Удачный дизайн основан на нескольких основных законах – владение светом, цветом, пространством, материалами. Именно свет и освещение, на мой взгляд дизайнера – важнейший из них

На заре истории человечества сценарии освещения ограничивались солнцем и луной, позже – костром и факелом. С рассветом жизнь начиналась, с закатом – полностью затухала. Но неуемная энергия требовала выхода, и изобретались письменность и искусства, ремесла и квартальные отчеты. Этим приходилось заниматься в помещениях, иногда – в темное время суток. Тут-то и началось изобретение всевозможных осветительных приборов – от лучины и уголька в глиняной плошке до современных энергосберегающих ламп.

При помощи света вы можете сделать все, что угодно – брызги света, бурлеск, Лас-Вегас… в квартире в Подольске. Можете получить скучную и унылую комнату или мягкий, обволакивающий интерьер, легкость бытия.

С чего же начать, прежде чем вы отправитесь в место наподобие этого?

Начать хотелось бы не со света – созданного человеком. С другого. Того, который мы изменить не в состоянии, но учитывать его силу и спектр – обязаны. Со света солнца.

Наши дома и квартиры, да чего уж там – и кафе, магазины, и бизнес центры находятся в рамках той географической зоны, где расположены. Эти рамки включают не только такие особенности, как наличие снега зимой (иногда – не только зимой: снег может быть и в бархатном сентябре, и в звенящем мае). Или, наоборот, – пронизывающий ветер, сырой воздух. Словом – живем мы в Краснодаре, Норильске или Хайфе – в очень разных температурных условиях. А потому количество и качества солнечного света, попадающего в наши окна на протяжении всего года и существенно влияющего на интерьер, – различно.

Почему? А давайте посмотрим на всем известные кадры. Это стереотип, но он работает и ярко доказывает нашу правоту. Лондон. Что приходит на ум? Серый свет, сквозь тучи пробивается солнце. И - вот он, всеми любимый и совершенно наш (потому что – Ливанов и книжки Конан Дойля на каникулах и «овсянка, сэр!») мистер Шерлок Холмс. Посмотрим на него – каким его видят разные режиссеры, и каким светом освещают разные осветители.

Посмотрите на свет в этих кадрах – он теплый, мягкий, словно свет от торшера. Этот свет снисходителен к недостаткам – и лиц, и архитектуры. Он обволакивает, смягчает и располагает к себе. Ну, как меня, так располагает к себе и Василий Ливанов – голос, утонченность. Но это общая слабость всех девушек. И Лондон ли это? Это наш Лондон. Каким увидел его режиссер. Но – атмосфера складывается, не правда ли?

А вот другая атмосфера.

Этот Лондон совсем другой. Другое там все. Вместо Ливанова и Соломина – Железный человек и друг талантливого мистера Рипли. Другая динамика, слог. Оба хороши до невозможности, девушкам опять – праздник для глаз. И – совершенно другой свет. Он холоден и ярок. Ироничен, не оставляет сомнений – вот морщины на лице, вот синяк под глазом.

Экранным Лондонам не счесть числа и мы, рассматривая свет в этих целлулоидных городах, были бы несправедливы, не упомянув еще один. Он – оцифрован, освещен электрическими огнями и мчится вперед со скоростью света. Я очарована им совершенно, этот Лондон и это Шерлок – они друг другу под стать.

Здесь свет – а мы ведь смотрим именно на него – это электрический свет. Даже когда это естественное освещение и дело происходит на улице,  большей частью – это неон и фонари.

Что показывают нам эти примеры? Свет – очень важен для создания определенной атмосферы. И нам нужно учитывать – мы находимся на побережье Адриатики, где солнце и морская гладь, или в Подмосковье, где 9 месяцев «почти зима», солнечного света очень мало и сам цвет этого света далек от южной яркости.

Цвет света – этот факт является одним из самых важных. Свет, льющийся из окна, окрашивает все в дополнительный оттенок.

Пример – белая стена. Побывали мы в отпуске, вернулись загорелые, до ушей полные чудесного вина и свежего сыра.

И стоит перед глазами завораживающая картина.

И принимаемся мы воспроизводить ее в условиях условно средней полосы России. Почему-то ярчайший белый здесь становиться серым, землистым. Приобретает оттенок мокрого мела, невысохшей штукатурки. Ответ прост – солнце. Солнечный свет, проходя сквозь рассеянные облака, с сентября по май в наших широтах приобретает серо-голубой, холодный оттенок.

Так же и чудесная терракотовая стена, которая так к месту на юге, здесь приобретет другие оттенки и будет выглядеть землисто-болотной. Хотя будет покрашена – тон в тон.

Кроме того, цвет есть и у света из осветительных приборов. Он варьируется в спектре от голубого до желтого.

Распорядиться светом – это один из самых сложных компонентов в проектировании и дизайне. Я советую стараться обеспечить максимальный доступ дневного света в помещение.

Дело в том, что никогда еще за всю историю человек не проводил так много времени в помещении.

О пользе солнечного света, влиянии его отсутствия на работоспособность, утомляемость и общее самочувствие написано много книг. В течение рабочей недели мы с вами, перемещаясь по маршруту дом-офис-дом, можем до 90% своего времени проводить в помещении. Это ни плохо и ни хорошо, такова жизнь. Соответственно мы должны предпринять все усилия для обеспечения максимального доступа естественного света в наши жилища. Апогеем этой песни света в архитектуре являются такие постройки, как, например, знаменитый Стеклянный дом Филиппа Джонсона.

Построенный – только подумать! – в 1949 году, он был первым подобным домом в мире. С течением десятилетий он совершенно не потерял своей актуальности и привлекательности. Сегодня эти идеи – когда-то казавшиеся дикими и ненужными – находят свое отражение в том, что нас окружает.

Как же нам быть в случае, если сделать окна от пола до потолка нет никакой возможности? Плакать и пить кьянти? Ничего подобного. Тут нам на помощь приходят несколько хитростей.

Прежде всего, это текстуры и фактуры. Часть из них обладают способностью отражать свет – увеличивая общее его количество.

Так, покрытый ковром пол и пол из светлых досок ведут себя со светом совершенно по-разному. Первый поглощает свет, даже будучи светлым по тону. Второй – отражает свет, поступающий из окна, и увеличивает общее его количество в комнате.

Посмотрите, как здесь ковер на полу буквально «съедает» свет. На его долю остается микроскопическое пятнышко прямо возле открытой настежь двери. Буквально через полметра – Мордор поглотит и его. Я еще про кресло, стены и шторочку молчу.

А теперь посмотрим, что способно сделать покрытие, обладающее отражающим свет эффектом.

Обратите внимание на отблеск света на полу. От дальнего окна он проглядывается даже спустя почти 3 метра. Почувствуйте разницу.

Это не значит, что пол должен быть обязательно глянцевым, зеркальным. Вовсе нет.

Следующее, что приходит нам на помощь – это способность зеркал зрительно увеличивать пространство и свет. Повешенное в правильном месте зеркало может творить чудеса.

Зеркало может отражать окно, а, значит, – и свет из окна. Расположенное в углу комнаты (один из любимых дизайнерами приемов), оно освещает отраженным светом самые темные закоулки комнат.

И, наконец, на сладкое. А десерт у нас сегодня не простой. Зонирование пространства – это и зонирование света, а также всевозможные сценарии освещения. И этот сценарий – он полностью в наших руках. И отрежиссировать постановку можем сами.

Что делать? Начинаем от входа, конечно, если это – квартира. Заметьте, что если это – дом, коттедж или таунхаус – начнем мы немного раньше, еще на улице.

Внутри помещения нам нужно освещать зоны входа/выхода в квартиру или дом. Дальше – всегда следуем логике. Зашли мы в дом, вот холл – где нам нужен свет? И – какой? Нужны нам минимум два варианта освещения – когда мы дружной толпой вваливаемся домой, или – когда загулявшая на встрече одноклассников мама крадется на цыпочках, стараясь не перебудить мужа, детей и собаку.

Ванная комната – здесь мы приводим себя в порядок, мужчины бреются, женщины – наносят макияж.

И так прорабатывается весь дом. Кухня – нам нужно осветить рабочую зону, мойку и плиту. Кроме того, необходимо общее фоновое освещение, если комната служит и столовой. Гостиная комната – нам нужны сценарии света на случай, если к нам пришли в гости все родственники или если мы коротаем вечер возле телевизора. Пришли только Вован и Серый, тихо смотрим футбол под пиво с чипсами.

Спальня – зона отдыха, комфорта – интимная и приватная. Здесь вряд ли стоит устраивать невероятную иллюминацию. В освещении здесь нуждаются зоны возле шкафов, гардеробные. Возле кровати – торшеры, бра для чтения. Если есть туалетный столик, стоит продумать освещение возле него. И так далее.

Перебирая пространство жилья – равно как магазина или кафе – мы потихоньку понимаем, что и где будет нуждаться в освещении, каком именно. В отдельной подсветке могут нуждаться витрины с коллекциями или просто ниши с сувенирными безделушками.

И, конечно, все – индивидуально.

От всего сердца желаю вам, чтобы, независимо от того, какие бы лампочки и люстры вы ни выбрали в свой дом, он был МЕСТОМ, ГДЕ СВЕТ.

Задать вопросы автору вы можете в этой теме нашего форума.

О том, каким должно быть освещение в доме, читайте в этой статье. О каркаснике со вторым светом смотрите здесь. Вопросы и ответы по электрике собраны тут.

Комментарии (0)