Иллюзионист на арене достает из шляпы живого кролика, превращает крошечный платок в бесконечную цветную ленту, рвет в клочья газету и тут же «склеивает» ее. Публика рукоплещет... Но только ли в цирке место фокусам?

Ландшафтный дизайнер может заставить зашуметь на участке несуществующую бамбуковую рощу, вдвое увеличит крошечную лужайку и позволит уединиться на густонаселенном дачном участке. Впрочем, научиться этим фокусам может каждый. Итак - ландшафтные фокусы с их последующим разоблачением.

Иллюзия простора

Человек, как известно, существо неблагодарное. Сколько бы у него ни было места для жизни (шесть соток или шесть гектаров) - все ему кажется, что «маловато будет». Впрочем, дело не в размерах, а в их восприятии. И если вам хочется простора, организуйте его себе сами. Можно и на маленьком участке. При проектировании открытых пространств - водоемов, полян и лужаек - нужно стремиться зрительно, увеличить их. Или, по крайней мере, не уменьшить в результате своих дизайнерских ухищрений.

Фокус 1. Любуемся правильно

В ландшафтном дизайне есть такое понятие - видовые ТОЧКИ. Так называются места, с которых открываются наиболее интересные виды на сад и окрестности. И мы устанавливаем там скамейки, беседки, перголы, ротонды. Сидим и любуемся. А чтобы объект любования казался больше, вид, открывающийся с этой точки, должен быть как можно более глубоким. То есть скамейку нужно поставить на самой короткой стороне лужайки или берега вытянутого водоема (См. рис.).



Иллюзия жизни

Прежде этот трюк использовали только флористы, оформляя интерьеры. Сегодня и ландшафтные дизайнеры решаются выдавать неживой материал за живой.

Фокус 2. Вешаем картину

В наших краях не растет бамбук - как ни старайся. А ведь именно он - стилеобразующее растение для столь модных японских и китайских садов. Что делать? Ждать последних достижений генетиков и селекционеров? Но к тому времени увлечение Востоком может сойти на нет. Чтобы не отстать от моды, можно попробовать «вырастить» искусственную рощу. Ничего общего с пластмассовыми пальмами из дешевых кафе...

Мы сделаем это элегантно, как изображено на фото.

Японский уголок в углу участка представляет собой деревянную площадку для чайной церемонии, рядом с которой расположена деревянная рама. За этим символическим окном стоит прекрасная бамбуковая роща. На самом деле она представляет собой сухие стволы бамбука, воткнутые в землю. Но, поскольку рама отсекает верх и низ нашей рощи, зритель догадается об этом лишь после длительных раздумий.

Фокус 3. Создаем воду

Нет места для декоративного водоема или желания обременять себя лишними хлопотами? Обустроим на участке сухой ручей -очень, кстати, сегодня модный. Композиция из инертных материалов (камней, щебенки, кусков зеркала или просто стекла) и умело подобранных растений создаст иллюзию присутствия воды.

Иллюзия одиночества

«Самая большая в мире роскошь - это роскошь человеческого общения», - обмолвился много лет назад французский летчик Сент-Экзюпери. С тех пор ставшая хрестоматийной фраза хоть и не потеряла своей актуальности, но подходит далеко не всем. И для многих самая большая роскошь сегодня - возможность побыть одному. Не каждый может позволить себе скрыться от суматошного мира в огромном тихом парке, принадлежащем лично ему. Но и на маленьком участке можно создать укромные уголки - или хотя бы их видимость.

Фокус 4. Ставим экраны

Проектируя небольшой участок, не забывайте о создании на нем визуальных экранов. Это может быть древесно-кустарниковая группа, решетка, пергола, на худой конец - заборчик. Задача всех этих сооружений и насаждений - помимо выполнения технических и чисто эстетических функций - визуальная изоляция. При помощи этих экранов мы делим пространство на малые объемы. Сделать это можно по-разному.

Сформировав мыс и расположив на нем группу деревьев, можно разделить площадку для отдыха, расположенную на одном берегу пруда, на две. Люди будут сидеть совсем близко, но чувствовать себя отделенными от всего мира.

На узком вытянутом участке расположим кулисы. И таким образом создадим несколько уединенных мест, с которых открываются одни и те же пейзажи.

"Садовник" №11-2006
Комментарии (0)