бескрайними лужайками и разбросанными тут и там группками деревьев. Из аристократических садов и парков исчезли прямые аллеи, формальные приподнятые клумбы и партеры, витиеватые строения, лабиринты, живые изгороди, топиари и любая симметрия - все, что выглядит «сделанным».

Английский ландшафтный стиль в первую очередь связан с именами Ланселота Брауна, а также Хамфри Рептона, Александра Поупа и Ричарда Пейна Найта, который довел идею естественности до крайней степени. Он добавлял к своим работам-пейзажам разбросанные в беспорядке огромные камни и использовал мертвые деревья, чтобы придать открывающемуся виду большую живописность. Одни считали Найта наиболее выдающимся романтическим дизайнером эпохи, другие обвиняли его в дурнов-кусии. В это же время впервые возник интерес к умышленно запущенным, одичавшим садам, которые, впрочем, в конце XVIII в. выглядели намного более «причесанными», чем современные дикие сады.

К началу XIX в. сады уже не были достоянием элиты, собственные наделы земли стали доступны разным слоям общества. В Британии садоводство оказалось поистине национальной страстью. Жители городов ухаживали за палисадниками и внутренними двориками при своих домах. А в пригородах появились знаменитые коттеджные сады, создавшие впоследствии целое направление садовой моды. В практичных коттеджных садах росли привычные деревья, кустарники и «деревенские» цветы, перемежаясь грядками с овощами, на которых выращивали капусту, свеклу, репу и бобы. По стилю эти сады наиболее напоминали традиционные российские приусадебные хозяйства или дачные участки.

Выбор декоративных растений в то время расширялся буквально на глазах. «Охотники за растениями», первым из которых был Фрэнсис Мэссон, путешествовали по удаленным уголкам мира с научными экспедициями и привозили в Старый Свет экземпляры неизвестных ранее растений. Создавались целые тематические сады, имитирующие тот или иной регион мира.

В конце XIX в. началась переломная эпоха в общественной жизни, когда философские идеи прошлого подвергались переосмыслению. Искусство садового дизайна не осталось в стороне от происходящего. В основе садовой моды XX столетия лежало переосмысление классики, бесконечные эксперименты, а также прагматизм в соответствии с требованиями времени.

Садовые «комнаты»

В начале XX в. в архитектуре и прикладном искусстве зародилось эстетическое направление, которое соединило в себе элементы формального и неформального стилей. Сады в стиле Art & Crafts представляли собой цепочку пространств (получивших название «садовые комнаты»), отделенных друг от друга высокими живыми изгородями. Причем каждая такая «комната» была сделана в неповторимой манере. Неформальный стиль посадок создавал ощущение непослушного буйства цветов и фактур, заключенного в строгую зеленую огранку формальных изгородей. Концепцию «садовых комнат» можно легко перенести в большинство садов, вне зависимости от их местоположения и погодных условий (фото 5).

Два самых известных классических образца стиля Art & Crafts - сад в имении Hidcote Manor (графство Глостешир, Англия), созданный Лоу-ренсом Джонстоном, и сад замка Sissinghurst (графство Кент, Англия), созданный писательницей Витой Сэквилл-Уэст. Манера, в которой исполнены эти восхитительные сады, считается воплощением знаменитого английского садового стиля.

Дикие сады

Важной тенденцией XX в. стали дикие, природные сады, полностью лишенные формализма. Современная идея естественности твердо стоит на фундаменте практичности, прославляя дикую природу, «укрощенную, но не разрушенную рукой человека, а обустроенную для его жилища». Дикие сады впервые возникли в Германии и Голландии в качестве эксперимента в области паркового дизайна, а вскоре распространились по частным европейским садам. Они имитируют луга, леса, прибрежные зоны, болота или другие виды местного ландшафта.

В таких садах используются соответствующие дикие растения (приобретенные в садовых центрах, а не выкопанные в лесу), для которых создаются привычные условия существования. Они существуют в саду так же, как в естественных условиях: выживая, развиваясь, распространяясь, увеличиваясь и уменьшаясь в популяции и отражая атаки болезней и вредителей без помощи человека. Местные растения обеспечивают привычную среду обитания, кров и корм для животных и птиц, поддерживая и сохраняя естественное многообразие видов флоры и фауны. Ключевая идея эстетики диких садов - естественность и очаровательный беспорядок в гармонии с природой.

Сейчас актуальна тема экологии природы и человека, необходимости сохранения исчезающих видов флоры и фауны. Быстро набирает обороты и движение organic.

Владельцы садов и садовые дизайнеры в наше время смотрят на сад как на продолжение жилища человека, «комнату на открытом воздухе», в которой, как и в других частях дома, протекает активная жизнь современной семьи. Все чаще на «Челси» и других садоводческих выставках появляются сады-офисы (см.фото), сады-кухни, сады-гостиные, сады-галереи под открытым небом. Современный частный сад - место спасения от деловой суеты, расслабления, медитации, слияния с природой, приятного общения, активного отдыха, экспериментов, познания нового, детских игр, спорта….

"Садовая жизнь" №1-2/2007
Комментарии (0)