Все объекты своего творчества ландшафтный дизайнер делит на две категории: одни чем-то заняты, другие свободны. К первым относятся здания, сооружения и все типы парковых насаждений. Ко вторым — поляны, лужайки, луга (в ландшафтных парках) и партеры

Все объекты своего творчества ландшафтный дизайнер делит на две категории: одни чем-то заняты, другие свободны. К первым относятся здания, сооружения и все типы парковых насаждений. Ко вторым — поляны, лужайки, луга (в ландшафтных парках) и партеры (в регулярных парках).

Научный ответ на детский вопрос

Что такое поляна? Странный вопрос: кто не знает! Все собирали в лесу землянику. Но имеется и вполне научный ответ. Поляна — это пространство, не занятое зданиями, сооружениями и насаждениями. На личных участках в роли границ могут также выступать заборы и стены, деревья и кустарники.

О комнатах и поворотах

Есть у полян и классификация. Они бывают простыми, сложными и анфиладными.



Простую поляну с любой точки видно сразу, целиком. И не важно, какой она формы — круглая, овальная, вытянутая.

Сложная поляна таит в себе загадки. Выйдя на нее, вы можете лицезреть лишь часть поляны, остальное пространство недоступно вашему взору, оно уходит за поворот, скрывается за насаждениями.

Поляны анфиладные (рис. 1) можно сравнить с комнатами во дворцах. Это серии малых полян, нанизанных на одну ось (дорожку). Классический пример таких полян — экспозиционный участок сирени селекции Колесникова на ВДНХ рядом с павильоном «Цветоводство». Идя по дороге, посетитель из белого зала попадает в фиолетовый, затем в розовый, красный и т.д.

Законы полей

Собираясь устроить в своем саду поляну (поле, луг, лужок), неплохо ознакомиться с основными правилами, которым обязаны подчиняться открытые пространства сада.

Ширина поляны должна быть не меньше ширины фасада главного дома, к которому она примыкает.

Не каждый дом имеет возможность поворачиваться, подобно избушке на курьих ножках, к лесу - задом, к посетителю - передом. А потому его парадный фасад должен быть полностью открыт восхищённым взорам. На то и фасад, чтобы им любоваться, - что затруднительно делать из лесной чащи или заросшего сада.

Необходимо обращать внимание на соотношение ширины поляны и высоты зрительного барьера, ее окружающего, - будь то дом, забор или деревья и кустарники. Каким должно быть это соотношение?

Если коротко - гармоничным. Маленькая лужайка в окружении вековых елей не способствует хорошему настроению - как не способствует ему темница или темный колодец. Поскольку основная категория, с которой работает ландшафтный дизайнер, - это эмоции. Но, увы, достичь идеального соотношения высоты опушки и размеров открытого пространства в реальности очень сложно. Здесь вступают в действие более суровые и конкретные категории.

Ведь, строго говоря, для деревьев первой величины оптимальная площадь поляны - примерно 1,5 га. Для большинства садовников это неосуществимо по вполне понятным причинам. А потому на малых территориях мы имеем дело совсем с другими площадями и другим ассортиментом деревьев.

Чем заполнить пустоту?

Поляна — открытое пространство, но отнюдь не пустое. Расположить здесь можно все что угодно, лишь бы это «все» было относительно плоским и не создавало большого объема: цветники, кустарники, композиции из инертного материала, спортивные площадки и площадки для отдыха.

Барельеф из берез

Граница между насаждениями и открытым пространством носит название опушка. Опушки бывают простыми, барельефными и горельефными.



Если деревья, отделяющие лес от поляны, выстроились в одну линию – перед нами опушка простая. Если отдельные деревья или группы деревьев несколько выдвинулись вперед из основного массива - опушка барельефная. Наконец, если деревья выдвинулись из общей массы как следует, на несколько метров, это опушка горельефная (рис. 2).

Впереди — лучшие

Деревья, растущие на опушке, как правило, асимметричны. Сторона, обращённая к солнцу и свободе, развита лучше, сторона, обращённая к лесу — хуже. Но всегда и везде «опушечные» деревья выгодно отличаются от деревьев из глубины чащи. Они более сильные, более крупные, более красивые.

При создании древесного барельефа или горельефа разумно использовать самые ценные и интересные породы деревьев, отличающиеся от основного фона насаждений своим внешним видом — будь то листва, как у клёна “Crimson King”, или цветы, как у каштана конского. Они — украшение леса, яркий аксессуар, притягивающий внимание.

Не обижайте маленьких.


Мы произносим слово «опушка» и подразумеваем «лес». А если в вашем распоряжении нет ни леса, ни сомасштабных ему просторов, а есть лишь небольшой участок? Что же, так и коротать свой век без опушки? Ни в коем случае! Аналог опушек в ландшафтном дизайне малого сада — опушка декоративная, она же — английский пристенный сад. Какие правила нужно соблюдать при его создании?

Все основные объёмообразующие насаждения прижимаются к периферии участка (то есть к забору), чтобы в центре оставить открытое пространство для человека.



Опушка должна быть многоярусной: большие растения располагаются сзади, маленькие — впереди (рис.3). Каким бы очевидным ни казалось это правило, оно предостерегает от одной из самых распространенных ошибок начинающих садовников. Очень часто непрофессионалы высаживают в почётном первом ряду сильные большие экземпляры, заставляя «малышей» прозябать в безвестности, прижимаясь к забору. По отношению к растениям это не только не эстетично, но и, на наш взгляд, неэтично.

Словарь:

Термины барельеф (bas-relief — низкий рельеф) и горельеф (haut-relief — высокий рельеф) используются не только в обычной, но и в ландшафтной архитектуре.
Комментарии (0)