Строительство и укрепление грунтовой дороги самостоятельно

Победить распутицу возле собственной дачи поможет грунтовая дорога, которая построена своими руками

О двух пресловутых российских проблемах наверняка слышали многие. И если с одной из них бороться практически бесполезно, то вторую, касающуюся отсутствия дорог, можно вполне решить и самостоятельно. Это весьма актуально в сравнительно небольших масштабах, имеющих отношение к собственному загородному участку и прилегающей к нему территории.

В данной статье мы рассмотрим способы, позволяющие, приложив определенные усилия, создать подъездные пути к загородному участку в виде прочной грунтовой дороги. 

Габариты грунтовой дороги

Ширина грунтовой дороги общего пользования должна быть достаточной для того, чтобы на ней могли одновременно разъехаться два транспортных средства. В идеале она должна составлять 4…5 метров. Если дорога будет вести непосредственно к вашим воротам, а пользоваться ею будете только вы, тогда достаточно будет и 2-х метров в ширину.

Экономичный вариант грунтовой дороги на основе щебня и шлака

Для начала небольшой совет: если вы не хотите, чтобы строительство дороги полностью легло на ваши плечи, а пользоваться после этого ей стали бы все, кому не лень, перед сооружением грунтовки объединитесь с соседями и разделите с ними финансовые, а также сопутствующие строительные затраты.

Для того, чтобы избавиться от грязи и слякоти, подъездные пути достаточно застелить щебнем, гравием, шлаком или асфальтной крошкой. По опыту многочисленных строителей вариант этот считается довольно практичным, особенно если грамотно его реализовать. 

Вот, что пишет о подобном методе обустройства грунтовой дороги один из пользователей нашего форума. 

PiZZa

Мой опыт строительства дороги без использования нанотехнологий. 30-40 метров до участка лежало реально через болотину, которая просыхала минимум к июлю.
Было сделано: 
1. Прокопана канава глубиной в 1 м вдоль участка дороги – экскаватор (700 р.).
2. Грунт вываливался на дорогу.
3. Полтора КамАЗа крупного бута (мне повезло – в городе меняли бордюры - практически халява) – 3–4 т. р.
4. 3 КамАЗа асфальтной крошки - 12 т.р.
Итого, примерно, 16 т.р. Дорога получилась не хуже, чем в городе. Срок наблюдения – 4 года. Изменений не замечено. Разве только небольшая колея от тяжелой техники и неровности от неравномерного распределения асфальта.

Но это, так сказать, частный случай. Для создания дешевой грунтовой дороги своими руками давно существует надежная и проверенная временем технология. 

Строительство такой дороги производится в определенной последовательности. В первую очередь, с поверхности почвы снимается плодородный (растительный) слой толщиной 25-30 см. Это делается с помощью грейдера или другой специализированной дорожно-строительной техники.

В результате получается своеобразное корыто, дно которого должно быть выполнено в виде двухскатного профиля. Это делается для стека дождевой воды с проезжей части в небольшие кюветы, образовавшиеся по краям будущей дороги.

Дно профилированного «корыта» можно утрамбовать грунтовым катком, после чего на его поверхности следует создать песчаную подушку. Она призвана улучшить дренажные качества будущей дороги. Толщина песчаного слоя должна составлять 15–20 см. Песок следует утрамбовать и поверх него настелить слой щебня. В качестве верхнего покрытия можно также использовать гравий, шлак или асфальтную крошку. Толщина верхнего слоя должна быть в пределах 20-ти сантиметров – посередине дороги и около 10-ти см – по ее краям.

Слои песка и верхнего покрытия следует делать в виде насыпи и следить за тем, чтобы данные фракции не засыпали боковые дренажные канавы.

В принципе, после осуществления перечисленных мероприятий грунтовую дорогу к своему загородному участку можно считать готовой. Осталось только утрамбовать ее поверхность катком или, на крайний случай, грузовым транспортом, который использовался для подвоза гравия. Подобный вариант грунтового покрытия хоть и является сравнительно надежным, его долговечность может быть поставлена под сомнение (особенно при интенсивных условиях эксплуатации). Вот, что говорит по этому поводу наш форумчанин.

mamaПользователь FORUMHOUSE

Щебень фракция 40-70 10 см после весны ушел в грунт, наблюдаю второй сезон. С вторичным щебнем примерно то же самое. Машина не вязнет, но и душа уже не радуется, пешком грязно.

Вывод: для того, чтобы насыпные покрытия со временем не расползались, а их слои были четко разделены между собой, можно использовать более совершенные, но и более дорогостоящие технологии. Они требуют применения таких материалов, как геотекстиль, геосетка или объемная георешетка.

Строительство дороги с применением геотекстиля

Геотекстиль (доронит) – это специальное синтетическое полотно, применяемое в дорожном строительстве для разделения насыпных слоев. Оно обладает высокой прочностью и беспрепятственно пропускает влагу. Если в основании будущей дороги лежит твердый и устойчивый грунт, то при ее строительстве можно обойтись использованием геотекстиля и насыпных материалов, перечисленных в предыдущей главе. Геотекстиль стелется на чистый и утрамбованный грунт, после чего покрывается слоем песка и гравия (вместо гравия можно использовать щебень, шлак или асфальтную крошку). Это позволяет избежать смешивания нижнего грунта с насыпными слоями. В результате гравий не будет перемешиваться с грязью, а дорога гарантированно прослужит вам несколько лет. При этом по ней можно будет легко проехать как в сухую, так и в дождливую погоду. 

Иногда при использовании геотекстиля строители исключают песок из конструкции дорожного полотна. Но практика показывает, что лучше с ним, чем без него.

 

Геотекстиль от различных производителей имеет и различные характеристики. Но главным показателем, определяющим равномерность усадки и стойкость доронита к образованию колеи, является его плотность. Для строительства грунтовой дороги оптимальной является плотность геотекстиля, равная 250 гр/м².

 

Грунтовая дорога на основе геосетки

Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.

Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.

Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:

  1. Снятие растительного слоя и уплотнение грунта.
  2. Укладка геотекстиля.
  3. Засыпка геотекстиля песком.
  4. Укладка геосетки.
  5. Засыпка дороги гравием, щебнем или другими подходящими материалами.
  6. Прикатывание верхнего слоя дороги.

При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня при этом тоже не будет превышать 10-ти см.

Некоторые люди при строительстве дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.

hab70Пользователь FORUMHOUSE

При дальнейшей эксплуатации все равно песок уйдет в землю, геосетка просядет, щебень уйдет... Я так думаю, этот вариант - до первых дождей и интенсивного движения ... Я бы постелил геотекстиль.... 

Строительство дороги с использованием георешетки

Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики – используйте при ее строительстве прочную георешетку.

Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами). Слой щебня должен быть чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью бы доработали данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху  на эти материалы уложить решетку. 

Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. Впрочем, даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие. 

Если вы хотите получить практические рекомендации относительно самостоятельного строительства грунтовой дороги, а также взять себе на заметку уже существующие наработки наших пользователей, тогда советуем вам посетить тему на форуме, касающуюся строительства и укрепления грунтовой дороги. А принять участие в обсуждении самых популярных вопросов строительного форума вы можете, зайдя на главную страницу нашего сайта.

Комментарии (13)
Sizers

Статья занятная, но разве дороги не государство обязано делать?

1 год назад
0
0

К вашей даче? О_о

1 год назад
0
0

Это зависит от того какая у вас земля. Если у вас земля имеет категорию "земли населенных пунктов" - то без условно, должен озаботится местный муниципалетет. Во всех иных случаях, - вы сами. Впрочем, местный муниципалитет озаботится этим только в пределах бюджета, и только если "сочтет". В общем это событие, как правило, не слишком вероятное. Куда проще, ИМХО, делать дорогу самостоятельно.

1 год назад
2
2
nenavistnyi

Да, очень маловероятно...

1 год назад
0
0
Padre1981

Обычно подъезд к участку - дорога общего пользования, Поэтому согласен с Sizers, что обязано государство. А вот дорогу на своей территории (зем.участок в частной собственности) делай самостоятельно.

1 год назад
-1
-1
sensey371

Дорога общего пользования не всегда является государственной. ( любой СНТ )

1 год назад
0
0
alegor42

Конеччно обязано))) Земля в областном центре. Можно сказать элитный поселок.Газ, спорткомплекс с бассейном в 100 метрах. В моем переулке 10 домов. Написал заявление в управу четыре года назад. Ответ: идите лесом. Написал местному депутату. Ответ: построят как только внесут в муниципальный бюджет. Воз и ныне там. На центральные улицы не хватает. Вот такая селяви ;-)

1 год назад
0
0
alegor42

Стоят коттеджи по 10-15 млн.рублей с газом, ландшафтным дизингом..., а дорожки отсыпаны щебенкой и просто грязь. Кто на что коллективно сподобился.

1 год назад
0
0
alegor42

Район заселен 50-60 лет, еще стоит несколько покосившихся засыпух.

1 год назад
0
0
nenavistnyi

В, принципе, здесь описана подобная проблема: https://www.forumhouse.ru/articles/house/6202-problemy-stroitelstva-zagorodnyh-dorog-ili-vojna-za-nakatannyj-put-k-lyubimomu-domu

1 год назад
0
0
Ковылин

Адинистрации пох на мелкие дороги, им бы хоть центральные поддержать, бюджета не хватает. Вот если бы Администрация договорилась с карьером на погрузку ПГС и щебня по бросовой цене, мы бы улицей скинулись на найм техники и сделали бы дорогу. Однако если дорога сделана не по нормативам, то ее могут заставить убрать (бред, а что поделаешь). Так и сидим в грязи.

8 месяцев назад
0
0
Игорь 23

Организовано ДНТ, возникла необходимость строительства дорог. В т.ч. и муниципальных, т.к. мэрские обещают включить в план после 2020 года. Реорганизация из огородничества, на дороги выделено минимум места (8,5м в красных линиях), вода на участке стоит высоко до июня, а дренаж не выполнить, только ливнёвые канавы 0,5м глубиной. Предлагается "пирог" из бетонолома (0,5м), песка, (0,2м) щебня известнякового (0,15м) и верхнего слоя из гравия (0.05м). Предполагается, что бетонолом будет в воде большую часть года. Реально обеспечить качество дороги, если заменить бетонолом крупнозернистым песком с уплотнением? При тендере некоторые фирмы такой "пирог" рекомендуют. Ваше мнение?

6 месяцев назад
0
0
nenavistnyi

Не удержится такой слой песка на поверхности дороги без дополнительного армирования. Без георешетки он быстро окажется в ливневых канавах.

6 месяцев назад
0
0